Остаются только детские писатели. Коля пишет Оле

"Остаются только детские писатели..., или  Краткая генеалогическая "МишпохА"... Аллюзии... В свете «Сердечной недостаточности»... Планеты людей...
В качестве эпиграфа (мы с Софой в моем детстве жалобно спивали):

"Во деревне то было, в Ольховке,
Полюбил Андрияшка Парашку…
...
Как заплакал тут наш Андриашка,
А за ним заревела Парашка...

Ох, лапти, вы, лапти, вы, лапти мои,
Лапти да лапти, да лапти вы мои,
Лапти лыковые!Лапти лыковые, вы ходите, ходитё.
Батька лыка надерёт, лапти новые сплетёт...(Щас!)

***
И еще один  эпиграф(уже цитировала не однажды):
Покидают нас вожди и обыватели,
Унося с собой все хлопоты пустые.
Остаются только детские писатели -
Даже после жизни молодые.
Вечны наши зайчики в трамвайчиках.
Таракан их никогда не одолеет.
Справедливость держится на мальчиках!
Тех, кто никогда не постареет...
(Любимый бард Любовь Захарченко)

***
 Аллюзии от... По названиям произведений любимого Анатолия Алексина... Шифры. (Кстати, первое имя красотки-сестры Софии, в младенчестве данное, видимо, по всем правилам, в синагоге - Шифра).
 Не стала ставить в том порядке, который бы больше соответствовал этапам... Как легло.  Про икебаны и причесывание... Мы - "вольные каменщики".  Школа  танца Айседоры Дункан. Фраерман - значит, свободный человек... (про это все  уже писала...). Но...приблизительно  все равно наблюдается, - канва... Что ни название, то...

 Каждое  взрослое лето многих последних лет (спасалась!)начинала с перелистывания трехтомников Алексина и Гайдара, пятитомника Кассиля, а  рыбаковские  "Кортик и "Бронзовую птицу" непременно находила по какому-нибудь телевизионному каналу.

 А в детстве (обнаружила в тетрадках "в линееечку" -  для записи прочитанных книг): домашний свой сборник Алексина (там "Саша и Шура, "31 день", "Говорит 7-й этаж"...)за год перечитывала раз по шесть. Он и сейчас цел, тот сборник. Такими, видно, родными казались их, тех повестей, герои... Будто собственная жизнь. Собственные приключения. Свои каникулы...

«В стране вечных каникул».
«Мой брат играет на кларнете».
«Обратный адрес».
Звоните и приезжайте!
"Говорит седьмой этаж"
"31 день"
"Саша и Шура"
"Коля пишет Оле"
«Действующие лица и исполнители».
 «Позавчера и послезавтра (Чехарда)».
«Третий в пятом ряду».
«Безумная Евдокия».
«В тылу как в тылу».
«Отряд шагает в ногу».
"В одном пионерском лагере"
«Раздел имущества».
 «Сердечная недостаточность».
«Дневник жениха».
Сигнальщики и Горнисты
Тайна старой дачи (Первая очень страшная история)
"Поздний ребенк" (отсюда у меня, не от Булгакова,  -  романтический ник -  Мастер для одного из адресатов. А сильно "поздних ребенков" у нас в мишпохе как-то и не наблюдалось. А жаль).

И уже не детское от него же: романы...
«Сага о Певзнерах»;
«Смертный грех»;
«Не родись красивой, или Последний тост»

и - Рассказы - от ранних до начала нового века...

 «Два почерка», «Письма и телеграммы», «Мама уехала», «Главный жилец», «В полночь», "Два подарка», «Идут дожди»...
 «Близкий город»

«После дождя», «Неправда», «Новый адрес», «Важный звонок»
 «Мимозы», «На Камчатке», «Счастливая жена», «Письмо бывшему другу», «Первый день»...
 «Про Маринку» («Про сестрёнку»), «Все, как один!»
 «В зимний вечер»
 «Поезд приходит в полночь»
 «Валерик проходит литературу», «Три мушкетёра в одном купе», «Бабочка»
 «Вам письмо», «Валерик задаёт вопросы», «Любовная записка», «Я его узнала», «Бумажный кораблик»
 «Солнечный рисунок», «При всём при том», «Мой старший брат»
 «Почта. Телеграф. Телефон» («Ты меня слышишь?»), «Подумаешь, птицы!..» «Я ничего не сказал», «Ночь перед свадьбой»...
«Самый счастливый день», «Не моё дело», «Дальний родственник", «Двадцать девятое февраля», «Как ваше здоровье?»

