Рука смерти, 1976 год

Творчество режиссера Джона Ву известно многих поклонникам фильмов жанра «экшн». Серия гангстерских боевиков Джона Ву, выпущенных на экраны в середине 80-х годов – «Светлое будущее», «Наемный убийца», «Круто сваренные», по сути, установили новые стандарты остросюжетных боевиков, раскрывающих зрителю глаза на подлинную картину криминального мира Юго-Восточной Азии. Но, прежде, чем Джон Ву стал популярным, он в течение многих лет пытался найти свое призвание работая в самых разнообразных жанрах – от фильмов о боевых искусствах до комедий и ужастиков. Кто-то из ветеранов наверняка вспомнит такие яркие работы, как «Кровные братья» 1973 года с Ти Лунгом, Дэвидом Чиангом и Чен Куан Таем, «Укротители драконов» 1975 года с Джеймсом Тьеном и Картером Вонгом в главных ролях, но фильм «Рука смерти» в этом списке стоит особняком – и не только благодаря режиссуре Джона Ву, но и блестящему актерскому ансамблю, а также блестящей боевой хореографии, ставшими одной из первых путеводных нитей к современному кинематографу о боевых искусствах.
Но, сначала пара слов о сюжете – в эпоху правления маньчжурской династии Цин императорские войска разрушают монастырь Шаолинь. Из-за коварного предательства монаха Шу Шао Фенга (актер Джеймс Тьен) маньчжуры расправляются практически со  всеми последователями учения Шаолиня, в живых остаются лишь несколько монахов. Спустя годы лучший из монахов, молодой Юнг Фей (актер Дориан Тан), отправляется на поиски предателя, Шу Шао Фенга, чтобы отомстить. Но добраться до Шу Шао Фенга оказалось не так-то просто – Фенг, опасаясь за свою жизнь, окружает себя целой армией телохранителей. Но Юнг Фей не один – на помощь ему приходит молодой монах Тан (актер Джеки Чан), брат которого погиб от рук Шу Шао Фенга, а также искусный мастер меча (актер Юнг Вай), желающий отомстить за гибель любимой девушки. Вместе им суждено бросить вызов армии Шу Шао Фенга.
Пусть вас не смущает развернутое описание сюжета – концептуально фильм является классическим образчиком фильмов о боевых искусствах, о «хороших» китайцах, которых угнетают «плохие» маньчжуры. Тем не менее, режиссеру удается отойти от набившей оскомину штампов, сделав упор прежде всего на попытке раскрыть характеры и мотивы каждого из главных персонажей. При этом режиссер намеренно отходит от ставшего классическим образа «рыцаря-одиночки», ставя во главу угла не какого-то одного персонажа, а группу персонажей, дружбу и взаимовыручку, еще раз при этом подчеркивая, что в мире зла и несправедливости одинокому герою не место – его путь одиночки всегда обречен на неудачу. Во многих дальнейших работах Джон Ву будет неоднократно возвращаться к этой концепции.
Конечно, драматическая составляющая фильма не лишена недостатков. Режиссер с разбегу берет старт, развивая действие и попутно, в виде флэш-бэков, рассказывая о прошлом главных героев, но ближе к середине фильма запал режиссера иссякает и драматическая составляющая откровенно повисает в воздухе, а параллельная сюжетная линия, в которой героям нужно спасти монаха Ченг И, кажется и вовсе вырезанной из какого-то другого фильма. К счастью, ближе  к концу действие снова оживает – и, прежде всего, из-за блистательных поединков, очень динамичных и техничных. Конечно, поединки не дотягивают до образчиков жанра конца 70-х годов в постановке Юэнь Ву Пинга и Лиу Чиа Лянга, тем не менее - это был уже серьезный шаг вперед по сравнению с фильмами начала 70-х. К тому же, постановкой поединков занимался ни кто иной, как Саммо Хунг, не побоюсь этого слова, один из самых известных и талантливых актеров и постановщиков боевых сцен современности. Он же снялся в достаточно заметной роли одного из телохранителей Шу Шао Фенга. В остальных ролях блистают уже довольно известный к тому времени Джеки Чан – в этом фильме у него довольно серьезная роль, лишенная каких-либо комических элементов, а также Джеймс Тьен – ветеран фильмов о боевых искусствах, начинавший сниматься еще в конце 60-х на студии Shaw Brothers. Отдельно хочется отметить исполнителя главной роли, Дориана Тана, мастера стиля тхэквондо – то, как этот парень виртуозно работает ногами, не может не потрясать – техника просто феноменальна и, даже по сегодняшним меркам, смотрится впечатляюще. Разумеется, и Джеки Чан, и Юнг Вай, и Джеймс Тьен, и, разумеется, Саммо Хунг демонстрируют очень сильный уровень подготовки в боевых искусствах, тем не менее – именно участие в поединках Дориана Тана являются истинным украшением этого фильма.
Положительные стороны: сценарий, режиссура, постановка боевых сцен.
Отрицательные стороны: отдельные шероховатости сюжета.

Общее впечатление: отличный образчик фильмов о боевых искусствах.
Моя оценка – 8.5 из 10.


Рецензии