Паучья космогония. Жужань
Казалось бы в далёких друг от друга и неродственных языках не может быть каких-то сколько-нибудь регулярных совпадений. Что общего может быть,например,между германо-скандинавскими "норнами" и аварским названием "паутины". Оказывается всё же,что есть,и причём намного больше чем можно было бы представить как случайное совпадение. Не одно,и не два,а гораздо больше лексем демонстрируют свою близость,когда их смысловое содержание "просвечивается" через мифологию. Мы убедились в том,что верить на слово всем штатным научным сотрудникам просто нельзя, лексемы и в неродственных языках могут хорошо сохраняться если они "вшиты" в мифологию. А вот почему они оказались там "вшиты" - другой вопрос. Прежде всего потому,что имелись контакты,языки испытывали взаимное влияние,языки в процессе развития видоизменялись. Современные учёные просто не вникают должным образом в темы своих исследований,не пытаются изучить смежные дисциплины. Без хорошего знания мифологии не удаётся проникать в мировидение древних. А это необходимо. Мифология ,этноса достаточно хорошо цементирует многие ключевые для того или иного мифа лексемы.
Ни в одной исследовательской работе вы не найдёте ни одного упоминания о следах паучьей мифологии в Дагестане или в Чечне. Но на наш взгляд эти следы всё же имеются. Старинные образцы резьбы по камню в Дагестане до сих пор неаерно трактовались дагестанскими археологами как солярная симаолика и т п., но дело в том,что там именно спиралевидные паучьи свастики с большим количеством завитков и такое их количество вовсе не требуется для отображения солярного культа. Их правильное название в аварском не солярный культ,а Humator "паучья сеть",где сама свастика (swerdiro,homhi) всего лишь один из сакральных элементов. Общий посыл этих изображений - просьба дара (дождя,удачи,благополучия и т.п.). Основной же причиной хорошей сохранности общих ключевых обозначений от Дальнего Востока до Чечни и Дагестана- длительное пребывание на Сев.Кавказе племён,использовавших один из парамонгольских языков в качестве языка-прсредника.
В этой статье мы покажем как в этимологическм гнезде слов,начинающихся с "N-" сгруппирована паучья Netz-космогония (от нем. Netz "сеть"),своего рода паучий конструктор,создававший новые лексемы. Для сравнения и уточнения мы привлекаем всего один основной язык- монгольский. Так как именно Жужань имела славу "насекомых",то мы её так и назвали.Речь идёт о схожих с германо-скандинавскими образами "прядильщиц судьбы" (норны) образах,только у нахско-дагестанских народов эти образы намного архаичнее и глубже. Германо-скандинавские норны лишь "прядут судьбы",подобно греческим мойрам,но не конкретизируется из чего они еёсобственно прядут.У скандинавов весь их языческий мир -постоянные плетёнки,узлы. Всё это тоже есть у алародиев,но их мифология ближе не скандинавам, а тому,что мы видим на Дпльнем Востоке,где-то в регионе Маньчжурии и Японии. Понятно,что и в японских мифах прежняя картина мировидения древних замутнена,но всё же это более схожая мифологическая канва.
1.ПАУК САМ
Ав. диал. HUM, паутина NUSI. Ср. поразительное сходство с яп. KUMO (кор. GEOMI) NO-SU (KUMONOSU) "паук и паутина". При этом,другое название паука в аварском-"ханхру" совпадает с др.-греческим "арахна". Но эти лексемы- не центральные, а скорее для отвода глаз,так как табуизация предпологала выводить из общего доступа некоторые ключевые элементы мифа. Сакральная терминология паучьей мифологии сосредоточена среди слов,начинающихся с N (Netz- космогония).В славянских языках первым,что приходит в голову, это запрещение с принятием христианства "вязать наузы" ( колдовские узлы).
2. ПАУК - СИЛА
Чеч. ницкъ "сила,мощь; насилие"; ницкъберг "мощный,сильный",ницкъбар "угнетение,принуждение; насилование,насилие",нуцкъала "мощный,силой". Халха-монг. ноцолдоон "схватка,драка",ноцолдох "схватываться,бороться,драться,заниматься с кем-л. чем-л",ноцох "схватывать,набрасываться.Небольшая ремарка:в японской мифологии пауки-оборотни (Kumo) питаются людьми".
