Осетинская Ванга

Президент России Владимир Путин распорядился на государственном уровне отпраздновать в 2022 году 1100-летие крещения Алании. К годовщине подготовлен ряд мероприятий. В частности, планируется открытие храма святого Александра Невского, который станет крупнейшим в Северо-Кавказском регионе. Первые аланы приняли христианство во II веке, однако массовое крещение произошло приблизительно 1100 лет назад.
В последние несколько лет в осетинском обществе произошла метаморфоза в ряду духовных запросов. Религиозные приоритеты в среде верующих претерпели некоторые существенные изменения. Наряду с христианством и мусульманством, осетины обратили свои взоры к традиционной религии.
В Северной Осетии, единственной христианской республике на Северном Кавказе, появилась новая религия "уацдин". Ее представляют исконно национальным  вероисповеданием, берущим свое начало у древних арийских народов. В местных СМИ появился ряд статей, "разоблачающих" представителей православной церкви и обвиняющих их в узурпации духовной жизни осетинского народа, а также обращение к руководству республики с просьбой вмешаться в ситуацию во избежание межнациональной и межконфессиональной напряженности.
Мы, жители РСО-А, ясно увидели, что в современной Осетии наметились некоторые изменения в вопросе веры людей. Православную религию стала ощутимо теснить так называемая традиционная религия. Посему именно сегодня важно укреплять православие в Северной Осетии путем открытия новых святых мест, где молодежь сможет приобщаться к единственной официальной вере России – православному христианству.
Я абсолютно уверен, что лучше всего посодействует укреплению православной веры в молодежной среде Осетии открытие в центре Владикавказа Дома-музея Старицы Анастасии. Именно здесь следует вести широкую миссионерскую работу. Дом-музей Старицы Анастасии по праву должен находиться во флигеле, расположенном на территории бывшей гостиницы «Коммерческая», владельцем которой был владикавказский ресторатор и меценат Христофор Андреев. Адрес памятника истории Владикавказа, дома большой значимости для паломников и почитателей нашей христианской веры - улица Революции, дом 33.
Христианская традиция паломничества имеет давнюю историю - в 10 веке она уже насчитывала не одно столетие. С самого начала существования Церкви жизнь верующих включала в себя посещение мест, связанных с жизнью Иисуса Христа, его Пречистой Матери, святых апостолов и мучеников. Эти места, бывшие объектами поклонения уже первых христиан, тоже вскоре стали называться святыми. Призывая своих верующих к совершению паломничества, Русская Православная Церковь с уважением относится и к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения наших соотечественников. Дом-музей Владикавказской Старицы Анастасии по адресу ул. Революции 33, несомненно, станет одним из самых достойных объектов этого ряда в Северной Осетии.
В рамках предстоящего празднования 1100-летия Крещения Алании, комиссия по канонизации Владикавказской епархии объявляла о сборе свидетельств для прославления владикавказской старицы Анастасии Андреевой в лике местночтимых святых.
Из нашей истории известно, что в период Великой Отечественной войны, осенью 1942 года, когда немецкие войска стояли у стен  Владикавказа и пытались его захватить, верующие организовали Крестный ход с посохом старицы Анастасии (Андреевой) и просили у нее защитить город. Произошло чудо. Было положено начало разгрому немецко-фашистских захватчиков на Кавказе под нашим городом Владикавказом. С тех пор посох старицы Анастасии приобрел статус РЕЛИКВИИ для владикавказцев и всей Осетии.
Председатель епархиальной комиссии по канонизации, настоятель Ильинского храма протоиерей Евгений Попович обратился к православным Осетии с просьбой принять участие в сборе информации и свидетельств чудесной помощи матушки Анастасии.
«Большинство верующих Северной Осетии знают о существовании могилки матушки Анастасии, они ежедневно приходят к ней, молятся. Нам нужны свидетельства людей, обращавшихся с молитвами к старице Анастасии и получивших то или иное утешение. Сейчас, когда идет подготовка к канонизации матушки, нам очень нужны свидетельства ее чудотворной помощи! Если матушка Анастасия когда-то помогла вам – помогите теперь вы нам, не дайте этой истории пропасть. Придите в Ильинский храм и расскажите священнослужителям о вашей истории, чтобы мы могли внести ее либо в книгу, которая будет издана, либо передать как свидетельство в комиссию по канонизации святых в Синодальный отдел. Для нас это очень важно», - сказал священнослужитель.
