От сессии до сессии. Философия

Как я ни старалась избежать изучения истории, с ее датами и с’ездами, и даже поступила в технический вуз, но в те времена предполагалось, что инженер должен быть идеологически подкован. Поэтому и в техническом вузе изучали историю КПСС, философию, политэкономию и научный коммунизм. Был даже факультативно научный атеизм. Окончательной атеисткой я не стала, но много интересного из истории религии узнала. Так сказать, методом от противного. Зачета по этому предмету не было, поэтому часто тянуло его прогулять. Каюсь, и я этим грешила, а зря! Тот, кто посещал, не пожалели об этом.

Историю КПСС на 1-м курсе нам преподавала Смолкина Аида Алексеевна. Необычное оперное имя и не дало забыть ее. Она сразу об’явила нам, что те студенты, кто будет активно работать и отвечать на семинарах и практических занятиях, могут рассчитывать на автоматический зачёт и экзамен. Нас с подругой эта идея вдохновила, и мы по очереди стали отвечать на занятиях. Автомат был заработан. Надо сказать, что Аида Алексеевна не была занудой. Она учила нас правильно и грамотно говорить. По ее мнению, инженер, т.е. руководитель, не должен быть косноязычным, он должен уметь об’яснить подчиненным задачу понятным, доступным и грамотным языком. И это было правильно.
Когда студент отвечал на семинаре, Аида Алексеевна мягко, но настойчиво поправляла его неправильные выражения, ударения, отучала от слов-паразитов, приучала коротко и ясно строить предложения.
В изучении этого предмета огромное внимание уделялось, конечно же, конспектированию работ Ленина, Маркса, Энгельса. Этот метод, видимо, пришёл с далеких революционных и послереволюционных времён, когда большевики старались привлечь на свою сторону основную массу рабочих и обучить их политграмоте. Как же мы, студенты, мягко выражаясь, не любили этот процесс, и сколько драгоценного времени он отнял! Все, о чем говорилось в этих работах, казалось давно прошедшим и никому не нужным. Какое нам дело до капитала, если у нас социализм?
Но благодаря конспектированию мы научились невольно грамотно писать, извлекать главное из кучи информации, да и многое из тех работ вдруг с 90-х стало актуальным, как ни странно. Многие из нас столкнулись с капитализмом и вспомнили о мечте рабочих о 8-ми часовом рабочем дне, о защите интересов работников профсоюзами, о бесплатных медицине и образовании. Безработица тоже стала реальностью. А прибавочная стоимость, коррупция, лоббирование интересов крупных промышленников, борьба за рынки сбыта и передел мира? Все повторилось на новом витке истории. Но не будем о грустном.
Чтобы написать реферат по истории КПСС, приходилось посещать публичную библиотеку. Помню ее атмосферу: покой и тишина, нарушаемая шуршанием страниц. А ведь больше мне не пришлось там побывать, к сожалению.

На втором курсе мы изучали философию. Как же далека я была от этой науки! На первой лекции преподаватель, (помню только его фамилию - Вольф), внешне очень похожий на Ленина, на доске начертил круг. Внутри круга он написал - я, а вне круга - не я. Я вслед за ним изобразила это в тетради. Далее шло об’яснение. Начала конспект и на этом закончила. Записывать дальнейшие рассуждения было сложно. Что за наука странная эта философия! Лектор продолжал говорить, а мои мысли отстали и ушли далеко в Древнюю Грецию. Представила себе Диогена, забравшегося в бочку и размышляющего на всякие отвлечённые темы. Хорошо там в Греции: тепло, солнце, фрукты всякие. У нас в этой бочке долго не высидишь, поэтому в этой науке и не преуспели. Хотя, что я тогда знала о Диогене, кроме того, что он жил в бочке? Мне он казался добрым мудрым спокойным старцем, которому все надоели, а там он уединился.

А жил он в V-IV веке до н.э. По легенде пифия предсказала ему, что ждёт его переоценка ценностей. Он понял ее буквально и стал фальшивомонетчиком, был разоблачён и бежал из родного города Синопа в Афины. Там напросился учеником к философу Антисфену и стал киником. Эти люди проповедовали аскетизм, отказ от всяких условностей и искусственностей, от всяких благ, предпочитая жизнь простую, как у собаки. Диоген очень прославился на этом поприще и был очень популярен благодаря своему странному, порой вызывающему, поведению и взглядам. Он отрицал брак, отечество, впервые ввёл термин космополит, так как утверждал, что он человек мира, а не своего города-государства. Споря с Платоном, часто выходил победителем. А великому Александру Македонскому, пришедшему к философу, осмелился нагло сказать, что тот заслоняет ему солнце. Жил он долго. Даже будучи рабом (его продали в рабство пираты), оставался внутренне свободным человеком. На его могиле в Коринфе установили мраморную колонну с фигурой собаки. Дата его смерти, в отличие от даты рождения, точно известна, она совпадает с датой смерти Александра Македонского 10 июня 323 года.

