Десант президента Кеннеди

Как и почему неожиданно для Америки страна Советов вырвалась в космос? В 1932 Сталин впервые ввёл приемные экзамены в вуз и конкурсный отбор лучших абитуриентов. Этим он отошёл от ленинского социального отбора в вузы без экзаменов непременно из рабочих, крестьян и советских служащих. Состав студентов в вузах улучшился, но лишь отчасти. По-прежнему студенты плохо знали основы наук. Почему? – Учителей предметников в средней школе подмяли под себя педологи. В средней школе, как и всюду в стране, сложилась административно-командная система. Может ли она не иметь фетиша? В Наркомпросе фетишем всегда был марксизм-ленинизм, а тут к ним присоединилась ещё и педология. Руководство в школах перешло к педологам. Они пренебрегали основами наук и техники, ставили учителей предметников тестировать свои педологические проекты и прожекты. Потянув на себя учебные планы, урезали время изложения продуктивных знаний. Профессора и академики изучили положение дел в средней школе и нашли, что педологию, науку о детях, наркомпросы вздули до науки наук, сделав её лженаукой и тормозом для продуктивных знаний.

Индустриализация страны требовала качественных инженеров, и Постановление партии 4 июля 1936 “О педологических извращениях в наркомпросах” решило эту проблему. Оно прервало безмерное разрастание педологии в опухоль на теле образования. Первые места в средней школе по праву стали отводиться учителям предметникам, как и подобает. Педология как препятствие на пути качественного обучения в средней и высшей школе устранялась. После долгих революционных блужданий средняя школа не нашла ничего лучшего как вернуться к классической гимназии. Изъяли из программ прежней гимназии закон божий, древние языки латинский и греческий, хоть и жаль было этих носителей мудрости древних. Освободившиеся часы отдали математике, основам наук и техники и получили, что нужно. Педологам, способным вести научный предмет, предложили перейти на его преподавание. Средняя школа перестала отторгать теоретические знания, что требовала академическая наука и вузы. Математика вышла на первое место в списках наук, как тренировка ума и лёгкий переход к другим продуктивным наукам.

С 1934 в средней школе установилась предметная система обучения основам наук. Появился учебный предмет история, которая до этого начиналась с деяний Ленина и большевиков. Ранее 7-8 ноября отмечались как “Дни начала Всемирной пролетарской Революции”. С принятием конституции 1936 эти дни стали, как и должны быть, юбилеем Октября 1917. С 1936 по 1953 работа в школах и вузах упорядочилась, средняя школа обучала математике и основам наук, а высшая специализировалась по видам науки и техники. В первый же год своей власти в 1954 Хрущев, издеваясь над сталинской гимназией, решился на слом этого стабильно работающего процесса. Сделал большой откат назад к единой трудовой школе, ленинским рабфакам и установке, как он говорил “связи школы с жизнью”. Основы наук в средней школе Хрущев потеснил уроками труда, огородничества и домоводства, швейного, столярного и слесарного дела, практикой на сельхоз- и промпредприятиях. В вузы снова пришли слабо подготовленные абитуриенты. В 1955-м в вузах массовый завал экзаменационных сессий по математике студентами на первом курсе.

Ухудшилось материальное обеспечение учителей. Рабочие массой могли за себя постоять, их зарплата росла, а зарплата учителей и ученых оставалась прежней. До 1953 учителя школ в рабочих поселках были элитой и получали самую высокую зарплату. Золотые медали школьникам изготовлялись из золота 583 пробы, серебряные из серебра 925 пробы. В 1954 Хрущев уменьшил золото в медалях до 375 %, а с 1960 золото и серебро заменил в них на томпак и мельхиор. Через 4 года Хрущев уронил зарплату учителей в рабочих поселках до самой низкой. Заменил золото в медалях школьникам на томпак. Хрущеву крупно повезло с большими заделами, что создал Сталин в области ракетостроения, космоса и ядерной техники. Сразу по его смерти в 1953, опередив США, Советы создали и испытали первую в мире водородную бомбу, а в следующем 1954 первый ток дала Обнинская атомная электростанция. Заложенные при Сталине, они возводились без участия Хрущева. Первый спутник в 1957 и первый полет человека в космосе в 1961 тоже готовились загодя, лишь завершились при Хрущеве и были приняты миром как его достижения, хоть было совсем не так.

Президент США Кеннеди связал успехи страны Советов в космосе и других областях науки и техники с уровнем образования, и был прав. Для изучения опыта советской школы, обеспечившей взрывное развитие науки и техники, в начале 1960-х он направил в вузы Москвы и Ленинграда большой десант аспирантов на стажировку в советских вузах. Только изучать им было уже нечего, Хрущев уже связал школу с жизнью и уровень обучения и наук в ней резко упал. Учебу в классах до двух дней в неделю заменил практикой на предприятиях. Экстерн превратил в массовое заочное обучение – пример величайшей профанации. Лишь единицы заочников показали способность работать и одновременно учиться. За многие года преподавания в вузе я встретил лишь двух заочников, способных учиться по этой системе. Эти двое могли бы окончить вуз как ранее экстерном. В Ленинграде десант стажеров из США вселили в общежития вузов, где летом проживали студенты заочники. Прибыв из дальних деревень, они завезли в общежития клопов. Осенью студенты и аспиранты вернулись в свои общежития, и столкнулись с полчищами этих насекомых.

