Хоккей и театр

Вам не кажется, уважаемые читатели, что между игровыми видами спорта и театром много общего. И то и другое - зрелище. Чтобы заслужить аплодисменты зрителей и болельщиков, надо много провести времени на репетициях в театре и на тренировках в спорте.  Лучшие артисты и игроки являются поистине "звездами", которых останавливают на улицах с просьбой дать автограф или вместе сфотографироваться. Пожалуй, единственное, что отличает театр от игры - в театре все предопределено и конец известен, а вот в игре сохраняется интрига до самого конца поединка.

Так или иначе, между популярными артистами и спортсменами в любимых видах спорта много общего.  Особенно это было заметно в хоккее, одной из самых популярных видов спорта в советское время.  И хотя игры на чемпионатах мира проходили очень напряженно, но все же чаще побеждали наши хоккеисты, которых очень часто поддерживали артисты театра и кино.  Вот что об этом рассказывали в своих интервью после побед наши игроки.

- На чемпионате мира 1978 года очень нас поддерживал Евгений Леонов. Солнечный человек. Ему раньше конца турнира надо было уезжать, в Москве его ждали спектакли. Но Валентин Сыч не разрешил: «Ты останешься, с центром все улажу»,- Василий Первухин, игрок московского "Динамо" и сборной СССР.

Татьяна Тихонова, супруга В. В. Тихонова вспоминала, что ее муж обожал актрису Наталью Селезневу, и она однажды даже нашла в его портмоне ее фотографию. Селезнева, ярая поклонница ЦСКА, постоянно приглашала Тихонова вместе с женой на свои спектакли. Тихонов много общался с разными актерами театра и кино и певцами – они нередко приезжали, особенно перед крупными турнирами, на базу ЦСКА в Архангельском. Иногда из артистов формировали бригады поддержки на соревнования за рубежом – на Олимпиады или чемпионаты мира. Также Тихонов частенько организовывал для команды поездки на концерты и спектакли.

Татьяна Васильевна вспоминала, что в их коллекции фотографий было необычное фото – ее муж, по «гражданке», и Вячеслав Тихонов, в форме штандартенфюрера СС Штирлица. Они стояли вместе с рюмками в руках. К сожалению, это фото кто-то «заиграл».

- После окончания сезона «Спартака» был банкет в «Метрополе». Пригласили Антонова, он спел три песенки – и за стол к ребятам. В какой-то момент они вдруг завелись и организовали турнир по армрестлингу. Я не участвовал – молодой еще был, кто меня подпустит. Антонов оказался могучим мужиком, на руках положил всех наших ветеранов, кроме Кожевникова. Сашка – тоже крепкий, жилистый. А может, народный артист уже уморился, - Игорь Болдин, игрок московского "Спартака".

Одним из самых памятных спортивных турниров Владимира Винокура стала Олимпиада 1980 года. В Лейк-Плэсид (США) Винокур отправился в составе группы поддержки советской сборной. Хоккеисты жили в только что отстроенной тюрьме для малолетних преступников. Винокур вспоминал, что после заселения к группе артистов подошел Харламов, и сказал: «Вот приедете к нам в тюрьму выступать, привезите с собой чего-нибудь». На 23 февраля Кобзон, Лещенко, Винокур, Леонов и Людмила Сенчина в сумках по три-четыре бутылки, пронесли на территорию тюрьмы ящик водки.

В тот день артисты дали концерт в честь Дня Советской армии и Военно-морского флота. Откуда-то в тюрьме нашлось пианино. Концерт длился более 3-х часов. Винокур:«Ребята, конечно, сильно переживали то злосчастное поражение». Накануне 22 февраля сборная СССР в финальном турнире за 1-4 места в очном поединке уступила сборной США – 3:4. Нашим хоккеистам артисты дали «допинг» и ребята «махнули», немного освободившись от мыслей о проигрыше. Винокур: «Тихонов не понимал, почему все такие веселые в этот день». А на следующий день, в последний день Олимпиады наши игроки разгромили сборную Швеции, со счетом 9:2.

