Слово лауреата премии Петрополь-2022

                04 июня 2022 года
                Всероссийский музей имени А.С. Пушкина
                Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 12
     Спасибо большое жюри и организаторам конкурса за высокую оценку серии моих эссе о великом писателе Владимире Владимировиче Набокове.
Знакомство с книгами Набокова было для меня знаком озарения и перевернуло всю мою жизнь. После чего я решила, что в своем творчестве постараюсь продолжить изучение набоковских тем и дать ответы на интересовавшие любимого писателя вопросы, - чтобы продлить диалог Писателя и Читателя сквозь границы жизни и смерти.
     Мои эссе о Набокове не являются отдельными произведениями, а входят в книгу под названием «Феномен Набокова. Осколки сознания», работу над которой я начала в 2019 году. Цель написания этой книги – воссоздать творческое сознание Набокова по книгам тех авторов, которые были ему известны, то есть выявить их влияние на формирование идей Набокова и его неповторимого, изысканного стиля.
     В настоящее время написаны уже 5 таких эссе: о параллелях набоковского творчества с Метерлинком, Гоголем, Кэрроллом, Библией и Аббатом Прево. Они были изданы и издаются в разных периодических литературных журналах.
     Если бы Набоков был жив, думаю, его бы заинтересовала эта книга, так как даже после смерти он видел себя исследователем. У него даже есть стихотворение на эту тему. И называется оно «В раю»:
     Моя душа, за смертью дальней
     твой образ виден мне вот так:
     натуралист провинциальный,
     в раю потерянный чудак.
     Там в роще дремлет ангел дикий,
     полупавлинье существо.
     Ты любознательно потыкай
     зеленым зонтиком в него,
     соображая, как сначала
     о ней напишешь ты статью,
     потом... но только нет журнала
     и нет читателей в раю.
     И ты стоишь, еще не веря
     немому горю своему:
     об этом синем сонном звере
     кому расскажешь ты, кому?
     Где мир и названные розы,
     музей и птичьи чучела?
     И смотришь, смотришь ты сквозь слезы
     на безымянные крыла.
     Уверена, что эта награда способствует скорейшему написанию моей книги.


Рецензии