Майкл Айви. Библейская концепция предопределения

БИБЛЕЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ
Майкл Айви

Цель этого эссе - определить и кратко рассмотреть набор идей или аспектов, которые вместе составляют концепцию предопределения, представленную апостолом Павлом в Священном Писании. В нем не дается исчерпывающего объяснения доктрины предопределения. Для выполнения этой задачи требуются подробные объяснения полного значения каждого аспекта темы.. Это эссе не дотягивает до столь амбициозной цели. Оно представляет собой попытку исследовать простой смысл простого языка, который использовал Павел, когда он писал на тему предопределения. Оно представлено на рассмотрение читателя в надежде достичь трех целей. Это:
1.Определить аспекты, которые Павел приписывал концепции предопределения.
2. Показать, что Павел дал логически обоснованное объяснение, которое во всех его аспектах представляет полное откровение Бога о концепции предопределения.
3. Поощрить  читателей, когда они сталкиваются с объяснениями предопределения, задуматься, не опускают ли они один или несколько аспектов, изложенных Павлом; и, следовательно, не соответствуют концепции предопределения.
Оксфордский словарь английского языка дает такое определение слова "концепт" с точки зрения философии: "Идея или ментальная картина группы или класса объектов, сформированных путем объединения всех их аспектов". Я использую ориентированное на философию значение понятия "концепция" для рассмотрения аспектов предопределения, поскольку философия - это изучение знания. Его основной интерес состоит в том, чтобы выяснить, как знание является познанной истиной. Это определение соответствует цели понимания библейских доктрин. Библия содержит правдивые примеры и объяснения всех аспектов различных доктрин, потому что это богооткровенное Слово, а Бог есть истина.
Первое, что мы должны сделать, чтобы понять концепцию предопределения, - это определить ее аспекты или части, которые иногда называют ее контекстом. Это можно обнаружить, рассмотрев, как это слово используется в Библии в связи с другими предметами. С предопределением это довольно просто, поскольку оно используется только четыре раза в двух книгах Нового Завета, обе из которых были написаны одним и тем же автором. (В других местах  Писания переводчики KJV приводят другие термины для того же греческого слова. Я рассмотрю их немного позже.) Апостол Павел дважды использовал слово "предопределить" в Рим.8 и дважды "предопределил" в Еф.1. Тот факт, что у нас один автор и расположение слова близко друг к другу оба раза, когда он его использовал, делает определение аспектов (или контекста, если хотите) предопределения немного проще, чем с некоторыми другими библейскими темами (такими как крещение, например).
В Рим.8:29 говорится: "Кого Он предузнал, тому и предопределил быть подобными образу Сына Своего, чтобы Он был первенцем среди многих братьев". Ст. 30 продолжает эту мысль; "Более того, кого Он предопределил, тех и призвал; и кого призвал, тех и оправдал; и кого оправдал, тех и прославил". Поскольку Павел не дал никакого нового значения или определения слову "предопределить" в ст.30, мы понимаем, что оно имеет одно и то же значение в обоих стихах. Похоже, Павел использовал повторение как литературный прием, чтобы привлечь внимание к связи пяти вещей, о которых он упоминает в ст. 29 и 30. Вероятно, это было сделано для того, чтобы подразумевать, что пять вещей “работают вместе во благо”, как утверждается в Рим. 8:28. В ст. 29 Павел говорит нам, что Бог предопределил, что многие люди, которые являются "братьями" Иисуса, будут подобны Иисусу. Единственное, что еще мы узнаем о предопределении из этих двух стихов, - это то, что те, кто был предопределен, были предузнаны Богом, призваны, оправданы и прославлены. Все эти вещи связаны с обычными людьми; это относится к людям, которых Павел охарактеризовал как "многих братьев". Павел в равной степени связывал все это с предвидением, предопределением, призванием, оправданием и прославлением. Однако важно понимать, что общая нить объекта "кого" не означает, что все пять вещей являются аспектами предопределения. Подлежащим в предложении является “Он”, который в стихе отождествляется с Богом  Павел указывает, что Бог применил все эти вещи к одному и тому же объекту; но то, что Он применил, - это не все то же самое. Предопределение - это не то же самое, что Божье предвидение. Это не действенное призвание. Это не вечное оправдание. Это не прославление. Эти вещи работают вместе. Игла, нитка и наперсток работают вместе для достижения общей цели шитья материала, но у каждого из них есть свои особые характеристики и назначение. Итак, теперь мы знаем, что предопределение применимо ко многим людям, которые являются “братьями”, и связано с тем, что они стали подобны Иисусу. Но Павел не говорит нам, что он имеет в виду под фразой “соответствте образу Божьему в Его Сыне”. Вероятно, он этого не сделал, потому что объяснение деталей предопределения не было основной целью этого письма.
