Главная любовь гения

17 (30) августа 1903 года в церкви села Тараканова обвенчались Александр Блок
и Любовь Менделеева.

Под финал своей жизни великий поэт Александр Блок поймет, что на всем свете у
него было, есть и будет только две женщины — Люба и «все остальные». Люба — дочь
талантливейшего ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Они были знакомы с
детства: когда их отцы вместе служили в университете, маленькие Саша и Люба в
колясочках гуляли в университетском саду. Потом они встретились, когда Саше было
17 лет, а Любе — 16. Он к тому времени уже успел пережить бурную страсть с 37-
летней Ксенией Садовской и приехал в имение Менделеевых Боблово, где они вместе
с Любой сыграли шекспировского «Гамлета». Он — Гамлета, она — Офелию. После
спектакля пошли погулять и впервые остались наедине…

Странно: мы шли одинокой тропою,
В зелени леса терялись следы,
Шли, освещенные полной луною,
В час, порождающий страсти мечты.

Стана ее не коснулся рукою,
Губок ее поцелуем не сжег...
Всё в ней сияло такой чистотою,
Взор же был темен и дивно глубок.

Лунные искры в нем гасли, мерцали,
Очи, как будто, любовью горя,
Бурною страстью зажечься желали
В час, когда гасла в тумане заря...

Странно: мы шли одинокой тропою,
В зелени леса терялся наш след;
Стана ее не коснулся рукою...
Страсть и любовь не звучали в ответ.

Через год он назовет ее своей Прекрасной Дамой, Вечной Женой, Таинственной
Девой и сделает официальное предложение семье Менделеевых. Идеальный на
первый взгляд союз поэта и его музы был далеко не столь счастливым. Блок считал,
что любовь физическая не может сочетаться с любовью духовной, и в первую же
брачную ночь попытался объяснить молодой жене, что телесная близость помешает
их духовному родству…

1 мая 1902 года Александр Блок написал стихотворение "Там — в улице стоял
какой-то дом...".

Там — в улице стоял какой-то дом,
И лестница крутая в тьму водила.
Там открывалась дверь, звеня стеклом,
Свет выбегал,— и снова тьма бродила.

Там в сумерках белел дверной навес
Под вывеской «Цветы», прикреплен болтом.
Там гул шагов терялся и исчез
На лестнице — при свете лампы жолтом.

Там наверху окно смотрело вниз,
Завешанное неподвижной шторой,
И, словно лоб наморщенный, карниз
Гримасу придавал стене — и взоры...

Там, в сумерках, дрожал в окошках свет,
И было пенье, музыка и танцы.
А с улицы — ни слов, ни звуков нет,—
И только стекол выступали глянцы.

По лестнице над сумрачным двором
Мелькала тень, и лампа чуть светила.
Вдруг открывалась дверь, звеня стеклом,
Свет выбегал, и снова тьма бродила.

А. А. Блок. 1 мая 1902

Дом, о котором писал поэт, по сей день стоит в Петербурге, по адресу
Гагаринская, 32. В этом здании располагались актерские курсы Марии Михайловны
Читау, которые посещала Любовь Дмитриевна Менделеева. В конце 1901 года Блок
часто ждал ее там: "Любовь Дмитриевна ходила на уроки к М. М. Читау, я же ждал ее выхода, следил за ней и иногда провожал ее".

Впечатления от этих встреч находим в письме Блока возлюбленной от 29 августа
1902: "Помните Вы-то эти дни — эти сумерки? Я ждал час, два, три. Иногда Вас совсем не было. Но, боже мой, если Вы были! Тогда вдруг звенела и стучала, захлопываясь, эта дрянная, мещанская, скаредная, дорогая мне дверь подъезда. Сбегал свет от тусклой желтой лампы. Показывалась Ваша фигура — Ваши линии, так давно знакомые во всех мелочах, изученные, с любовью наблюденные".

В каком точно месте ожидал свою возлюбленную будущий титан Серебряного
века в точности неизвестно, вероятно это крайняя правая дверь. А вот лично для
автора этих строк самым волнующим элементом данного здания является “портал”,
расположенный на противоположной стороне фасада. Ведь именно он ведет нас,
уважаемый читатель, в дорогие для него места далекого детства.

За прошедшие шестьдесят с лишним лет (да и с блоковских времен) здесь мало
что изменилось. Все очень демократично и со стороны фасада и во дворе.
Открывающийся взору читателя, избалованного изобилием архитектурных шедевров
Северной Пальмиры, аскетичный пейзаж не должен, однако, никого вводить в
заблуждение. Места эти буквально пропитаны гениальностью.

На протяжении многих лет младшая сестра композитора Глинки Людмила
Шестакова собирала в соседнем доме “Могучую кучку” (представляю, как рады были
все жильцы, укладываясь спать под бодрые арии Модеста Мусоргского).

В настоящее время во дворе тихо расположился бренд современного балета –
Театр Бориса Эйфмана. Вход туда и дверь, ведущую в мою прежнюю обитель
разделяют какие-то 10 метров. Так что все достаточно компактно.
 
Более подробно о любимых уголках моего родного Ленинграда (так мне
привычнее) постараюсь рассказать в отдельной книге.

До встречи, дорогой читатель!


Рецензии