2.ПАУК И МОЛОДОЖЁНЫ: ОБМАННЫЕ ОБРАЗЫ
Ав. "нуцал" - князь,старинный титул правителей Аварии,само слово в аварском объяснения его происхождения на аварской почве не имеет,но ср. чеченское:НУЦ "жених,зять",невцалла жениховство; положение жениха".Сюда же ав. НУС "невестка",нусей "невеста",чеч. нускал "невеста".Ср.др-греч. nyos "сноха,невестка,свояченица,родственница (позднее - "невеста")".Все они из той же основы,что и ав.NUSI "паутина".С какими важными фигурантами их можно соотнести в монг. языке, может быть с халха-монг. ноён "феодальный князь,господин; вершина,пик,поперечина,стержень",Халха-монг. ноёрхол "господство,власть,доминирование". В нем. проще - Netz "паутина" и дальше вообще ничего. Почему и где чеченцы нашли в ней "силу и насилие", мы пока не поняли.Возможно,это что-то утерянное или табуированное из того,что сохранилось,напр,в японской мифологии о пауках- оборотнях. Пауки-оборотни могут насылать и сны, из которых человек уже никогда не проснётся.Поэтому в монгольском языке "сон" также в одном этимологическом гнезде с прочими нахско-дагестанско-монгольскими общими элементами паучьей мифологии.Но в данный список тема "паук и сон"не попала,так как мы хотя мы обнаружили "сон", но не сразу поняли с каким ещё одним паучьим талантом его можно соотнести.
Как мы уже упоминали, в японской мифологии, пауку свойственно оборотничество и он часто принимает на себя образ привлекательной девушки (т н."связывающая невеста"),потом оказывается, что это- оборотень.Когда чары спадают,то все бегут за злоумышленником,ранят его и из тела...выползает паук. Или всем прсле ранения оборотня очевидно, что,это огромный раненный паук, которого необходимо добить.В древнеиндийской мифологии паутина- символ "майи" (иллюзии) Интересно,что все проблемы державы Жужань ( парамонголы) начались почему-то именно с момента неудачной попытки сватовства со стороны тюркютского (тудзюэ) рода Ашина. Не является ли само это сватовство отголоском какого-то бродячего сюжета об оборотнях-душителях? Тем более,что в китайском Zhi-zhu " паук", а не просто "насекомое".
СЕРП И НОЖ-ОРУЖИЕ ПАУКА
Ав. нус "нож" (также это обозначение "100"; ср.др.-греч. nyssa "столб в начале и конце ристалища",nysso "толкать,ударять,поражать"). Сам паук в аварском сразу с трёмя именами: гьум, ханхру, нусиреч. Второе его оружие - нилъу "серп". Там где челюсти,ср. ав. нилъу "подбородок,челюсть",нилъумацI "нижняя челюсть животного".Халха-монг. нийлэх "точить (нож)",ср. ав. нилъу "серп", при этом второе значение монг. нийлэх "соединяться, объединяться, сливаться, жениться",т.е.,вероятно, под "заточкой ножа" предками носителей монг. языка воспринималась в том числе "женитьба,слияние". Тема "ножа" в аварском это то,что сам нож по-аварски "нус",нуси "паутина", нус "невестка,сноха", нусей "невеста",ср. др.-греч. nyos "сноха,невестка и т.п.",nymphe: "невеста",nygme: "укол",nysso "толкать,ударять,поражать". Халха-монг. ноьж "сгусток крови,запёкшаяся кровь". "Невеста,невестка" и "жених" могли восприниматься как попавшие в паутину,объединившиеся через паутину. Хищные пауки-оборотни есть также и в китайской мифологии.Интересно,что в Японии пауки-оборотни чаще предстают в образе обольстительниц женского пола неопределённого возраста причём со струнными музыкальными инструментами в руках.Любят теннистые пруды,красивые водопады.
