Дореволюционная старина

Дореволюционная старина
(из цикла Екатеринославские зарисовки)

Бог - это про каждого. Снаружи много чего есть, внутри человека то, что он допускает. Храните себя, как творенье божье)
Быть добру!

     Город Днепропетровск - город миллионник, город контрастов. В разные годы своей жизни он носил разные имена. Екатеринослав, затем Новороссийск, снова Екатеринослав, позже Днепропетровск. И в последние годы просто Днепр. То ли город, то ли река.  Я помню его гордым закрытым городом Днепропетровском. С Южмашем и связанным с ним Космосом. Индустриальный город, ставший миллионником, чистый, тихий, культурный. Со сквериком вдоль проспекта Карла Маркса, и высокими каштанами. Это после он ослаб,стал грязным, неухоженным, с толпами понаехавших из разных афро азиатских стран. Грязный город и больной, инвалид с уничтожающимися зданиями исторической части , и насаждающийся новыми, бесформенными коробками из стекла и пластика.
     Говорить я хочу о той поре, когда был расцвет, фавор города. Основанный князем Потемкиным, где пребывала императрица Екатерина Великая. Когда город русской славы планировался как третья столица империи на юге, и интенсивно застраивался ,заселяясь выходцами Тамбовской, Курской, Тверской и других губерний. Град Екатерины!
     У меня особое отношение к домам старых времён, к истории. . Я будто вижу их души, они говорят со мною, делятся своими тайнами , событиями дней минувших. Где по ночам , когда все спят, откуда то из за углов, из паутины лет , выходят тени. Сплетничают, вспоминают.
     Вот дом . Сейчас он полуразрушен, глазницы окон осуждающе глядят на прохожих, рядом неухоженный парк ,а справа гимназия.  Чуть далее, Успенская площадь и такой же полуразрушенный , но все ещё живой храм Успенский собор.
     Картинка накладывается на картинку, и я вижу иной пейзаж, и нос мой ловит ароматы прошлые.  В доме этом, ухоженном , подкрашенном , кокетливо взирающим на публику мимо фланирующую, живут люди. Вот за тем окошком на втором этаже раскрыто окно и развевается кружевная штора. Я вижу чей то силуэт, о да! это жена разночинца, ждёт к обеду мужа. А на столе баранки, самовар поспел, варенье в вазочке . Дама в белой шелковой блузочке, кокетливо прикрытой фартушком, накрывает стол. И ждёт. Вот вот из за угла покажется супруг уставший, но с охапкой сирени. Нет, он не наломал ветвей, купил. Ибо губернатор , обрусевший немец, очень уж ревниво относится к посаженным кустам сирени вдоль Екатеринославского проспекта. Был случай, когда мимо шли веселые гимназисты, и сорвали веточку  . А он увидел из окна губернаторского дома, нагнал тех шалунов и очень уж ругал. Обошлось без штрафа,лишь нравоучениями. Никто не смел срывать, все порядок соблюдали.
     Город железной лихорадки, которым стал Екатеринослав , после открытия железной дороги и моста через Днепр в 1884 году, буржуазный город - город предпринимателей, больших денег , банков и синематографов , требовал большого количества гимназий. Вот и мужская гимназия рядом с уже знакомым нам доходным домом. Рядом парк разбит, прекрасные деревья и удобные скамейки. На одной сидит бонна с двумя малыми детишками, а мимо пробегают стайка гимназистов. Закончились уроки, пора домой. Вот чинно и степенно , банты в косах, идут гимназистки в накрахмаленных фартуках. А где то там стоит молодой щеголь с чарующей улыбкой и поклоном навстречу барышням. Колокола Успенского собора зазвонили, купола сверкают на солнце. Их видно очень далеко,ибо храм построен на возвышенности.
Бог - это про каждого. Снаружи много чего есть, внутри человека то, что он допускает. Так и живу, храня в себе все наше достояние, храмы, православие, всю старину.
     А что же наш дом?  На третьем этаже живёт кто то, большой любитель музыки и патефона. И из окна слышен бас Шаляпина:  Жил-был король, когда-то при нём блоха жила.
Блоха, блоха.
Милей родного брата она ему была.
Ха-ха-ха-ха-ха блоха.
Ха-ха-ха-ха-ха блоха.
Ха-ха-ха-ха-ха блоха
     Город дивный, русский город. С множеством деревьев, потемкинскими садами, ароматом цветущих лип. Днепр ласково плещется о берег, ещё не одетый в бетонные плиты. Гуляют кавалеры, дамы кокетничают и флиртуют, прикрывшись кружевными зонтиками от солнца. А вот за тем углом кафе, и слышен аромат Екатеринославских рогаликов с вишней, со сливой, с абрикосом. Дивно то как! Не хочется и возвращаться в чёрствый 21 век.
Мне хочется остаться здесь хотя бы на немного. Послушать сплетни домов, о том,как жили люди. Но это в следующем рассказе.....

3 июня 2022 года


Рецензии