Неизвестная история одного отеля
отеля
(из цикла Екатеринославские зарисовки)
Дома, если с ними дружить и уметь слушать, могут много чего рассказать интересного. Вот дом по нынче улице Глинки , а тогда Упорной, 12. Стены, камни дома ,невзирая на ремонты множественные, помнят много чего любопытного. Главное, суметь увидеть. И вот я вижу город Екатеринослав. Нет ни брусчатки, нет,конечно же тротуара.
Первые сведения об этом участке возникают в 1790х. И лишь спустя век,в 1885 году возникает имя Е,Батюшковой, супруги тогдашнего губернатора ,коя ходатайствовала пред Екатеринославской городской Думой принять по завещанию купца Мордки Кравцова часть из его земельных участков на строительство и содержание дешёвой столовой для бедных, с условием присвоения ей имени М.Кравцова.
Большинство гласных Думы, учитывая отрицательные личные качества покойного и его занятие ростовщичеством, нашли это невозможным для города. Дар не был принят. В результате, наследство отошло вдове Тройне Давыдовне Кравцовой. Затем пошли судебные иски и дом был выставлен на торги за долг Т.Д.Кравцовой собственной дочери Хае Мордуховне Эльясберг.
И вот в 1892 году по проекту арх.Ф.Гагена был выстроен новый трехэтажный доходный дом, который сразу же и был занят гостиницей "Grand-Hotel". Отель состоял из 19 нумеров, 2 общих салонов и ресторана с кабинетами. Там же были прачечная, лакейские,кладовые и холодильник. Это было шумное место, на балконе господа с дамами стояли,взирая на улицу, перед отелем ждали извозчики. Шумели деревья, пахло вокруге акацией цветущей и сиренью. Культурный центр отдыха тогдашних екатеринославцев .
Среди горожан ходила одна необычная легенда. В те времена остановилась в "Grand-Hotel" дама в шляпке с вуалью. Это было поздней осенью 1896 года. Имя этой дамы было - мадам Жоржетт. По русски она не говорила, носила замысловатые шляпки с черной вуалью и выдавала себя за гувернантку из Франции,которая приехала наниматься в богатую семью. Хозяин отеля Эльясберг, хотя и был женат,не смог устоять перед очарованием незнакомки. Француженка ответила взаимностью.
Ресторан, с круглыми столиками, застланными белой скатертью. На окнах бархатные шторы, свет мягкий, томный. Нечеткость линий, приглушённый свет, ресницы женщины, и взгляд зовущий. У Эльясберга закружилась голова. Такой изысканности , шарма, он ещё не встречал. Что жена его Хая, еврейка с некрасивым лицом. С вечно недовольными искривлёнными губами, тонкими и злыми. Безгрудая, неумная. А здесь такая дама.... Духи нездешние , какие то цветы - ландыши, фиалка, ирисы. Кружится голова. Льется холодное шампанское , услужливо поставленное лакеем в ведёрко со льдом. Прикосновение тонких пальцев с кольцами к его руке, гортанные слова , произнесенные с особым парижским изыском. Играет скрипка. Бедный Эльясберг, влюбленный ,ослабевший, представляет белую прохладную кожу, нижнее белье, кружева. Гортанный смех , грудной голос. Вот руки обвиваются как лилии, пунцовый рот чуть приоткрыт.
Однажды, с бутылкой дорогого вина и коробкой конфет, Эльясберг посещает мадам Жоржетт в ее нумере. Лакей приносит кофэ, пирожные эклер. И дама незаметно подсыпает влюбленному хозяину отеля снотворное. Снимает с его пальцев дорогие перстни, вынимает дорогие карманные часы. И .... пропадает. Придя в себя несчастный не видит ни дамы сердца, нет ни обнаженных белых покатых плеч, ни сладостных поцелуев. Ни нежных притрагиваний, ни нижнего белья мадам..... Нет перстней,нет часов. В каждом еврее всегда жил, живёт и будет жить делец, барыга, ростовщик. Эдакий жалкий маленький мужчинка с мелкой своей душонкой. Он будет помнить мелочи, акцентироваться на них, влюбленность испарится и на поверхности окажется делец, противный, скользкий. Так и наш Эльясберг, тут же подал заявление в полицию. Даже удалось разыскать девушку, которая под видом француженки и своего сообщника, выдававшего себя за ее лакея, занималась этим бизнесом. Пока она отвлекала внимание, ее подельник опустошал карманы и бумажники .
В это же время у постояльцев лучшего отеля в городе, начали пропадать вещи. Думали, что ворует кто-то из прислуги. Как оказалось позже, за всеми кражами стояла "француженка" и ее сообщник. Девушка прокляла Эльясберга и его отель, и с тех пор гостиничный бизнес не шел. Правда это или нет, неизвестно, в архивах нет этих упоминаний. Есть подозрение что это была та самая легендарная Сонька Золотая Ручка.
Дом может очень много рассказать. Например, что после он переходил из рук в руки по наследникам. Гостиница,которая на момент открытия считалась самой лучшей, обветшалась. Требовался капитальный ремонт. Деньги вкладывать никто не хотел. И в 1916 году дом был продан. Хозяйкой стала жена врача Майа Моисеевна Подольская . А через два года дом был национализирован.
В советское время это был обычный жилой дом с коммунальными квартирами, общей кухней, вечными спорами и бельевой веревкой с влажным бельем на всю ширину кухни. Споры , сплетни, влюбленности и предательства, все помнят стены. Ночами привидения былых хозяев выходят из своих углов, обходят свое владение, делятся впечатлениями, вспоминая былую роскошь. А утром они прячутся , давая простор новой жизни, новым людям и новым делам . Сегодня этот дом отреставрирован и сдается под офисы в аренду.
Тссс..... Стены сказали по секрету, что дама эта и была той самой Сонькой. Вот какие истории хранит дом. Нужно лишь уважать его, беречь,любить. И он подарит много разных россказней старины .
4 июня 2022 года
Свидетельство о публикации №222061500780