Однако несколько лет спустя Павел написал еще одно письмо, на этот раз Церкви в Эфесе. В этом письме он также упоминает предопределение. То, что он написал Ефесянам, согласуется с тем, что он написал римлянам. Он все еще говорит о людях, которые предопределены Богом. Но на этот раз он рассказывает нам немного больше о том, что Бог предопределил для них. В Еф. 1:5 Павел указывает, что эти люди "предопределены к усыновлению детей Иисусом Христом для Самого Себя". Эта фраза поднимает интересный вопрос. Павел также упомянул усыновление в Рим.8:21, всего за несколько предложений до того, как он упомянул предопределение. Он писал, что Бог создал "славную свободу детей Божьих", которые "ожидают усыновления, а именно искупления нашего тела" (См. Рим. 8:20-23.) Из этого мы понимаем, что усыновление, предопределенное Богом, искупит тела Его детей к славной свободе. Когда мы добавим это к тому, что Павел сказал несколькими стихами позже в Рим. 8:29-30 мы понимаем, что фраза "сообразный образу Сына" имеет отношение к искуплению наших тел для славной свободы.
Божьи дети предопределены “самим Иисусом Христом”. Эта фраза предполагает, что предопределение - это закрытая концепция: оно от Бога и для Бога. Только Бог
предопределил “Иисусом Христом”. Вероятно, это относится к тому, что Христос выполнил необходимую задачу искупления , чтобы осуществить то, что предопределил Бог. Это также относится к воскресению, когда Христос придет во второй раз  выкупить тела тех, за кого Он страдал и умер. Когда Иисус придет снова, Бог искупит тех, кого Он предопределил “для себя". Это указывает на то, что Бог является суверенным в предопределении. Все, что предопределил Бог, происходит через Иисуса Христа, как следствие Его работы. Все это направлено к Богу, к восхвалению Божьей славы, делая тех, кто получает ее блага, принятыми в Возлюбленном.
В Еф. 1:5 также говорится, почему Бог предопределил. Он сделал это "по благоволению Своей воли." Термин "благоволение" является переводом греческого слова ;;;;;;; (евдокия). Это придает дополнительное измерение наслаждения мотиву доброй воли. Причина, по которой переводчики KJV добавили слово "хорошо", заключается
в том, чтобы более точно охарактеризовать качество Божьего побуждения к
предопределению как радость, удовольствие. Это означает, что Бог был рад предопределить усыновление Своих детей искуплением их тел, чтобы они выросли в славной свободе, соответствующей образу Христа.