«Яблоня во дворе», «За что любят?» («Взрослый вечер»), «Домашнее сочинение»
«Сестра»
«Актриса», «Заброшенный памятник» («Иероглифы»), «Гарант» («Дело было в Тель-Авиве»), «Прости меня…», «Смех сквозь слёзы, или слёзы сквозь смех», «Скрипач под землёй»
«Мёртвое море»
«Виктория», «О’ кей!»
«Сволочи», «А подать сюда Кабачковского!», «Игрун», «Эпидемия»
 «Страдания молодого Виктора», «Сходи на дорожку…», «Чужой человек», «Торт "Кутузов", «Гриша, вернись!»
 «Советник по безопасности», «Нож в спину» («Непослушная девчонка»)
 «Лимузин тронулся…», «Автоответчик»: из дневника матери", «Амплуа»
 «Не в прямом эфире…», «В вихре бала» («Средь шумного бала»)
«Чёртово колесо», «Откровение свахи», «Охранник», «Смотри мне в глаза»

...«Действующие лица и исполнители», «Позавчера и послезавтра», «Сердечная недостаточность», "Коля пишет Оле"...

Коля пишет Оле, Оля пишет Коле, Толя пишет Фруме, Вася пишет Фруме, Додик пишет Фруме, Вова пишет Фруме, Мараджаб пишет Фруме, Фрума пишет Толе и Васе. Мастер пишет Тане, Таня пишет Мастеру, Айзен пишет Тане, Таня пишет Айзену. Юра пишет Тане. Андрей пишет Тане. Таня пишет Андрею. Вова пишет Тане. Вити пишут Тане. Таня пишет Сережам, Вовам, Витям и Андрею....
Женя пишет Софе, Боря пишет Софе. Софе пишут ... много. Мишка пишет Асе, Ася пишет Мише... Саша пишет Дине. Орен пишет Дине...
 Толик пишет Вале. Валя пишет Толе.
 
Оля пишет Фиме, Фима пишет Оле. Фиме пишут Ира, Таня, Настя, Лиза, Аня...  Фима  пишет Ире,Тане, Насте, Лизе...   Аня пишет Фиме. Фима пишет Ане...

...Коля пишет Оле. Оля пишет Коле....
В этой жутко нелепой Юдоли...

(Опуская подробности и не называя многих действующих лиц и исполнителей)...Как легло...

Анатолий Георгиевич Гоберман

Премия «Сострадание»
Большая золотая медаль Международной ассоциации «Знание» — за выдающийся вклад в просветительство, российскую и мировую литературу
Медаль имени Януша Корчака
Знак А. П. Гайдара
Почётный председатель общества «Любовь к жизни».
Много всего, выбрала в Вики самое, на мой взгляд, ТО.

 Окончил Московский институт востоковедения. 92 года таланливой, созидательной  жизни. Мамин ровесник. Одногодок. ( 3 августа 1924 -1 мая 2017)

Отец — Георгий Платонович (прям уж и Платонович, и Георгий!-Т.Л.) Гоберман (1893—1980), уроженец Минска, выпускник и преподаватель Экономического института Красной Профессуры при ЦИК СССР, сотрудник Госплана, начальник финансового отдела Наркомвнуторга СССР; репрессирован 6 ноября 1937 года, приговорён к расстрелу, полтора года отсидел в камере смертников. После освобождения в результате пересмотра дела (1939) — редактор томской газеты «Красное знамя» и сборников по потребительской кооперации. В годы Великой Отечественной войны служил комиссаром огнемётного батальона. Автор научных трудов по экономике, в том числе книг «Экономическая политика СССР».

Мать, Мария Михайловна Гоберман (1904—1978), была актрисой; после ареста мужа  уволена с работы.

 "Мама подчёркивала, что нельзя привыкнуть к добру, что надо неустанно ценить его — и тогда оно не иссякнет".
(Анатолий Алексин).

 В пубертате любимый Алексин (в старых дневниках своих попадалось) уже немного казался мне (повести из свежих на тот момент номеров журнала "Юность")несколько, скажем так, наивно-романтизированным. "Взрастить сердечность в душах своих читателей..."

