А уж нам как повезло!

(продолжение)

  Однажды меня остановила пожилая женщина, как оказалось, соседка сверху- Клавдия Петровна:
- Вы извините, я видела, как Вы оставляли мальчика с бабой Леной. Не моё это дело, но... Вы бы поосторожнее с ней.
-А в чём дело? Что с ней не так?
-Ну,-Клавдия Петровна замялась, видимо, не зная, как лучше сформулировать своё отношение к соседке,-поймите, это же БАБА ЛЕНА!!!

 "Баба Лена" было сказано с такой интонацией, словно непонятливому ребёнку объясняли прописные истины. Это потом, со временем, до меня дошло, что именно имела ввиду Клавдия Петровна. Всё оказалось просто и в то же время неоднозначно. Баба Лена жила не одна, прибился к ней такой же одинокий, заброшенный старик. Вместе они за несколько дней пропивали свои небольшие пенсии, а потом ходили по округе и копались в мусорных баках, выискивая что-нибудь съедобное, или ещё пригодное в хозяйстве. Старик когда-то плотничал, инструмент у него имелся. Однажды решил отремонтировать деревянную крышку, закрывающую приёмник угля рядом с подъездом(хотя в то время уже никаких печей и тем более, угля, в доме не было, все пользовались газовыми плитами и центральным отоплением). Долго сбивал старые куски досок вместе, пилил, стучал и в конце-концов ничего из этой затеи не вышло: старик был уже дряхлым, сил оставалось мало и конструкция просто развалилась, когда он надавил на неё, проверяя на прочность. Мне стало жаль его, его беспомощности и искреннего желания быть полезным... Как они с бабой Леной уживались, трудно сказать, не думаю, что она что-то готовила, стирала, убирала. Я ещё в первый раз  заметила беспорядок, что был в квартире и ощутила стойкий запах, присущий таким жилищам. Надо сказать, старик по-своему заботился о своей подруге. Как-то летом, придя домой на обед, я застала такую картину: изрядно подвыпившая баба Лена валялась под кустом акации у подъезда. Солнце в тот день палило немилосердно, дед сидел рядом с бабкой и охранял её. Немного погодя увидела, что она уже лежит на старом покрывале,а вторым дед прикрыл ноги подруги от любопытных взглядов. На крыльце стояло цинковое ведро с водой и ковшом. Дед монотонно и безнадёжно бубнил:"Лена... Лена, пойдём домой... Пойдём домой... Лена... Люди кругом... Стыдно... Пойдём, Лена.."  "Лена" не открывая глаз и не меняя позы безразлично отвечала: "Пошёл на..." Старик ненадолго замолкал, потом подносил бабке ковш с водой:"Попей водички.." Ответ повторялся. В это время подошёл наш участковый, кто-то из прохожих попытался сказать, что надо бы бабку в милицию забрать, чтобы не валялась на улице.. На что страж порядка, только вздохнул:"А толку? С неё всё равно взять нечего,"- и зашёл в подъезд.

Выйдя как-то на балкон развешивать бельё, я увидела эту парочку, бредущую от мусорных баков. Дойдя до скамейки у подъезда, они опустились на неё передохнуть: подниматься на четвёртый этаж тяжело, надо набраться сил. Меня они не замечали.
-Ну что, ничего?- бесцветным голосом спросила баба Лена.
-Ничего,-эхом откликнулся старик.
Помолчали...
-Сейчас бы супчику.. Да со сметанкой.-негромко сказал старик.
-И чаю крепкого с сахарком,-добавила бабка.
Опять всё пропили, теперь голодные, с горечью подумала я и оставив таз с бельём рванула на кухню. Быстро налила в банку суп, выхватила из холодильника непочатую баночку сметаны, сыпанула в пакет сахару из сахарницы, добавила пачку чая с полки, хлеб-всё в холщовую сумочку и бегом на площадку. Старики как раз поравнялись с моей дверью и собирались ползти дальше, на следующий этаж.
-Баба Лена, вот, возьмите.-я почти силой всучила ей в руки сумочку.
Старушка недоумевая смотрела на меня, на сумку:
-Что это? Что там?
-Это так, подарок от деда Мороза,-улыбнулась я и скрылась за своей дверью.

Не знаю, заходила ли она к другим соседям, но к нам иногда наведывалась. Однажды, ещё не протрезвевшая, постучала в двери и перешагнув через порог пожаловалась: "Не могу разобраться в этих новых деньгах! Скажи, сколько здесь рублей?" В руках она держала скомканные бумажки разного достоинства и, похоже, действительно не понимала, что это за деньги. Я пересчитала и объяснила, сколько  и на что хватит. А через несколько дней снова увидела её у мусорных баков. То ли привычка уже постоянно там пастись, то ли снова без копейки... Старики тащили в квартиру откровенный мусор и там потом рассматривали свою "добычу". Всё, что выбраковывали, летело с балкона. Однажды увидела выброшенную говяжью ногу с копытом, в другой раз в темноте прилетела и взорвалась на тротуаре пустая бутылка из-под шампанского. А на старом карагаче, растущем у подъезда, словно флаги, развевались то тряпки, то целлофановые пакеты...

 Днём сын вышел на балкон, я возилась на кухне, а внизу, на скамейке, сидела баба Лена.
-Баба Лена, -позвал мой Тёма.
-Оу!-откликнулась старушка с готовностью.
-А Вы вчера пьяные были...
-Ну и что? Бывает..
-А у Вас бутылки с балкона летели...
-Ну и что? Ты больше фулюганишь...
-Не понял..
-Ну и что? Ты больше фулюганишь,-повторила старушка.
Видимо, тема была исчерпана и сын пошёл играть в комнату.


Рецензии