А уж нам как повезло!

  Прочла недавно про соседей, какие они нужные и полезные бывают. Тут, конечно,  можно поспорить, кому как повезёт, у каждого своё, выстраданное, пережитое. Не зря говорят, сначала соседей выбирай, потом квартиру. Нам выбирать не приходилось, время было далёкое, Советское, нам просто разрешили обменять двухкомнатную квартиру на "трёшку". С доплатой, конечно, о которой вслух говорить было не принято. Дом был небольшим, четырёхэтажным, всего на два подъезда, люди жили здесь давно, все друг друга знали: кто как и чем живёт, занимается. Зелёный двор, детский сад тут же, через дорогу школа, в двух остановках моя работа. Всё рядом.  Вот и въехали мы с мужем и 4-х летним сыном в то, что было предложено нам матерью мужа. В квартире до нас жила её пожилая подруга со взрослым пьющим сыном. Как ей жилось, рассказывать долго не буду, и так понятно. Сын был не раз женат, в каждом прошлом браке подрастали дочери(везло ему на девочек). Работал, правда, ездил по командировкам. К его приезду бедная мать-старушка готовила еду, затаривала холодильник пивом и уходила из дома: сынок нетрезвый был буйным. Чаще всего, за его попойками с друзьями она наблюдала из детского деревянного домика, что стоял во дворе, как раз напротив окон квартиры. Там же иногда и ночевала... Однажды в неурочный час попала своему Мишеньке под горячую руку. Что-то не поделили собутыльники и хозяин схватился за топор. Мать, боясь за сына, оказалась между мужчинами. Сын взмахнул топором и... мать тихонько осела на пол, сердце женщины не выдержало.

Похоронив мать, Михаил остался в квартире один. Тогда-то моя свекровь и предложила ему поменяться с нами квартирами. То ли доплата прельстила, то ли бежал от воспоминаний, но он согласился. Мы к переезду готовились основательно:всё сложили по коробкам, которые я несколько дней собирала по магазинам, выпрашивала у продавцов, те охотно шли навстречу. А Михаилу, как оказалось, ничего не нужно было. Пришлось нам самим в спешном порядке выносить его вещи кучками, стопками, охапками и грузить в машину.... А мамино старенькое, но основательное пианино, вообще наотрез отказался забирать. Но так как вещь всё-таки серьёзная и денег стоит, отдали ему за него 100 рублей. По тем временам это была хорошая сумма. И несколько лет стоял инструмент у нас просто мебелью. А что? Места много, вроде не мешает, может кому-нибудь и пригодится. Со временем.
А тогда, после переезда, умаявшись за день, вечером мы разложили диван в большой комнате, отодвинув подальше от стены(ремонта в квартире не было много лет), собрали кровати для сына и свекрови и стали готовиться ко сну. Санузел, надо сказать, был совмещённый и муж несколько раз бегал туда покурить. В очередной раз, когда я уже легла, услышала его полный удивления возглас: "Мамочки! Ничего себе!" Какой-то шлепок.. И муж, как ошпаренный, выскочил в коридор, а дверь в ванную подпёр ногой.
-Что случилось, Саша?!-кинулась свекровь на выручку.
-Там..Там,- замялся он,-я даже не понял... Таракан!
-И что?-удивилась женщина,-ты тараканов не видел?
-Таких-нет. Честно, мам.
-Ну покажи, что там такое.
И дальше я слышала только:
-Этот?(шлёп!)
-Нет.
-Этот?(шлёп!)
-Нет! Тот был огромный, примерно с мизинец! И тёмно-коричневый. Я, когда его увидел, обалдел. Снял тапок и хотел его пришлёпнуть, но не успел-он прыгнул прямо на меня!

Позже мы узнали, что это такие подвальные тараканы, которые обитают возле труб отопления в подвале, а по вентиляции путешествуют по всем этажам. Мало нам обычных, так ещё и эта красота то и дело напоминала о себе. Травили, конечно, но в "хрущёвке" они себя чувствуют хозяевами: тут выселили, идут к соседям, выветрится отрава-снова возвращаются. Ремонт, не сразу, но постепенно, мы сделали, а вот дверь входную оставили старую, до лучших времён. Хотя она, ой, как требовала замены. Видно было, что её не раз "открывали" без ключа, попросту выбивали. Деревянный косяк, мы, конечно, укрепили железной рейкой, снаружи обили дермантином, как тогда делали многие. Придали слегка приличный вид, на том и успокоились. А зря, как потом оказалось.))

