В чём правда Брат?

«…Фотография - это правда. А хорошее кино - это правда 24 кадра в секунду…»
Жан-Люк Годар


…Фильм Балабанов «Брат» стал символом страшных девяностых и вместе с тем, показал национального героя, по которому равняли свою жизнь несколько поколений российских подростков.
Сам Балабанов, когда делал этот фильм, не мог себе представить, уровень его популярности, в будущем!
Если можно делать такие сравнения, то это своеобразный «Чапаев» двухтысячных годов, уже в Новой России.
И в этом, главная загадка «Брата»!

…История солдата вернувшегося с войны в Чечне и его война с бандитами, показана с необычайной достоверностью, которую совсем не встретишь в нынешних боевиках- сериалах. Кажется в них и антураж гангстерски-бандитский есть, и по «фене ботают», но нет ощущения реальности и в этом, главное отличие нынешней фильмовой «макулатуры» от «Брата» Балабанова...
Может быть эти фильмы не трогают зрителя ещё и потому, что сегодня основными заказчиками «нового» кино, стали те самые бандиты, которые превратились сегодня в уважаемых граждан и часто имеют бизнес, в том числе в кино, но они просочились и во властные структуры, и видимо в культуру тоже!
Когда страна немного успокоилась, после бандитски-олигархических девяностых, начались разного рода «посадки» высокопоставленных чиновников, в том числе и бывших бандюков?!
А главным заказчиком фильма «Брат» был простой народ, который уже изнемогал под властью олигархов и бандитов, расплодившиеся во времена приватизации, легитимного грабежа народных богатств, оставшихся ещё со времен советской власти!
Фильм «Брат» смотрели и смотрят сегодня миллионы россиян, для которых Данила Багров был таким же как они, один из них, и потому, его приключения в «этом прекрасном и яростном мире», воспринимались как воплощение сбывающейся мечты о силе характера, смелости и справедливости.
Герой Балабановской драмы вышел из народа и фильм правдиво показывает нелёгкую жизнь этого народа, особенно вначале повествования, которое раскрывает предысторию Данилы Багрова.
И после войны и фронта, для Данилы, который по его словам «служил в штабе писарем», бандиты – это враги, с которыми он воевал в Чечне и продолжил воевать на гражданке!

…В начальных кадрах фильма показана его мать, вырастившая двоих сыновей, один из которых, стал бандитом, а второй ушел в армию, на войну, где и научился убивать врагов.
Эта мать – простая женщина натерпевшаяся всего за свою жизнь и потому, ей хочется, чтобы её сыновья не повторили путь их отца, убитого в тюрьме.
Подкупает сцена, где показана эта простая русская женщина из глубинки, которая достает домашний альбом и показывает Даниле фотографии старшего сына, который тоже служил в армии, но после не удержался и подался в бандиты, теперь тщательно это скрывая от олдных!
Из таких достоверных сцен жизни российской глубинки, а потом и жизни в Питере, состоит весь фильм и поэтому можно сказать, что Балабанов открыл в российском кино эпоху «жестокого реализма».
К сожалению, этому интересному направлению в кино, сегодня принадлежат единичные фильмы – основной поток однодневок можно назвать «дешевым развлекаловом»!

Появление этого фильма, в начале двухтысячных, стало глотком свежего воздуха свободы, в атмосфере запуганности и подавленности, воцарившегося в атомизированном российском обществе после лживой перестройки и начала на просторах России, бандитски-олигархического капитализма!
И ещё, что очень важно, - фильм, показавший реальную жизнь бандитов, для многих развенчал миф о братках - героях. Страшная реальность бандитизма без берегов, в дальнейшем помогла спасти много молодых жизней чарованных уголовной романтикой, которые теперь начали понимать суть бандитской жизни.
Фильм, наглядно показал отличие реальной жизни от бандитских «подвигов» и помог многим подросткам, разочарованным в рутинной пошлости жизни, не вступать в разного рода «бригады»!
Герой фильма и его борьба с несправедливостью, его дружба с бомжом- толстовцем Гофманом многим юношам и взрослым, показали путь, а точнее один из путей в будущее, путь к переменам в обществе, которые начались в то время, в том числе и не без влияния жестоких, но патриотических фильмов!
Некоторые сцены и фразы из этого фильма, стали культовыми и даже сегодня, в атмосфере относительного российского довольства и сытости, эту балладу о героях, вспоминают те, кому сегодня уже за тридцать.
Особенно запомнился вопрос Данилы: «В чем сила, Брат?» - подразумевающийся ответ: «Сила в правде, в любви к отечеству»!

