Страницы Мартиролога

   Сегодня, 15 июня 2022 года, имена моих репрессированных предков, благодаря основателю Томского Мемориального музея Ханевичу Василию Антоновичу, занесены  на страницы Мартиролога музея. Среди них мой дедушка Осыховский Александр Эдуардович, судьба которого после пяти лет лагерей и трёх лет поражения в правах остаётся неизвестной. В Колпашевской тюрьме были расстреляны его старшая сестра Анна, братья Григорий и Николай. Все реабилитированы посмертно.

В начале девяностых в журнале «Новый мир» я прочла «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, и конечно книга потрясла меня. Неизгладимое впечатление она произвела ещё и потому, что я соприкоснулась не только к описаниям лагерной жизни в период репрессий 1918-56 годов, которыми изобиловало её содержание, но и к собственным воспоминаниям об одном из Кенгирских лагерей, вернее о том, что от него осталось. Читая «Архипелаг ГУЛАГ», я вспомнила посёлок Кенгир на окраине города Джезказгана, где проживала с 1964 по1969 г. и где начала учёбу на первом курсе вечернего филиала Карагандинского политехнического института. Вспомнила здание, в котором мы слушали лекции, – оно располагалось в этом посёлке и принадлежало во времена репрессий (предполагаю) лагерному начальству. Особенно врезалась в память территория на краю посёлка, обнесённая развалившейся кирпичной стеной с оборванной колючей проволокой, за которой сохранились разрушенные бараки и смотровые вышки. Когда я проходила мимо бывшего концлагеря, меня бросало в дрожь, будто в душу впивался ужас тех деяний, что творились за колючей проволокой в сороковые-пятидесятые годы прошлого века, – уж слишком агрессивной и в то же время мученической была аура вокруг, – я чувствовала это. Всякий раз задавалась вопросом:  «Что здесь было? Тюрьма? Но какая?..», и не находила ответа. Когда пыталась расспрашивать людей, все отмалчивались, и не мудрено, потому что подобные разговоры находились под негласным запретом. А эта тюрьма-лагерь именовалась в то время 3-м отделением Кенгирского Степлага.

Но я и подумать тогда не могла, что через 20 лет узнаю о судьбе моих родственников, репрессированных в селе Молчанове Томской области и расстрелянных в 1937-38 годах в Колпашевской тюрьме, потому что в нашей семье на эту тему было наложено такое же строгое «табу». Но пришло время, и, доказав родство с погибшими, я начала собирать соответствующий материал и работать над ним. Так появилась книга, которую я назвала «Вызов забвению».

В основу Мартиролога легли материалы из этой книги.

Ссылка на Томский Мемориальный музей "Следственная тюрьма НКВД":
https://nkvd.tomsk.ru/ (вставить в адресную строку)

На страницах Мартиролога, размещённого в архиве после реконструкции музея, искать:

1.Григорий Эдуардович Осыховский

2.Анна Эдуардовна Колмакова-Осыховская

3.Александр Эдуардович Осыховский

4.Николай Эдуардович Осыховский

Сердечная благодарность Василию Антоновичу и тем, кто захочет прочесть информацию о моих предках.


Рецензии