Когда я «вернулась» на лекцию из Древней Греции, преподаватель уже рассказывал про суб’ективный идеализм. Оказывается, если я сам лично что-то не вижу и не ощущаю, значит этого нет. Что же, если я не видела Америки, то ее нет? И что же, никому верить не надо, ни радио, ни телевидению, ни книгам? Ерунда какая-то. Так думала я тогда, решительно отвергая это философское направление.

Прошло много лет, новый век. А очень многие люди, может быть, и неосознанно, придерживаются этой философской теории. Выключить телевизор, отключить интернет, уехать куда-нибудь подальше. И нет в мире проблем, потому что я их не ощущаю. Так жить, наверное, проще.

Окончательно потеряв ход мысли преподавателя, я с тоской оглядела аудиторию. Может, это я одна такая, не способная философски мыслить? Почти никто не записывал. Соседка, скучая, рисовала в тетради цветочек, другая смотрела в окно, улыбаясь своим мыслям или мечтам, два юноши, судя по сосредоточенному выражению их лиц, играли в морской бой, а у кого-то из-под тетради выглядывала книжка. Постичь философские направления никто особенно не пытался.
Поэтому когда вместо следующей лекции по философии однокурсник предложил нам с подругой Леной пойти в кино на замечательный японский мультфильм «Кот в сапогах», мы с ней радостно согласились. Философия кота в сапогах была понятна всем. Потом были другие фильмы, например, «Большая прогулка» с Бурвилем и Луи де Фюнесом. Там было 2 серии, поэтому пришлось прогулять и ещё одну лекцию. На последнюю лекцию по философии мы решили пойти, и снова ничего не поняли. «Автоматов» по этому предмету не ставили. Но на семинары мы ходили, что-то там отвечали и заработали «полуавтомат», т.е. экзамен не по всем, а только по нескольким темам. Готовиться к экзамену пришлось по учебнику. Конспекта-то не было. За три дня освоить курс философии даже по нескольким темам было нереально. Пришлось положиться на авось. Вытащила на экзамене билет с вопросом: что такое истина?
Соседка «по парте» заинтересовалась:
- Что там у тебя?
- Истина - задумчиво отвечаю я.
- Знаешь? - не отстаёт соседка.
- Помню почему-то только: «in vino veritas» - из Блока.
Этот мой ответ соседке услышал и преподаватель. Он, заинтересованно повернулся ко мне:
- Похвально, что Вы знаете латынь. А теперь вспомните об истине с точки зрения философии.
Латынь я знала также, как и философию. Отвечая на вопрос, я долго водила преподавателя по лабиринтам своих размышлений о философском понятии истины, пока его не утомила. Ниже 4 за «полуавтомат» не ставили. И он, тяжело вздохнув, вывел хор. в моей зачетке. А как же облегченно вздохнула я!

В следующем семестре практические занятия по историческому материализму у нас в группе вёл недавний выпускник философского факультета ЛГУ. Вот его почему-то совсем не помню, как звали. Представьте себе молодого симпатичного мужчину, преподающего философию 25-ти девушкам, которые избрали его предметом кокетства. Он очень смущался, а мы нагло этим пользовались. Не удалось уговорить его поставить всем нам «автомат» по экзамену, но зато удалось уговорить принять у нас экзамен досрочно. Утром мы сдали экзамен по гидравлике, а затем нашли свободную аудиторию и пригласили туда нашего юного философа для сдачи его экзамена.
Фокус заключался в том, что у досрочно сдающих был шанс потом пересдать экзамен в срок. И опять же ниже тройки досрочникам обычно не ставили.

Мне опять крупно повезло с вопросом. Попалась работа Ленина «Задачи союзов молодежи». Основная ее мысль, если кто помнит: учиться, учиться и учиться! Впрочем, неплохой лозунг. Как-то не замечаю я особенного рвения к учебе у нынешней молодежи. Напрасно.

Я с удовольствием повторила лозунг. Преподаватель удовлетворенно закивал.
- Ну, а что же философского в этой работе? - спросил он.
- Действительно? - удивилась я, - наверное, можно и не учиться. Как у Шекспира: быть или не быть?
Мне казалось, наш философ едва сдерживает смех. Но отступать было некуда. Кроме этой крылатой фразы ничего не помнила. Несмотря на все попытки молодого человека вытянуть из меня какие-то философские суждения, я упрямо стояла на своём и ленинском пути о необходимости образования. Наконец, он сдался:
- Мне нравится Ваше искреннее желание учиться. Оценку ставлю в долг. В следующем семестре будете ее отрабатывать. А пока сходите, пожалуйста, за разрешением на досрочную сдачу экзамена в деканат.
- С радостью - заявила я.
Уже выходя из аудитории, услышала, голос моей подруги, которая недоуменно спрашивала преподавателя:
- У меня тут работа Ленина «Анти-Дюринг». А как же быть, если я самого Дюринга-то не читала?
Не знаю, что он ей ответил, так как бежала в деканат, боясь, что там уже никого не будет. Также, как не знаю, читал ли он сам этого Дюринга. 