Последнее упоминание о предопределении в Послании к Ефесянам раскрывает еще несколько деталей. В Еф. 1:11 Павел утверждает: "В Котором и мы получили наследие, будучи предопределены по замыслу Того, Кто все творит по совету Своей воли”. Ст. 11 - это часть сложносочиненного предложения, которое начинается в ст.7 и продолжается до конца ст. 12. Я не буду рассматривать все предложение ради места, и поскольку это не помешает нам сосредоточиться на концепции предопределения. В ст. 11 Павел связывает предопределение с наследством. Фраза “получил наследство” намекает на еврейский обычай выбирать путем жребия. Это переводится с греческого слова ;;;;;;
(клеру). В греко-английском словаре Тайера это определяется как: “1) бросать жребий, определять по жребию; 2) выбирать по жребию; 3) выделять, назначать по жребию; 3a) передавать другому как владение; 4) в Новом Завете: делать жребий, т.е. наследие, частное владение.” Это значение предполагает, что предопределение относится к тем, кого избрал Бог. Слова Павла подкрепляются высказыванием Моисея во Второзаконии 32:9: “Ибо доля Господа - его народ; Иаков - удел его наследия”. Рассматривая послание к Еф.1:5, мы понимаем, что наследование здесь относится к тем, кто “предопределен к усыновлению детей”. Фраза в ст. 11: “по замыслу Того, Кто творит все по совету
Своей воли” подразумевает, что Бог является суверенным в предопределении. Если рассматривать заявление Павла в ст. 5, что Бог предопределил “Иисусом Христом Себе”, это утверждение сообщает нам, что Божий суверенитет включает в себя Его активную работу по выполнению того, что Он предопределил. Из этого мы понимаем так, что предопределение - это нечто большее, чем просто Бог, заранее подготавливающий обстоятельства, чтобы что-то обязательно произошло. Скорее, Бог активно дейсивуает, чтобы выполнить то, что Он предопределил. Это означает: все, что предопределил Бог, Он
один активно и непосредственно осуществляет.
Итак, что мы узнали о предопределении? Мы знаем, что только апостол Павел писал об этом и он сделал это всего дважды. Изучая контекст в тех местах, где это обсуждается Павлом, мы понимаем , что концепция предопределения состоит из семи аспектов. Эти семь аспектов таковы:
1. Бог предопределил людей.
2. Бог предопределил, чтобы они были подобны образу Его Сына.
3. Бог предопределил, что они будут Его детьми через усыновление.
4. Бог предопределил им славную свободу через искупление их тел.
5. Бог был рад предопределить людей.
6. Бог действовал суверенно, когда Он предопределил Себя Иисусом Христом.
7. Бог активно и непосредственно работает в одиночку, чтобы выполнить то, что Он предопределил.
Это не означает, что предопределение - это единственная концепция того, что Бог определил. На самом деле, есть много отрывков, которые указывают на то, что Бог предопределил другие вещи и действия. Например, утверждение Бога в Книге Бытия 1:26 “сотворим человека по образу нашему” подразумевает, что Он определил сотворить человека, прежде чем сделать это на самом деле. Другим примером того, как Бог определяет и даже предопределяет, является искупление. В Деян.2:23 Петр
заявляет: “Его, избавленного решительным советом и предузнанием Божьим, вы взяли
и нечестивыми руками распяли и умертвили”. Эта фраза указывает на то, что Бог заранее предусмотрел, что Христос предаст Себя в руки нечестивых людей; о которых Бог знал, основываясь на времени, месте и обстоятельства воплощения Христа, что они распгут Его. Греческое слово, переведенное как “избавленный” в Деян. 2:23 - это ;;;;;;; (экдотос). Это означает: 1) отданный, преданный; 1а) врагам или власти, воле кого-либо.” Слово "предвидение" происходит от греческого слова ;;;;;;;;; (прогноз). Это означает:
“1) предвидение; 2) предусмотрительность, предварительная договоренность”. (Это другая форма слова и имеет значение, отличное от "предвидения", которое Павел использовал в Рим. 8:29) Петр не сказал, что Бог не предопределил, что Иисус подвергся бы распятию от рук нечестивых людей. Это происходит потому, что Божье определение и предопределение не идентичны во всех аспектах.
