Немецкие подводники, покончившие с собой

Продолжаю серию публикаций о немецкой Кригсмарине, о подводниках гросс-адмирала Карла Дёница, которых немецкая пропаганда сделала героями Третьего рейха на все времена. Но вчерашняя публикация о подводниках, незаслуженно получивших высшие награды  гитлеровской Германии, разве что в пропагандистских целях, чтобы поддержать боевой уровень переживавшего агонию подводного флота,  показывает, что не  все были такими же героями перед лицом смертельной опасности, когда с поверхности на них сыпались в большом количестве глубинные бомбы англичан и американцев. Многие субмарины всплывали и сдавались на милость победителя.  Экипажи  помещали к лагеря военнопленных, а кое кого из струсивших командиров предавали суду военного трибунала. Естественно, английского.

Тёзка командира U-582 Хайнца Экка, осуждённого британским трибуналом и казнённого англичанами, капитан-лейтенант Хайнц Хирзакер начинал службу вполне успешно. При наборе курсантов для Кригсмарине 1934 года из 200 кандидатов было зачислено 89 человек, Хирзакер занимал среди них 15-е место. А в 1937 году один из первых был отобран для службы на подводных лодках, что было весьма престижно. Занимал должность 2-го вахтенного офицера на U-36, а потом 1-го вахтенного офицера на U-64 под командованием ставшего позже известным асом Георга-Вильгельма Шульца.

Эта лодка была потоплена англичанами в норвежском фьорде. 8 человек из команды погибли, остальные 38 были спасены немецкими горными егерями, в знак благодарности впоследствии Шульц избрал эмблемой своей ставшей знаменитой U-124 цветок эдельвейса. На эту лодку в качестве 1-го вахтенного офицера он опять взял Хирзакера, значит ценил его качества.

29 мая 1941 года Хирзакер стал командиром новенькой U-572.

Трудно сказать, повлияло ли на него первое потопление, но одно дело служить под началом опытного и волевого командира, а другое - самому быть командиром с соответствующим грузом ответственности на плечах. Он стал испытывать явную фобию к службе на ПЛ, но разве мог он признаться в этом, не погубив свою карьеру?

Два первых патруля были безрезультатными, причём по различным странным причинам. Он осторожно пытался перевестись на надводный флот, однако подготовка командиров подлодок была слишком дорогостоящим делом, чтобы разбрасываться такими кадрами.

В третий боевой поход он вышел с заданием пройти через Гибралтар в Средиземное море, но так и не сумел сделать это, причём примерно в эти же сроки две другие лодки смогли прорваться. Он вызвал резкое недовольство Дёница и обвинения от командования в том, что ему «не хватает необходимой энергии, решимости и абсолютной воли для достижения успеха».

Видимо, это как-то подстегнуло его, в четвёртом патруле он смог потопить 2 и повредить 1 судно. В пятом походе было потоплено одно судно.

В шестом патруле он должен был участвовать в группе лодок с заданием воспрепятствовать высадке союзников в Марокко. Было потоплено 4 корабля, а 3 повреждены, но Хирзакер к этому не имел отношения. Его лодка в основном скрывалась под водой, к тому же он сделал поддельные записи в вахтенном журнале. По возвращению его офицеры обратились к командованию. Он был отстранён от должности и назначен на эсминцы.

Казалось бы, его желание исполнилось, но через пару месяцев ему было предъявлено обвинение в «трусости перед противником» согласно пунктам 84 и 85 Военного уголовного кодекса. Трибунал состоялся в Париже. Хирзакер был приговорён к расстрелу, просьба о помиловании отклонена. Тогда он уговорил бывшего товарища по набору 1934 года пронести в камеру пистолет и застрелился 24 апреля 1943 года.

Корветтенкапитан Вернер Хенке был последним из подводников, получившим Дубовые листья к Рыцарскому кресту за действительные победы. Следовавший за ним Хартманн был удостоен их как командир соединения, а Ланге и Томсен - это уже просто профанация, я писал об этом.

На заставке фото Хенке с рыцарским крестом и дубовыми листьями над ним. Можно хорошо это рассмотреть именно на этой фотографии, которую я специально немного увеличил.

В подводном флоте он начинал, на неоднократно уже упоминавшейся U-124, бывшей прямо питомником для известных впоследствии как с хорошей, так и с плохой стороны командиров подлодок. Три боевых похода под командованием всё того же Шульца и один - Иоганна Мора.