Наш декан страшно удивилась, как это можно в один день сдавать два экзамена, и разрешение не дала, несмотря на мои убедительные просьбы. Я вышла из деканата несколько удрученная и поплелась в аудиторию.
Когда я вошла, ещё одна прилежная и симпатичная студентка, строя глазки и напрягая память, старалась извлечь из неё фамилию представителя философского направления. Преподаватель подсказывал ей:
- Это как в кроссворде: 6 букв, первая Л, последняя В.
- Лавров! - радостно угадала студентка.

Да, о Петре Лавровиче Лаврове (1823-1900) мы имели смутное представление, связанное с народничеством. А ведь это была интересная личность. Его формулировка понятия философии проста и ясна: «Она есть процесс отождествления мысли, образа и действия». Он был не только философом, социологом, публицистом, но и писал стихи. Лавров является автором слов «Русской Марсельезы», гимна России с февраля 1917 по 1918 год. Если кто не помнит, он начинался так: «Отречёмся от старого мира, отряхнём его прах с наших ног…».

А со студенткой, угадывавшей его фамилию, моей подругой Наташей, мы в следующем семестре отрабатывали полученные в долг хорошие оценки по философии. Все просто. Нас с ней вызвали на кафедру этих наук и предложили читать лекции по нескольким темам (лекции писали мы сами) в качестве политинформации работникам столовых. Ну что ж, халява не прошла.
Надо сказать, к нам в столовых отнеслись прекрасно, слушали с вниманием и интересом, а по окончании бесплатно  и вкусно кормили. Особенно запомнилась столовая завода «Союз». На заводе производили шариковые ручки. Интересно, жив ли этот завод?
Все по Марксу: кто не работает, тот не ест. А кто работает на этом заводе, ест в его столовой.

Политэкономия как-то совсем не запомнилась и ее преподаватель тоже.
Экономику нам читала совсем ещё молодая девушка, практически не отрывая глаз от своего конспекта. А если вдруг отрывала, потом долго не могла найти на чем она остановилась, мелко, видимо, было написано. Лозунг нашего времени «Экономика должна быть экономной» напоминал мне масло масляное и воспринимался несерьезно. Эта наука существовала отдельно от практики и даже вступала с ней в конфликт. Но и эту дисциплину удалось сдать. Многие студенты писали шпаргалки. Писала и я, но воспользоваться ими боялась. Выручала зрительная память. Если напишешь - запомнишь.
Завершал эпопею изучения этих наук научный коммунизм. Пока das ist Fantastisch. Лекции нескучно читал веселый преподаватель по фамилии Петров. Однажды он говорил на лекции о таком понятии, как советский народ, для которого характерна дружба и взаимопонимание между людьми разных национальностей. Он привёл пример:
- Подтверждением этого может служить такой факт, как увеличение многонациональных браков…
Преподаватель произнёс фразу и задумался. Аудитория записывала, не поднимая глаз от тетради. А я недоуменно подняла и встретилась с лектором глазами. Он улыбнулся и сказал:
- Удивительно, что только одного человека смутил этот факт. Конечно, я оговорился, имел ввиду межнациональные браки.
Аудитория, хихикая, стала исправлять конспекты.

Нашему курсу повезло, гос. экзамен по этому предмету ввели со следующего после нас года.

А, судя по об’явлениям на асфальте и столбах моего интернационального района Парнас, у нас очень популярны не только межнациональные, но и многонациональные браки.

Столб у станции Парнас
Весь пестрит от объявлений.
Хочешь отдых прям сейчас
С Аней, Машей, Любой, Леной,
С Зульфией, Зухрой, Айной?
Можно даже не с одной.

Хочешь взять на час жену?
Можно даже не одну.
Деньги есть – бери на сутки,
Это бизнес, а не шутки!
На асфальте телефон,
Там узнаешь, где притон.
Помни, находясь в притоне,
Поликлиник нет в районе.

Этот стишок 2016 года.


Рецензии
Истина в мире одна. А преподаватели философии хотели всем студентам показать, что без их знания не будет мира, а мир спокойно обходится без знаний философии. Наш преподаватель "Истории КПСС", потом стал преподавать "Маркетинг". Всезнающие люди были. А потом через 10 лет он уехал со всей семьей в Израиль. Другой преподаватель философии, ушел в бизнес а потом вернулся снова преподавать. Кьеркеогор, Гегель, Платон, Цицерон, Бальтазар Гарсиан, Нашруван Великий, Честерфилд, Лафантен как их много было мудрецов, а большинство из них закончили свой путь в нищете. Но оставили мудрые труды.
С интересом
Искандар

Заметки Географа   07.09.2022 16:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Искандар! Странная наука философия. Мне инженеру ее трудно понимать.

Людмила Петрова 3   08.09.2022 14:52   Заявить о нарушении
Сильно, сильно сочувствую.
Технарям действительно нет смысла ее преподавать, разве что факультативно - для тех, кто "дозрел".

Людмила Людмилина   10.11.2022 19:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.