ПАУК И КЛЕЙКОСТЬ
Некоторый тип паучьей сети обладает свойством клейкости. Ср. халха-монг. наах "клеить,приклеивать,заклеивать",наалдах "приклеиваться,прилипать",наалдац "клейкость,спайка"
ПАУК: ГАРМОНИЯ,СОГЛАСИЕ,ВСЁ КАК ДОЛЖНО БЫТЬ
Чеч. нийсо "равенство,справедливость",нийсса "ровно,по-ровну",нийсалла "в цель",нийсалла "прямизна,ровность; правильность,точность". Халха-монг. нийц "согласие,единомыслие",нийцэх "соответствовать,согласовываться",нийллэг "соединение,согласие", нийлуьуьлэг "синтез"
ПАУТИНА КАК ПРЯЖА,ШЕРСТЬ
Ав. нуси,диал. нугьи "паутина",нухи "руно,моток,клубок": халха-монг. ноос "шерсть,шерстяной",нохой "собака,пёс" (у монголов -табуированное имя волка) при ав. гьой (hoy) "собака,пёс".Чеч. неI "кожа,шкура". "Шерсть" в мифологиях символизирует богатство. Интересно,что в монгольском нохой "собака" в друзьях среди объектов и субъектов паучьей мифологии,в аварском собака вне списка,путём превращения её из "нохой" в "гьой",а в чеченском варианте её вообще как-бы и нет.
ПАУК И ЕГО ЗАПАСЫ,НАКОПЛЕНИЯ
Халха-монг. ноьоьц "запасы,резерв",ноьоцлоьл "заготовка,накопление,сбережения" ср. ав. нуцал "князь" и нуцIа "дверь",вероятно,как образ ведущий к запасам,накоплениям и т.п.судя по чеч. материалу "дверь" можно воспринимать как сделанную из "кожи,шкуры".Такие "двери" скорее напоминают детали перегородки в палатке номада. Чеч. неI "дверь" (также "кожа,шкура"),неIаран "кожаный,дверной".Кожаные двери- типичное для мира номадов и их потомков. Так турками,захватившими Константинополь в Храме Святой Софии были прибиты (сохранились и в наши дни) крюки для закрепления на них кожанных "дверей",т.е. типа штор. Ав. нуцIа тоже,вероятно,указывает на "кожу" как "двери",потому что в ав. цIоко "шкура,шкурка мелкого животного (исключая овцу)",на мой взгляд здесь явно неточный перевод,так как ав. цIоко "дублёная кожа,имеющая матовый блеск"- то же самое,что и др.-греческое sakos "щит (большой)".Древнегреческое sakos - кожаный щит,который носили Sakai "саки",вот именно это и есть ав. цIоко, а вовсе не то,что пишут авторы Аварско-русского словаря.
ПАУК И ЕГО ГУБКАОБРАЗНЫЕ ПРОДУКТЫ
Чеч. нехча "сыр",ав. нису "творог". В ав. диалектах гьум "паук",гьумараб "несвежий (т.е. тянущийся,липкий) продукт". В сознании древних молочные продукты воспринимались как имеющие отношение к пауку,паутине.Чеч. налха "сливочное масло",ав. нахI "масло". Эти продукты закреплены за пауком,видимо,ещё и потому,что у монголов вообще "жирный" это синоним понятий "качественный,добротный",а также "щедрости" и "доброты".
ПАУК-СТРАННИК.ЕГО ЛОГОВО И ДОРОЖКИ.
1. ЛОГОВО: чеч. никх "улей",ав. нохъо "пещера",халха-монг. нуух "прятать,скрывать",нуьх "отверстие,дыра,яма,скважина.
2. СТРАНСТВИЯ: чеч. некъ "дорога,путь",ав. нух "дорога,путь (также "раз"), халха-монг. нуьуьх "кочевать,перекочёвывать; расплываться,растекаться"; чеч. нека "плавание"
ПАУК-ПРОВОДНИК
Нами замечен только у монголов. Ср. халха-монг. нэвтлэх "пронизывать,проходить насквозь",невтруьуьлэгч "проводник чего-л.",нэвтрэх "проникать,просачиваться,внедряться"
Свидетельство о публикации №222061500816