Проблема выбора

Человек в повседневности действует на основе базовой формальной логики выбора «или-или». Казалось бы он должен в ней преуспевать!? Как бы не так. Как легко поставить человека в тупик? Правильно! Поставить его перед сознательным выбором «или-или». Купить большие вчера по пять, или сегодня маленькие по три? (Жванецкий) Купить вчера по 30, или сегодня по 60? (Жизнь). Перевести стрелки рельсов и погубить пять человек, или не перевести и погубить одного человека? (Задачка для ИИ). Формальное мышление работает только с разными мерными стаканчиками, оно не способно выбирать из равноценных величин. Как функционировать в мире, где все оказывается одинаково ценно? Здравый смысл впадает в ступор, требует инструкции, а любой выбор по инструкции рано или поздно оказывается ошибочным, поскольку ситуация меняется, а инструкция нет. Фактически любой предложенный формальным мышлением вариант выбора — это ментальная ловушка, поскольку выбор предлагается сделать из идеальных величин, являющихся не самой действительностью, а ее отражением. Даже сама постановка вопроса «выбирать или не выбирать» также является ловушкой.

Из того, что мы оказались в тупике, можно сделать вывод, что мы чего-то не учли, чего-то не поняли, куда-то не туда свернули. И действительно, если копнуть проблему глубже, то открывается, что то, что мы считаем противоположностями, и из чего постоянно выбирали, являются лишь мерными проявлениями единой общей сути: белое и черное — волнового спектра, храбрость и трусость — волевых качеств, война и мир — политики и т.п. То есть, делая выбор, мы просто переставляем местами мерные стаканчики, а суть всегда остается нетронутой. Так мы понимаем, что наши выборы не имеют под собой никакого основания, а зависят от конкретного наполнения, содержания. Копая в суть еще глубже, мы встречаемся с другим типом противоположностей, которые мы выхватываем не по очереди «или-или», а одновременно «и-и». Содержание должно включать качество и количество: хорошо и плохо зависят от количества, а много и мало — от качества. И вот мы впервые открываем диалектические противоположности — количество и качество, которые оставаясь собой, одновременно растворяются друг в друге. То есть, оставаясь собой, одновременно противоречат себе, или отрицают себя. И открываем мы их, даже изучая внешний мир, не где-нибудь вовне, а исключительно в собственном мышлении, которое, не являясь в своей сути диалектичным, непротиворечивым, не смогло бы сделать это открытие. Открыв непротиворечивую суть собственного мышления, мы больше не можем намертво разделять мир на объективный и субъективный, на материю и сознание, на мое и твое, равно как не можем и объединять их во что-то одно. «Проблемы выбора» больше не существует, хотя выбор по-прежнему делается. Понять это — единственный по-настоящему доступный человеку выбор. Без него все наши выборы можно описать утверждением: «от перестановки мест слагаемых ...».

Еще по теме:

Проблема выбора - в его отсутствии
http://proza.ru/2021/09/21/280

Суть современных конфликтов
http://proza.ru/2022/06/25/459


Рецензии