Коси, коса!

А я так и не научилась править и точить косу.
Коса не по мне, а для богатыря, каким был муж.

Стала я всех вспоминать, кто правил мне косу деревенских мужиков.
Цапкин был. К нему все шли. Он и грабельки в подарок моей  десятилетней дочке сделал. Просто так, я и не просила.
Точил косу дед Василий. Его уж нет.

Иногда точит косу сосед, но он на работе, которая никогда не переведётся.

Спасибо Александру, что приезжает в дом напротив с женой и не бросает огород , не зарос он у него травой забвения. Пашет плугом вместе с женой Ириной.
Кулибыны не перевелись в государстве.
Да и голь на выдумку хитра. Плуг идёт по земле бойко, а всё от мотора забытой мотопилы Дружба. Была эта пила тяжёлой для мужиков.

Огород у него загляденье. Земля как пух. Ведь матушка его скотину держала всю жизнь.

Может, я бы научилась всем этим премудростям, если бы с детства жила в деревне.

У родительского порога присел на лавочку Александр, всё сделал, как надо.
И невольно живу я по законам земли и природы.
Наступила весна, растаяли двухметровые снега. Пришла запоздалая и неласковая весна.
Долго ждали, когда можно пахать.
Время это для деревенского народа особое.
Умирать собрался, а рожь сей.
Мудрость не нами придуманная, а прадедами.
Рожь,  конечно, никто уж не сеет
Техники нет, мужиков ядрёных тоже. Те, кто остались, пашут матушку землю  в лесах дремучих, там, где были лагеря трудовые.Взрывают её нутро, заросшее травой.

И волокут оттуда рельсы, колёса, проволоку ржавую колючую выворачивают.
А остальной народ припал к своей землице, своему клочку земли.
Не потопаешь - не полопаешь. Тоже народ высказал.

А тут и трава попёрла сочная, высокая, как лес. Кошу урывками, чтобы все силы не потерять, с передышкой.
Задумалась я на отдыхе.
Когда же русский народ начал косить и как придумал косу?
Задала я вопрос в инете.
 Этимология слова. Кослище. По -деревенски это деревянная часть косы, к которой крепится нож.
Инет недолго думал и напечатал своё слово – Козлище.

Усмехнулась я.
Было много в хозяйстве когда-то скотины, от цыплёнка до лошади.  И начинали мы с козочек.
Но  всё-таки нашла нужный ответ.
Оказывается косить траву в русском государстве начали по указу Петра Первого от 17 мая 1721 года
В этом указе было велено снимать хлеб с поля косами.
А само слово «коса» происходит от древнего индийского языка и обозначает «Резать».
 Части косы в разных областях называют по-разному.
Интересно, что я до сих пор не понимаю местных слов.
Протягивает мне сосед Александр какой-то брусок и говорит:
- Возьми лопатку то. Пригодится.
А я недоумеваю. Потом до меня дошло, что этим закругленным брусочком и точат нож косы.
В хозяйстве моём среди орудий труда  такая старина.
Не выбрасывали до меня. И я выбрасывать не буду.
Чугунки, конечно, уж не держим. А ухват, деревянная лопата для русской печи, кочерга, царапки для рыхления земли после посадки картофеля, чтобы ему легче дышалось, грабли тяжёлые, кованые ещё в кузнице,
скобы, крючки старинные... Можно много вспомнить, чего есть.
Но современную, пахнущую бензином косу,  я бы не хотела и в руки брать.

Фото трудолюбивого Саши я поместила на своей странице в инете.

Народ начал критиковать.
Спрашивает коренной москвич:
- А как включается эта коса?
Я ответила стихами Кольцова. Строчки эти со школьной парты помню.
Раззудись, плечо!
Размахнись,  рука!
Ты пахни в лицо, ветер с полудня...

Другой пишет, что коса такая сломается на первой кочке.
Да и мужик сидит с закатанными рукавами. Комары его заедят.

Нет, косе уж лет двадцать. Сам хозяин делал по себе.
А что нам комаров бояться, если мы и волков не боимся? И по одним дорогам с медведями ходим.
 Но больше всего меня порадовало вот это.

К чёрту я снимаю свой костюм английский!
Дайте же мне косу!
Я вам докажу!
Я ли вам не свойский?
Я ли вам не близкий?
Памятью деревни я ль не дорожу?
     Сергей Есенин

Трава будет расти вечно, пока есть земля и жизнь на ней.
Будут меняться люди, их отношение к труду и природе.
Прожив здесь больше тридцати лет, я поняла, что надеяться надо только на свои силы, опираться на опыт поколений, доверять природе.

Упадёт в непогоду сосна на провода, и никакой искусственный разум не поможет.
Свеча заменит электрическую лампочку, оборвутся сети интернета…
И только человек с умелыми руками восстановит всё заново.

фото автора


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.