Блаженная старица Анастасия жила во Владикавказе в конце ХIХ начале ХХ века, неся подвиг юродства. О прозорливости старицы, как и о ее чудотворной помощи, сохранилось множество свидетельств. Старица умерла в 1932 году и была похоронена на Мещанском кладбище у Ильинской часовни, позже ставшей храмом.
Уже более ста лет жители Владикавказа молитвенно обращаются к матушке Анастасии, получая в ответ утешение и помощь. Почитание старицы всегда было столь велико, что в 90-х годах на месте погребения блаженной Анастасии была возведена часовня.
Христофор Андреев был известным меценатом и благотворителем, попечителем Ольгинской гимназии. По немногим воспоминаниям, его дочь Анастасия, известная православным владикавказцам как старица Анастасия, ушла в монастырь, после того как овдовела во второй раз. По свидетельству председателя епархиальной комиссии по канонизации настоятеля Ильинской церкви протоиерея Евгения Поповича: "матушка Анастасия была из династии купцов Андреевых, дочерью Христофора Андреева, который жил во Владикавказе. Мы знаем знаменитые андреевские дома, которые находятся на проспекте Мира, тогда Александровском проспекте, андреевские бани, сады андреевские… А вот история матушки Анастасии нам известна лишь из устных описаний, фактически никаких документов не сохранилось".
Историк Феликс Киреев в своей книге о старом Владикавказе пишет: "Один документ сохранился, когда ее отец подавал на подданство Российской империи, Анастасия в перечне его детей указана. Они сами были сербы, с территории Албании, и он как турецкоподданный с братьями приехал на Кавказ".
…Однажды в одну из городских церквей (предположительно в новый Михаило-Архангельский кафедральный собор) пришла нищенка в подряснике просить милостыню. Все присутствовавшие на богослужении, к великому своему удивлению, узнали в ней Анастасию Андрееву, которая прежде жила в очень богатой семье.
Так началась подвижническая жизнь Анастасии вне монастыря. Благословение на оставление монастыря она, как считают, получила у епископа Владикавказского Владимира (Сеньковского), всегда благосклонно относившегося к ней. Сохранилось свидетельство, что в год, когда впервые принесли из Моздока во Владикавказ Моздокскую икону Божией Матери и святыня временно стояла на носилках посередине храма, на глазах у бывшего во множестве здесь народа старица Анастасия стала засовывать за икону картонку. Один из наблюдавших за порядком священников попытался ее остановить, тогда вышедший из алтаря епископ Владимир попросил священника ей не препятствовать… Не все люди понимали значение поступков Анастасии, но по прошествии времени суть неизменно открывалась и глубоко поражала ее современников.
Проводя в молитве практически всю ночь, Старица Анастасия изредка ложилась отдохнуть на лавку, кладя под голову большой камень. Днем в пути или за работой она творила умную молитву, при этом ее губы обычно двигались, и издалека видевшим ее казалось, будто она говорит.
Послушанием своим она считала ежедневно на то подаяние, которое ей давали люди, готовить пищу и кормить нуждающихся. Буквально все, принесенное ей, она раздавала, ничего не оставляя на следующий день.
Все, кто о ней вспоминал, описывают старицу Анастасию следующим образом: лицо старицы было необычайно красиво, казалось, что оно сияет, а голубые ее глаза смотрели на всех с любовью и лаской. Она была слегка согнута, всегда облачена в подрясник, мантию и клобук, под которым была черная вязаная шапочка (Эта шапочка храниться в благочестивой православной семье Канищевых, проживающих во Владикавказе). В руке старица держала палку-посох (Этот посох хранится у грузинского патриарха Илии II, родители которого были почитателями старицы Анастасии), за спиной же носила мешок с песком. Зимой и летом старица ходила в галошах, надетых на босую ногу. Бывало, что из сострадания люди дарили ей обувь, но она обычно отдавала её другим, считая, что не вправе иметь то, чего нет у других.
Старица постоянно ходила быстро, как будто куда-то спешила. Но благодаря именно этой быстрой походке, в городе ее сразу узнавали. На базарах и в магазинах продавцы стремились зазвать к себе Старицу, чтобы она прикоснулась к их товару, так как заметили: если она прикасалась или брала что-то себе, то торговля шла успешно. Многочисленные владикавказские извозчики наперебой предлагали свои услуги Анастасии, и если Старица садилась, то день был доходным. Хотя старица Анастасия пользовалась вниманием продавцов и извозчиков, однако не каждого жаловала, а лишь только тех, кто честно относился к своей работе и не лихоимствовал.