Слово предопределять переводится с греческого слова ;;;;;;; (proorizo). Это имеет общее значение предопределения. Это соединение двух слов: ;;; (pro); означает "до"; и значение ;;;; (horizo), что означает: определять; отмечать границы или пределы (любого места или вещи) , определять, назначать; то, что было определено, назначать, предписывать; предписывать. Значение этих слов вместе неснт в себе мысль о предопределении пределов или границ. В дополнение к Рим.8 и Еф.1  ;;;;;;; (proorizo) используется в двух других местах Священного Писания. Он используется
один раз Лукой в Деян.4:28 (определено ранее) и один раз Павлом в 1 Кор. 2:7 (определено ранее). В обоих местах переводчики KJV использовали разные фразы для толкования этого слова. В общем смысле установление пределов или границ - это то, что сделал Бог, когда Он предопределил. Из всех  возможных результатов Его предвидения тех, кого Он любил, Он предопределил, что они будут соответствовал образу Христа. Тот же общий аспект значения proorizo, что и установление пределов или границ, применим к его использованию в Деян. 4:28 и 1 Кор. 2:7, но в этих стихах оно не применяется к
людям; следовательно, в нем отсутствует по крайней мере один аспект, который Павел использовал для разграничения понятия о предопределении.
На самом деле, несколько аспектов, раскрытых Павлом в Рим.8 и Еф. 1, которые вместе образуют концепцию предопределения, отсутствуют в этих текстах. В Деян. 4:28 мы находим фразу: "Все, что определила рука Твоя и совет твой, прежде чем
будет сделано". В тексте говорится о масштабах и характере того, что Христос претерпел бы от рук Ирода и Понтия Пилата, вместе с язычниками и народом Израиля, чтобы совершить искупление. Своим собственным суждением и действиями Бог предопределил предел и установил границы тому, что претерпел Иисус. Он сделал это, выбрав время, место и обстоятельства воплощения Христа. Выбирая время и место для искупления, Бог установил ограничения относительно того, что, как и чьими руками  Иисус пострадает за наши грехи. Исключив любое другое время  или место, Спаситель пришел в Иудею I века нашей эры, которая была оккупированной провинцией Римской империи. С согласия еврейского народа и по настоянию коррумпированных  гражданских и религиозных лидеров Он был осужден римскими язычниками. На основании ложных обвинений в том, что Он был мятежником против римской власти Понтий Пилат, римский правитель Иудеи, приговорил Иисуса к смерти через распятие. Распятие было самой болезненной формой смертной казни в Риме. Оно было наложено только на самых серьезных и неблагородных злоумышленников. Бог ограничил продолжительность страданий Христа, определив, что было необходимо для удовлетворения Его гнева. В Рим. 9:28 Павел интерпретирует Ис.10:22-23 как означающее, что искупление было недолгим делом: "Ибо Он завершит дело и сократит его в праведности, потому что короткое (в СП решительное) дело совершит Господь на земле". Фраза "сократит это в праведности" относится к Божьему праведному суду о том, что продолжительность страданий Христа перед Его смертью была прервана. Другими словами, продолжительность Его
страданий была ограничена Богом, чтобы быть меньше, чем обычно требуется для того, чтобы кто-то умер от римского распятия , и, конечно, меньше, чем вечные страдания вследствие вечного осуждения. Были методы, которыми римляне использовали распятие для того, чтобы максимально увеличить как интенсивность страданий, так и их
продолжительность до наступления смерти. Бог ограничил продолжительность только тем временем, которое необходимо для выполнения требованияудовлетворения Его гнева. Как только это было сделано, Иисус испустил дух и вернулся к Отцу. В совершении римского распятия Бог "сократил" продолжительность страданий Христа. По сравнению с Божьим наказанием за грех, которое является вечным осуждением, время, необходимое Христу для выполнения требований искупления, было коротким. Это была короткая работа. Когда Иисус полностью пострадал за наши грехи, Он вернулся к Отцу. Своей собственной рукой и советом Бог "заранее определил" пределы того, что и как долго будет страдать Иисус.
