Молодые сны Екатерины 5

Великокняжеские покои.  Екатерина одна. Статс-дама  Мария Семеновна Чоглокова входит.

Ч о г л о к о в а. Я к вам по неотложному делу, ваше высочество. Видя сегодня, как вы галопируете, императрица заметила мне, что ваша манера ездить верхом по-мужски мешает вам иметь детей. На это я ей ответила, что ваша езда тут ни при чём. Дети не могут появиться без причины. И хотя вы с мужем в браке уже несколько лет, а между тем причины всё нет. После этого её императорское величество стала бранить меня за то, что я не стараюсь усовестить ваши высочества. Несколько дней провела я в раздумье, и нашла способ помочь вам. Скажите, кто из ваших друзей вам больше нравится, Лев Нарышкин или Сергей Салтыков?.. (Зная склонность Екатерины ко второму, лукавит.)  Мне кажется, Лев Нарышкин.
Е к а т е р и н а. Нет! нет! Отнюдь нет!
Ч о г л о к о в а. Значит, Сергей Салтыков. Решайтесь на то, что я вам предлагаю, и все будут довольны.
Е к а т е р и н а. Но как же мне можно пойти на это? У меня же есть муж.
Ч о г л о к о в а. Бывают иногда обстоятельства, которые вынуждают нас делать исключения из правил.
Е к а т е р и н а. Вы полагаете, что я пойду на это лишь потому, что императрице нужен наследник?
Ч о к л о к о в а. Эдак при всех европейских дворах поступают.
Е к а т е р и н а. Мне даже стыдно подумать об этом!
Ч о г л о к о в а. Чего же тут стыдного, если мы о благе отечества печёмся. А Сергей Салтыков лучший наш кавалер, и любит он вас без памяти. Сейчас я его позову, и он вам всё скажет.

                Чоглокова удаляется.

П р о д о л ж е н и е  з а в т р а


Рецензии