Господь дал старице Анастасии дар прозорливости. Именно о прозорливости Старицы существует множество свидетельств.
Из свидетельств Марии, проживающей во Владикавказе по ул. Дзержинского в доме №42. Мария почитает старицу и часто бывает на ее могилке. Однажды у могилки встретила пожилую женщину, которая рассказала ей, что в 30-е годы ее мужа призвали в Красную Армию. Долгое время от него не было известий. От беспокойства за мужа она не могла найти себе места. Решила пойти к старице Анастасии узнать, жив ли ее муж. Напекла пирожков и пошла, а ребята на улице стали просить ее угостить пирожками, та им отказала. Пришла, а старица Анастасия у калитки встречает ее со словами: «Эти пирожки, что ты принесла, отдай детям, а муж твой вернется домой».
Из воспоминаний Екатерины Канищевой, которая с детства была хорошо знакома со старицей Анастасией. Старица называла семью Канищевых Богодуховскими за их крепкую веру, радушие и страннолюбие. Екатерина была самой младшей в семье. Близкая приятельница Екатерины Канищевой рассказывала случай, произошедший с ее матерью: «К Пасхе мама купила на последние деньги десяток яиц. По дороге с базара ей встретилась старица Анастасия, которая спросила: «Вы несете яички?» и, не дожидаясь ответа, со словами: «Дайте их мне, у вас и так есть» повернулась и пошла. Мама всю дорогу домой шла расстроенная. Войдя в дом, она увидела целую корзину яиц, стоящих на столе. Их привезли родственники из села, пока она ходила на базар».
Приходили к Старице и ради праздного любопытства, действительно ли она прозорливая, таковых она укоряла. Многие из тех, кто пришел поискушать, тут же раскаивались и со стыдом уходили. Однажды к Старице пришли посетители, желая, чтобы Анастасия предсказала им будущее. Постучались, а Старица через закрытую дверь: «Вам надо на Шалдон (район Владикавказа) к персиянке-гадалке, а мы на картах не гадаем».
В конце своей жизни Старица стала ходить по улицам и останавливаться около домов. Бывало, остановится напротив какого-то дома, с грустью посмотрит на дверь, палочкой начертит крестик и идет дальше. Люди стали замечать, что таким образом старица призывала к покаянию и давала знать, что скоро в этом доме будет утрата.
Из воспоминаний Протасовой Зинаиды Васильевны, проживающей во Владикавказе по ул. Суворовской в доме №24. Жила по соседству со старицей Анастасией. С детства помнит, что очень много людей приходило к ней со своими проблемами. Зинаида Васильевна рассказывает, что бывало, когда Старицу обижали, она никогда не гневалась, а только благодарила обидчика.
Особое отношение у нее было к детям, им она давала конфеты и монетки.
Родственница Зинаиды Васильевны, Екатерина Пыжова, рассказывала ей, что в 1902 году всей семьей они переехали жить во Владикавказ. И уже договорились купить дом, но перед сделкой ей посоветовали сходить за советом к старице Анастасии. Когда же Екатерина пришла к ней, то Старица ей сказала: «Этот дом не твой, твой напротив стоит». Не понимая смысла сказанного, Екатерина ушла. Но насколько велико было ее изумление потом, когда прежняя сделка расстроилась, а соседи напротив, решив уехать из Владикавказа, предложили купить их дом.
Из воспоминаний Татьяны Федоровны Пацевич. По улице Автобусная дом 7, квартира 13 жила скончавшаяся в 94 года раба Божия Мария, которая рассказывала Татьяне Федоровне, что когда она принесла крестить в церковь своего сына, их встретила в храме старица Анастасия. Погладив младенца, Старица сказала: «Шестьдесят три, шестьдесят три». Мария вспомнила это пророчество, когда похоронила сына, которому исполнилось шестьдесят три года.
Из воспоминаний Елены, 1970 года рождения. Бабушка Елены Марфа рассказывала, что в молодости она тяжело заболела, врачи ей поставили диагноз «рак гортани». За ней ухаживала ее сестра Анна. Как-то Анна возвращалась с базара, где купила на последние деньги полтыквы и полвилка капусты, по дороге встретила старицу Анастасию, которая подошла к ней и говорит: «Давай свою тыкву и твою капусту. Где твоя больная сестра? Я зайду». Анна привела Старицу к больной. Матушка Анастасия после молитвы обратилась к Марфе: «Хватить лежать, вставай». После ухода Старицы больная почувствовала облегчение и вскоре вовсе выздоровела. Марфа скончалась в возрасте девяноста двух лет.