В 1 Кор. 2:7-8 Павел упоминает тайну скрытой Божьей мудрости в отношении
воплощения Христа и искупления. Слова "тайна" и "сокрытое" используются Павлом для обозначения того, что Бог хранил в тайне обстоятельства, Личность, дело и цель пришествия Христа от тех, кто участвовал в Его распятии. Его детали обычно оставались скрытыми до тех пор, пока апостолы не начали проповедовать Евангелие. В том
же контексте, в ст.14, Павел указывает, что значение Его личности и дела остается скрытым для всех, кому не хватает способности получать духовные вещи. “Но плотский человек не принимает того, что от Духа Божьего, ибо для него это безумие; и он не может познать этого, потому что это различается духовно”. Бог скрыл Свою мудрость, содержащуюся в деталях Завета Благодати, который Он "установил перед миром". В "полноту времени" Иисус пришел, чтобы искупить всех, кого Отец дал Ему в
Завете, Своими страданиями и смертью (см. Гал 4:4-6). Пока не пришел Иоанн с проповедью "покайтесь, ибо приближается Царство небесное" и сказал своим последователям: "Узрите Агнца Божьего”, Личность и деяния Христа, как правило, были скрыты. Даже тогда Божья мудрость в том, чтобы Иисус "спас Свой народ от их грехов", не была понята до тех пор, пока Евангелие не было проповедано и принято с силой Святого Духа, начиная с Пятидесятницы. (См. Деян. 2.).
Иисус пришел на землю, не имея "никакой репутации" среди людей; и "князья мира сего" не считали Его ни Богом, ни царем. Он был воплощенным Богом как Сын Божий, но они знали его только как Марию и Сына Иосифа. Христос пришел искупить тех, кого Бог избрал в Нем, Своими страданиями и смертью; но правители видели в Нем только политическую угрозу своей власти и авторитету. Его целью прихода было принести славу
Божьему народу, спасая его от грехов; но они не верили, что Он может спасти Себя, а тем более кого-либо другого. Сохраняя это в тайне от тех, кто распял Спасителя, Бог ограничил то, что могло бы произойти в противном случае. На это указывает решительное заявление Павла: "Ибо если бы они знали это, они бы не распяли Господа славы". Это утверждение не было ни предположением, ни догадкой, а констатацией факта: если бы правители знали подробности скрытой Божьей мудрости, они бы не распяли Господа.
Почему переводчики KJV решили использовать другие термины для ;;;;;; proorizo в Деян. 4:28 и 1 Кор. 2:7? Они выбрали разные термины, потому что эти тексты не включают все семь аспектов концепции предопределения, которые представлены в Рим.8 и Еф.1. Например, ни в одном из текстов не говорится о том, что Бог предопределил окончательное расположение Своих детей в соответствии "с образом Своего Сына" к "славной свободе" через искупление их тел. Ничего в Деян. 4:28 не предполагает, что Бог был рад предопределить необходимый объем и продолжительность страданий Христа, чтобы умилостивить Свой гнев. Точно так же ничто в 1 Кор. 2:7 не указывает на то, что Богу доставляло удовольствие скрывать подробности личности, дела и цели пришествия Христа от тех, кто Его распял. Наконец, ничто, упомянутое в Деян. 4:28, не предполагает, что Бог активно участвовал в конкретных действиях, которые привели к страданиям и закончились смертью Христа.
В отсутствие некоторых аспектов, которые вместе образуют концепцию предопределения, представленную в Посланиях к Римлянам и Ефесянам,  переводчики KJV выбрали другие термины для передачи различных концепций. Их осознанный выбор и разумная сдержанность должны послужить уроком для нас, которые значительно хуже
понимают языки оригинала Библии. Если бы люди, которые были признанными экспертами своего времениь как в лингвистике, так и в толковании проявляли осторожную сдержанность, чтобы не путать концепцию предопределения с другими концепциями Бога предопределяющего, мы вполне могли бы сделать то же самое. Другими словами, там, где Писание умалчивает, у нас должно хватить здравого смысла сделать то же самое.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии