Чтобы русское слово стало родным

                Дивишься драгоценности нашего языка:
                что ни звук, то подарок;
                всё зернисто, крупно, как сам жемчуг,
                и право, иное названье ещё
                драгоценнее самой вещи.
                Н.В.Гоголь



      Как ни ужасно это звучит, но слава богу, что великий Гоголь умер более двухсот лет назад. Иначе представьте, каково было бы его изумление и разочарование, когда он увидел бы, во что превратился его столь любимый русский язык. Там где раньше «…что ни звук, то праздник…» в наше время одни вульгаризмы.
Впрочем, было время, когда даже слово «вульгарный» считалось незаконным. Пушкин, не предвидя, что оно обрусеет, сохранил в «Онегине» его чужеземную форму. В знаменитых строчках о Татьяне:
« Никто б не мог её прекрасной
Назвать, но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовётся vulgar. (Не могу….
Люблю я очень это слово,
Но не могу перевести;
Оно у нас покамест ново,
И вряд ли быть ему в чести.
Оно б годилось в эпиграмме…)»
Это слово теперь само стало русским.
      Русский язык серьёзно поражён тяжёлой болезнью. Кажется, будто кто-то наступил ему на горло и не даёт дышать. И этот кто-то – мы, русские -носители некогда одного из богатейших языков мира. Сознательно изменяя и упрощая родные слова, мы делаем нашу речь бедной и некрасивой. Как бы ни было изящно, поэтично и выразительно слово, стоит ему войти в состав современной уличной речи, и оно совершенно утрачивает свой первоначальный человеческий смысл и превращается в примитивный шаблон.
      Подобными шаблонами пестрят сочинения сегодняшних школьников. Например, слово «ярко»: такой-то писатель «даёт яркие образы»; другой – «ярко отражает чью-то психику»; третий – «ярко обрисовал характер»; у четвёртого «ярко выявлены такие-то черты»; пятый – «ярко показал» и т.д  Не мудрено, что такая «яркость» очень быстро превращается в тусклость.
       Если бы Даль очутился в нашем XXI веке, то за какие-нибудь две недели у него появился бы огромный добавочный том словаря, многообразно отражающий нашу эпоху.
Становится неловко, когда оказываешься рядом с молодыми людьми, из уст которых фонтаном сыплются вульгаризмы, где:
вместо «пить»– бухать,
вместо «глупость» - лабуда,
вместо «мне не интересно» - мне по фигу,
вместо «скука» - отстой,
вместо «лечь спать» - вырубиться,
вместо «хорошо» - клёво,
вместо «повезло» - впёрло,
вместо «отругал» - поимел.
      Таки примеры можно приводить ещё и ещё. И все они хорошо известны. Иногда создаётся впечатление, что люди эти с другой планеты. А порой, когда оказываешься в компании подростков, то ощущаешь, будто с другой планеты ты сам, Щемит сердце, когда смотришь старые советские фильмы 30-х – 40-х годов! Как правильно, певуче говорили люди тогда. Конечно, многие сейчас говорят, что большинство фактов, показанных в этих картинах, были приукрашены. Это были сказки для взрослых. Но, каковы бы ни были реалии тех времён, одно очевидно. Русский язык был тогда чище, богаче, ярче.
      Как сделать так, чтобы наши сверстники и потомки не убили красоту родного языка? Конечно, проводятся важные конференции и семинары с участием маститых учёных и профессоров по современной лингвистике. Безусловно, там принимают правильные резолюции о необходимости возрождения «русскоязычия». Но между решениями и реальными людьми лежит бездна. Такая же пропасть, как от крестьянина до великих княжон в России XVIII века, - одни утирали рот ладонью, писать и читать не умели, другие говорили и писали на безупречном русском, французском и были лучших манер. Так и теперь. Ужасает, что год от года число говорящих ясно и правильно тает, а масса вульгаристов растёт. Хочется предложить создать дополнительное радио и телепрограммы о родной речи. Было бы здорово, если бы в школах время от времени проводили тренинги по «ясноговорению». Например, ставили бы задачу испытуемому придумать любой рассказ на выбранную тему, во время которого слушатели следили бы за чистотой языка, а затем премировали бы лучших авторов. Такая игровая форма помогла бы выработать у детей привычку правильно говорить. А ведь то, что заложено в дестве, мы приносим с собой во взрослую жизнь!

     Анастасия Попова


Рецензии