Когда клир Михаило-Архангельского кафедрального собора в 1923 году признал обновленцев, старица стала ходить молиться в Александро-Невскую («Линейную») церковь, где служил протоиерей Дмитрий Беляев, не примкнувший к обновленцам.
Скончалась старица Анастасия 24 декабря 1932 года. На похороны старицы собралось множество народа. Люди, узнав о ее кончине, приезжали из пригородных сел. Здесь у гроба Анастасии Андреевой стояли как православные, так и обновленцы (На сегодняшний день практически невозможно установить отношение старицы Анастасии к обновленчеству и обновленцам в частности. Рассказывают, что накануне обновленческого раскола Анастасия надела овчинную шубу на изнанку и пришла в Линейную церковь. Зайдя на амвон, и став напротив Царских врат громко произнесла: «О людях мирских нам ничего не сказано, а в священстве война». Эти же слова влагают в уста Старице, когда кто-то просто приходил к ней узнавать об обновленчестве).
Екатерина Канищева свидетельствует, что от 25 дома на улице Суворовской до часовни на Ильинском городском кладбище ее провожало почти все владикавказское духовенство (Необходимо отметить, что 30-40 годы ХХ века духовенство, сохранившее верность святителю Тихону, патриарху Московскому служило только в часовне на Ильинском кладбище, во всех остальных храмах служили обновленческие священники). Отпевали ее в Ильинской церкви, похоронив неподалеку от храма.
У ее могилки, на Владикавказском Ильинском городском кладбище, всегда людно. Почитание Старицы, начавшееся еще при ее жизни, продолжается до сего дня. В трудные годы гонений на Церковь, когда казалось, что уже не осталось веры у людей, на ее могилке совершались первые молитвы тех, кто прежде никогда не молился. В народе существует ставшая уже традиционной молитва, с которой верующие обращаются к Владикавказской святой: «Старице Анастасие, аще имеешь дерзновение ко Господу Богу нашему, молись о нас грешных!» и по вере получают просимое.
Часовня на Мещанском кладбище при церкви пророка Божия Илии построена над могилой местночтимой подвижницы благочестия.

Исследователь жития старицы Анастасии Лидия Журавлева пишет в своей книге "Андреевы" следующее: «До наших дней сохранилось здание гостиницы "Коммерческая", позже переименованной в гостиницу "Националь", расположенное сегодня на углу улиц Куйбышева и Революции, владельцем которой был сначала Христофор Андреев, а позже его дети и младший брат Спас. Не случайно именно в этом доме, где прошли молодые годы Анастасии Андреевой, был открыт Центр православного просвещения "Покров", на базе которого ныне предполагается создать духовно-просветительский центр Владикавказской епархии».
Было бы неплохо разместить здесь и дом-музей старицы Анастасии. Ведь строение находится в центре Владикавказа, и данный особняк имеет полезную площадь 100 квадратных метров: есть где разместить многочисленные экспонаты. Это предложение поддерживают многие верующие Северной Осетии.
Религиозный туризм считается важным средством духовного просвещения наших соотечественников. Дом-музей владикавказской старицы Анастасии, несомненно, мог бы стать одним из самых достойных объектов в Северной Осетии в этом ряду. Тем более что для осуществления проекта не требуются огромные финансовые затраты, достаточно расселить жильцов всего четырех квартир и отреставрировать особняк, придать ему вид двухэтажного флигеля начала XX столетия.
Флигель находится по адресу ул.Революции, дом 33. На фасаде двухэтажного здания бывшей гостиницы в классическом архитектурном стиле остался до сего дня витой ажурный вензель «ХА» - Христофор Андреев. Сегодня здесь же ведет успешную разнообразную деятельность центр православного просвещения и культуры «Покров».
Владикавказская Старица Анастасия обладала редким даром прозорливости или провидчества, она была пророчицей такого же высокого уровня, как общеизвестная болгарка Ванга. Память о Старице Анастасии, безусловно, очень нужна именно сегодня молодежи и многонациональному народу Северной Осетии – Алании и Российской Федерации. Память о добрых деяниях Старицы Анастасии будет содействовать духовно-нравственному, патриотическому воспитанию граждан России, противодействовать экстремизму. 
Фотография:
Часовня Старицы Анастасии в ограде Ильинской церкви во Владикавказе.


Рецензии