Обратились в санэпидстанции, где по обилию заказов обещали помочь не ранее, как месяца через два. Если наши отечественные студенты и аспиранты нашли в своих хозмагах, чем избавиться от этой беды, то иностранцы в чужой им стране оказались беспомощны. Помогали им советские коллеги, нарушая при этом нелепый запрет гражданам страны Советов общаться с иностранцами. Сталинская система образования принесла плоды, но ко времени десанта Кеннеди Хрущев её бесповоротно разрушил. Посланцы Америки увидели не то, что хотели увидеть, не образование, которое обеспечило столь удивительный прорыв в космос, а лишь жуткую грязь, в какой жили советские коллеги, принимая гостей.

В зале научной библиотеки на углу Садовой улице и Невского в Ленинграде я как-то подошел стойке выдачи книг. У барьера никого, а в глубине хранилища за стеллажами возбужденные голоса. Когда к стойке вышла библиотекарь, я спросил её, что случилось. Оказалось, что ранее библиотека методично восполняла пробелы в поступлениях научной литературы, что возникли в период войны. Сталин требовал от советской науки высочайшего уровня и поддерживал этот уровень. Вся научная литература, где бы в мире ни издавалась, при нем стекалась в центральные научные и технические библиотеки и университеты Ленинграда, Москвы, Свердловска, Киева и других крупных городов. Библиотеки восполняли пробелы, списывались с библиотеками университетов Америки, Европы и других стран, нет ли у них лишнего экземпляра. Если нет, запрашивали их светокопию. Оплата заказов производилась немедля под гарантию золотого запаса страны. Хрущев нашел золоту иное применение и отменил эту гарантию оплаты научной и технической литературы золотом.

Зарубежная научно-техническая литература перестала регулярно поступать в страну Советов, а лишь в порядке обмена на советскую литературу, которая являлась большей частью непотребной пропагандой коммунизма. Кто будет менять научную литературу на непотребную пропаганду? Ценная научная и техническая литература практически перестала поступать в страну. Прервалась связь науки отечественной и мировой, не обещая успехов в будущем. Страна гордилась успехами в вооружениях и ракетостроении, что заложил ещё Сталин. Но всё это богатство Хрущев затаптывал. В защиту Хрущева отмечают строительство жилья и целину. Ранее жильё строилось на многие года. Хрущев заменил его недолговечным сроком на 40 лет. Со временем, будем думать, явится серьёзный экономист, кто оценит общий эффект этого хрущевского новостроя?

Касательно целины, тут и считать лишне. Сталин планомерно наступал на сухие целинные земли, обводнял их и воссоздавал в них зоны леса. В 1948-м Совмин принял 15-летний план преобразования природы созданием 8 крупных лесозащитных полос общей протяженностью 5300 км. До 1953 высадили 2,3 млн га леса с 4 тысячами
водохранилищ. Сбор зерновых вырос на четверть, овощей на 50%. Производство мяса поднялось на 80%, свинины на 100%, молока на 65%, яиц на 240%, и шерсти на 50%. Хрущев отказался от лесозащитных полос и обводнения. Вспахал страдавшие от засух и суховеев степи. Первые годы природа щадила его, больших пыльных бурь не было. Целина дала добрый урожай, но без дорог и элеваторов урожай был потерян. Затем пришли бури, степной ветер поднимал в воздух тонкий слой чернозема и уносил в овраги. Вспаханные поля становились песчаной пустыней, под посев пахали соседние земли. Весной в 1956-1958 годы на целине черные степные бури сдули тонкий слой чернозема с 10 млн га пашни. На целину ушло 20% общего числа всех вложений в сельское хозяйство. Без средств, оттянутых целиной, продукция прежних сельхозрайонов страны сократилась вдвое. Технику МТС Хрущев передал колхозам, которые не имели кадров и средств под непосильный выкуп. Техника ржавела и 2 млн механизаторов остались без дела. Число колхозов и совхозов с 83 тысяч сократилось до 45 тысяч, почти вдвое. Часть молодежи на время поехала на целину. План преобразования природы Хрущев заменил вспашкой целины, без обводнения и лесозащитных полос.

Что представляли собой лесозащитные полосы, я имел случай оценить их лично. Путешествуя на мотоцикле, я как-то раскинул палатку для ночлега в такой полосе под Ульяновском. В полосе была вода, лес и столько развелось в ней всякого зверья, что их топот и шум в течении всей ночи не дали мне сомкнуть глаз. Ничто не мешало открыть в этой полосе ещё и зверохозяйство.


Рецензии