"Служить Детству и Доброте — самое первое наше предназначение. И если мы хотим, чтобы Доброта и Красота спасли Мир, мы должны уберечь для юных ВЕЧНОЕ и не допустить, чтобы они перепутали бессмертное с модным и мимолетным».
(Анатолий Алексин).
 
 ...Дебютировал в газете «Пионерская правда» - как поэт, там продолжал печататься все предвоенные годы. Позже публиковался в  «Комсомольская правде».
В качестве литературного псевдонима взял сценический псевдоним матери (ее девичья фамилия и генеалогия наверняка существует(инет - благо), и в другое времена порылась бы), но почему-то(...) глубоко запрятана. "Но сейчас не об этом..."-Т.Л.)
 Первый сборник повестей  -  в 1950 году. (то бишь, к 25-ти уже было определено призвание и написано много). "Детство прошло в Москве и  на даче в Серебряном бору." Его первым  лит. наставником был Самуил Маршак.

"После ареста отца мать сразу же лишилась работы в театре как жена «врага» народа. Их маленькая семья осталась без средств к существованию. Спасали гонорары 13-летнего Толи, которые ему стали платить в газете «Пионерская правда» за публикацию стихов и заметок. «Это было незаконно со всех точек зрения. Во-первых, я несовершеннолетний, во-вторых, вражеский отпрыск. Напиши кто-нибудь анонимку, и ответственные люди лишились бы не только постов, но и головы. Но они не могли поступить иначе… Хотели оставаться людьми при любых обстоятельствах», – вспоминал Анатолий Георгиевич."
...
Первая жена — Серафима Кузьминична Городникова, филолог, выпускница и с 1948 года преподаватель урду (с "урду" у нас тоже все неплохо в генеалогии, и с востоком- тонким делом, неплохо.- Т.Л.)) в Институте востоковедения (МГИМО), соавтор «Учебника языка урду» (1969) и «Хинди-русского разговорника» (1977, оба совместно с Л. Б. Кибиркштис). Её сестра — Тамара Кузьминична Городникова (1923—?), также востоковед.

 Вторая жена (с 1968 года) — Татьяна Евсеевна Алексина (в первом браке Сетунская, урождённая Фейнберг, 1932—2014), автор книги воспоминаний «Неужели это было?..», внучка писателя Г. Г. Елчанинова. Её отец Евсей Борисович Фейнберг (1905—1938, расстрелян) был начальником стройотдела Московской Белорусско-Балтийской железной дороги и Московской Казанской железной дороги, затем главным инженером Мостотреста Наркомата путей сообщения СССР. Её мать Мария Георгиевна была из старинного дворянского рода Елчаниновых. Работала ответственным секретарём Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей Союза советских обществ дружбы. (А Фа(-е)йнберг - это фамилия из недоосуществленнного моего проекта про курских евреев, одна из перых, дореволюционных, в нашем "за чертой оседлости" городе - Т.Л.).

...Приёмная дочь  Анатолия Алексина  — Алёна Зандер (до замужества Елена Николаевна Сетунская, дочь жены Татьяны от первого брака), журналист, искусствовед, вторая жена режиссёра Карена Шахназарова; впоследствии, после ухода от К. Шахназарова и переезда в США в 1989 году — американская телеведущая, прототип героини фильма Шахназарова «Американская дочь», жена голливудского продюсера Марка Зандера. Редактор русско-люксембургского журнала «Альянс».

 ...Три романа, 43 повести, 97 рассказов,  книга воспоминаний и  более двух тысяч публицистических статей ("о трудностях воспитания подрастающего поколения"-цитирую какой-то детско-педагогический сайт). Книги А.А. переведены на сорок восемь языков, а общий тираж изданий превысил отметку в сто миллионов экземпляров.

...А еще у меня в  книжных стеллажах-шкафах-полках где-то были его летучие  мемуары  и  "обрезки" из блокнотов" (остальное все успел!).
 Нашла. "Перелистывая годы" называется -  с фотографией Татьяны и Анатолия Алексиных с подзаголовком-эпиграфом  на обложке "Я встретил Вас..."   В компютерных папках и  альбомах в соцсетях и групп у меня немало интересного (больше в заготовках) и  об этом совпадении судеб.

  Счастливые судьбы складываются вот из таких пересечений  и совпадений...(Про "английский газон" продолжить мысль - не осилить...). А из них  - Гармония на Земле. Жаль, что так редко это случается на свете. Но в том, видимо, и состоит тот самый замысел Небесного режиссера.


Рецензии