Данила Багров, которого сыграл молодой актер Сергей Бодров - обычный русский паренёк, прошедший школу войны, но сохранивший чистоту и наивность.
Конечно он продукт провинциальной российской глубинки и потому, его предубеждение против евреев и кавказцев, показанные вскользь, по ходу фильма не фиксируясь на этом, отражают мнение большинства россиян в те, уже давние времена.
И даже его словечко: «Черножопый» - сказанное в адрес наглого кавказца в трамвае, не вызывает того испуга, без которого сегодня не обойтись в компании интеллигентных людей - времена переменились и политкорректность стала языковой нормой, в среде культовой тусовки  в России.
Хотя конечно не всегда и не везде - тогда никто, даже бандиты в фильмах не матерились, а сегодня, это стало эстетической необходимостью, даже для политиков.
Ещё одна особенность этого фильма - Данила, решительно настроен против Америки, что и показывает в разговоре с французом на его городской квартире, в пьяном междусобойчике. И это тоже отражение настроений в простом народе, которое сохранилось и по сию пору, как протест против западничества российских образованцев!

Балабанов, в своем фильме использовал несколько интересных кинематографических решений. Например, он убрал, обычные для мелодрам, сцены «соплей и страданий», используя затемнение экрана, вместо натужных и фальшивых объяснений и переживаний, во время которых, каждый раз хочется выключить «проигрыватель».
Режиссер сумел внятно показать антураж того времени: развал, опустошение, пьянство народа на фоне мусора, грязи и обшарпанных стен.
Ещё одна особенность той страшной эпохи - в те годы, многие люди в России стали торговцами, для того чтобы выжить. И поэтому, очень уместно показана и барахолка, и российский рынок-базар, на котором всем заправляли бандиты - русские и не русские.
Балабанов сумел показать реальную атмосферу развала и бедности в стране, воспользовавшись которой, бандиты создают свой интернационал!
А они и в жизни, и в фильме «Брат» похожи на крыс, которые всегда появляются там, где грязь и нищета.

Удачно выбрана музыка к фильму, и песни «Наутилуса…», в исполнении рок-звезды тех дней Бутусова. В его песнях, отражены реалии того времени, насмешливая и горькая иллюстрация той жалкой жизни и вместе, надежда на лучшее будущее!
В сцене бандитских разборок, в которой невольно участвует Багров, показана компания известных в то время рокеров, пьющих и поющих вполне по-русски, дружественно и «культурно», в большой квартире. И это тоже примета того лихого времени. Мне, эти рокеры, почему-то напомнили чахлые бледно-зелёные растения в питерских подвалах, заполненных водой, с комарами и плесенью.

Думаю, что нет смысла пересказывать весь фильм, но по жанру – это настоящий боевик с погонями и убийствами и тут, через подтекст деталей, зрителю рассказывают, что убивать для Данилы – дело не новое. На войне, его научили убивать разными способами и эти умения, подробно показаны, что тоже добавляет реализма в течение сюжета.
Бомж Немец – Гофман, которого с блеском исполняет актер Кузнецов, похож на персонаж из ранних рассказов Достоевского. Страшная российская жизнь тех времен, выбросила его на обочину, заставила торговать на барахолке бижутерией и жить на кладбище.
И похоже, что он к этому уже привык и вряд ли выберется из этой безнадеги - он добрый, а добрые люди всегда становятся первыми жертвами упадка и разрухи в государстве!
А бандиты показаны реалистично - они все нервные, злые и страшные. Их жестокость показана в сильных сценах изнасилования подруги Данилы, Светы, а в конце фильма, в сцене пыток его брата – тоже бандита, но бандита одиночки.

…Мрачный фильм, заканчивается на оптимистической ноте, что конечно же привлекает зрителей, напуганных сценами издевательств, насилия и убийств.
Отъезд, уход Данилы из страшного, злого мира города, прощание с мрачным прошлым и надежда на будущую светлую жизнь, подчеркивается белизной и чистотой заснеженной природы и добродушием веселого водителя грузовика.
И оптимистический финал фильма, в котором Данила Багров, совершив подвиг противостояния всесильным свирепым бандитам уезжает в Москву, где его ждет, достойна подлинного героя новая жизнь, дарит нам возможность надеяться, что в России всё будет хорошо!..


2018-2022 годы. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте www.russian-albion.com или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com


Рецензии