Мы жили на втором этаже, на площадке было четыре квартиры. Рядом с нами, в однокомнатной, жил ветеран войны. Мужчина, как мы поняли, с характером. Иногда он приглашал к себе женщину, читал ей вслух газету или понравившуюся статью, а так как был глуховат, читал громко, поэтому аудитория вынужденных слушателей увеличивалась за счёт нас. Если ему что-то не нравилось, ругал женщину, а мне за стенкой из сухой штукатурки, казалось, что и меня заодно. Даже когда женщины не было, мы могли звук на своём телевизоре не включать, хватало соседского. За стенкой напротив, в первом подъезде, была комната молодой девушки, которая в свободное время, когда родителей не было дома, отрывалась, слушая попсу, как сейчас говорят. И тоже не слабо включала. Постепенно мы привыкли к шуму и уже не раздражались понапрасну: может соседям в нас тоже что-то не нравилось. В следующей квартире, рядом с ветераном, жила семья: мама с дочкой лет 8. Мама ждала второго ребёнка. Как позже рассказали всезнающие соседи, Ольга вышла за своего Вовку в 16 лет, родила дочь. А когда забеременела во второй раз, муж встретил другую и бросил семью. Сына Володю, названного в честь отца, женщина рожала уже будучи одинокой. Когда малыш немного подрос, в доме всё чаще стали появляться подруги, мужчины, выпивка. Участковый стал частым гостем. Настолько частым, что однажды просто остался там жить.

В квартире напротив, рядом с Ольгой, жила тихая, спокойная бабушка Сара, Божий одуванчик. Было ей уже далеко за 70, просыпалась она поздно, сидеть у подъезда на лавочке не любила, но иногда всё же общалась там с соседками. Всегда улыбчивая, сверкая белыми, вставными зубами, она излучала открытое добродушие и приветливость. Я никогда не видела её в плохом настроении. И рассуждала она здраво и позитивно, мне это нравилось. Дома тоже всегда было чисто и убрано, да и кому там сорить? Стиральной машины у неё не было, она просто замачивала на ночь бельё в ванне, а потом полоскала, кипятила, если было нужно. При виде её, я всегда вспоминала свою бабушку, такую же чистенькую и опрятную, тоже всё стиравшую руками. Познакомившись с бабушкой Сарой, мы по-соседски помогали друг другу. Саша иногда что-то там чинил, иногда она выручала нас деньгами до получки.

Однажды, это было вскоре после нашего переезда, мы с мужем хотели пойти в кино, но оставить сына было не с кем. Наш разговор на эту тему услышала бабушка, сидящая у подъезда. Мы видели её раньше, но ещё не успели пообщаться.
-Так идите,-сказала вдруг она,- я с ним побуду. Вы не бойтесь, я баба Лена, меня все тут знают. Я живу на четвёртом этаже, во-о-н мой балкон. Хоть кого спросите. Я побуду с мальчиком, мне не трудно. И мы оставили, мы же ненадолго, по-быстрому. Тогда люди спокойно выпускали детей погулять во двор, изредка наблюдая за ними из окна. 
Когда мы вернулись, Артёмка вместе с бабой Леной стоял на балконе четвёртого этажа и радостно и азартно дёргал за нитку, спущенную вниз. На конце нитки болталась привязанная конфета, а рядом подпрыгивали, пытаясь поймать лакомство, двое ребятишек.
-Плюнь, плюнь на них!-подзуживала сына бабуля...
Я была в шоке. Да уж, вот тебе и баба Лена, подумала тогда... Поднялась, поблагодарила старушку, что "присмотрела" за ребёнком, забрала сына и дома строго сказала: "Никогда больше так не делай! Это стыдно! А если бы ты там прыгал, как собачонка? И разве можно плевать на людей?" Сын, конечно, обещал так не делать и даже не "водиться" с бабой Леной, но я заметила, его, как магнитом, тянуло к ней... А может, просто так совпало, что я наблюдала их общение в самые интересные моменты?

(продолжение следует)


Рецензии