На церемонии награждения на трибуне сидели Лещенко, Винокур, Кобзон и Леонов. Винокур вспоминал, что Харламов не пошел на награждение, а пришел к ним на трибуну, в «гражданке». Винокур спросил у Харламова, почему тот не пошел на награждение. Тот ответил: «Знаешь, я не люблю получать серебро. Это для меня позор…».

- Высоцкий маму мою знал. В 36-й больнице она работала заведующей отделением, где периодически его кодировали. В благодарность Высоцкий устраивал там для врачей небольшие концерты. А я с ним уже в театре на Таганке познакомился. С хоккеистами посмотрели спектакль, и нас провели за кулисы, накрыли стол. Помню, разливают водочку, Золотухин говорит: «Мне стаканчик». Протягивают граненый, до краев. Тут голос Старшинова: «А мне – рюмочку». У Золотухина глаза на лоб: «Слава, да ты что? Какая рюмка? Ты же хоккеист!» Пришлось Старшинову стакан накатить,- Евгений Зимин, игрок московского "Спартака" и сборной России, автор первого гола в ворота профессионалов в суперсерии "Канада-СССР 1972 года.

Борис Михайлов вспоминал, что артисты часто приезжали на базу в Архангельское. Они так дурели от больших нагрузок, что любой концерт им был в радость. Особенно нравились Михайлову концерты Высоцкого. После выступлений Высоцкий не раз приглашал Михайлова на Таганку, но тому из-за загруженности так и не удалось туда попасть.

- Моя теща – народная артистка СССР, тридцать лет в Большом театре танцевала. За тещей, кстати, одно время Ролан Быков ухаживал. Но теща его прогнала. Я с Быковым еще раньше был знаком. Встречались в ресторане ВТО на улице Горького. По мне – трепач. Много шума – и ничего. Вот с кем из артистов приятно было общаться, так это с Леоновым, Дуровым, - Александр Мальцев, игрок московского "Динамо" и сборной СССР, в которой он забил больше всех голов.

Лев Дуров вспоминал, как он вместе с Кобзоном и поэтом Александром Ивановым отправился с составе группы поддержки на чемпионат мира 1983 года в ФРГ. Общались с хоккеистами, заходили в раздевалку. В перерыве матча с «чехами» Дуров зашел в раздевалку и увидел, что врачи делают Мальцеву новокаиновую «блокаду» - у того тело в синяках. Мальцев тогда зло сказал: «Противно играть! Ладно, на борт бросают, черти. Но клюшкой-то зачем под ребра лезть!» Дуров присмотрелся к игре «чехов» и согласился с Мальцевым: «Действительно злобные поганцы».

Из ФРГ Дуров привез две шайбы: одну с автографом Третьяка, другую – трофейную, которая досталось ценой сломанного пальца. Во время одного матча шайба рикошетом полетела на трибуну, и он поймал ее на лету. На том чемпионате не повезло поэту Иванову. Он запил, и выходя из автобуса, споткнулся и упал. Рассек бровь, которую в больнице зашили. Дуров придумал историю, что они сидели на трибуне, и лицо Иванова разбили шайбой. Дуров: «Дня через два он очухался, поверил в собственный героизм. Спрашивает: «Лева, ты помнишь, кто именно мне шайбой засветил?»

Еще Дуров вспоминал о Третьяке, которому он однажды перед матчем на льду во время разминки попробовал докричаться. Кричал Дуров долго, но Третьяк никак не отреагировал. Только после матча Третьяк сказал Дурову: «Мне нельзя отвлекаться. А сбить настрой может любая мелочь». Третьяк также рассказал Дурову, что своей жене строго наказал, что пока игра не закончиться, на глаза ему лучше не попадаться.

В статье использованы публикации следующих изданий: Википедия, «Спорт-Экспресс», «Советский спорт»,  М. Макарычев «Валерий Харламов».


Рецензии