Став командиром U-515, он показал замечательные результаты, потопив общим счётом 25 судов и повредив 3. Во время третьего патруля за 8 часов он потопил 8 судов, за что и получил свои Дубовые листья.

А кроме того отличился тем, что устроил скандал в приёмной гауляйтера австрийского Тироля Франца Хоффера, обвинив гестапо в преследовании и аресте своих знакомых, которых считал невиновными. Адмиралы Дёниц и фон Фриденбург лично нанесли Гиммлеру визит, чтобы заступиться за «государственного преступника». Сослались на расшатанные нервы подводника и его искреннее раскаяние. Гиммлер извинения принял.

А погубило подводного аса потопление британского лайнера "Керамик" в ночь на 7 декабря 1942 года.

Он служил военным транспортом, но на тот момент на его борту находились 264 члена экипажа, 14 артиллеристов, 244 военных (включая 30 медсестер Имперской военной медсестринской службы королевы Александры) и 133 пассажира, оплативших проезд , среди них 12 детей.

Первые три торпеды поразили цель и была начата эвакуация, спустили 8 шлюпок, полностью заполненных людьми. Но судно не тонуло и Хенке через три часа добавил ещё две торпеды. "Керамик" разломился и пошёл ко дну.

К несчастью, начался шторм с сильным ливнем, шлюпки затапливало и переворачивало. После доклада в штаб подводных сил, Хенке получил приказ вернуться, найти и допросить капитана судна. Когда лодка всплыла, глазам её команды открылась ужасная картина. Бушующее море было покрыто трупами и ещё барахтающимися людьми. Удалось подобрать только одного, сапёра Эрика Мандея. Штурман лодки Вилли Кляйн писал позднее, что никогда больше не видел подобных волн. Лодка была вынуждена погрузиться.
В итоге все, кроме подобранного сапёра, погибли.

9 апреля 1944 года U 515 была потоплена севернее острова Мадейра. Хенке попал в плен к американцам вместе с большей частью своего экипажа. Командиру американского эскортного авианосца «Гуадалканал» Даниэлю Гэллери (Daniel Vincent Gallery), который командовал противолодочной группой, потопившей лодку, удалось хитростью склонить немецкого аса и других членов его экипажа к сотрудничеству.

Подводники неосторожно поделились с охраной, что слышали передачу Бибиси о том, что англичане считают, будто после потопления "Керамика" немцы перестреляли всех выживших из пулемётов. И если кто-нибудь из экипажа U-515 попадёт к ним в руки, то будет повешен. После справедливого суда конечно. Англосаксы горазды на провокации, что Гэллери и подтвердил в очередной раз. Он сказал Хенке, что англичанам стало известно о пленении американцами команды U-515 и они требуют её выдачи. И показал фальшивый бланк радиограммы об этом, изготовленный тут же. Но если немцы согласятся на сотрудничество, то... Что им оставалось делать?

Но позже, уже в лагере (форт Хант, штат Вирджиния), Хенке отказался выполнять эту договорённость. Зная о той головной боли, которую доставил англичанам другой кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями "Молчаливый Отто" Кречмер, они решили припугнуть непокорного аса выдачей его британцам, объявив, что уже назначен день его отправки в Канаду.

Днём 15 июня 1944 года Хенке на глазах охраны начал карабкаться на ограждение, не обращая внимание на крики охраны, решив погибнуть не в петле, а от пули. В конце концов охранник выстрелил, тяжело ранив подводника. Он скончался в машине по пути в госпиталь.

А упомянутый Отто Кречмер стал, можно сказать, инициатором гибели другого немецкого подводника, 1-го вахтенного офицера U-570 Бернхардта Берндта. Лодка была захвачена англичанами, что для 1941 года было исключительным событием.

На тайном суде под председательством Кречмера  25-летний Берндте был осуждён вместе с командиром Рамловом. Но тот в момент сдачи был отравлен хлором от залитых морской водой батарей и недееспособен, так что основная ответственность была возложена на первого офицера Берндта. Два других офицера лодки были оправданы. Британцы знали об этом и приняли меры для обеспечения безопасности, включая группу из трех человек, сопровождающих лейтенанта Берндта по лагерю в такие моменты, как посещение душевых, где он мог быть уязвим.

Такая жизнь была невыносима. Берндт предложил план, согласно которому он бежит, проберётся на лодку и уничтожит её. В принципе - чистое самоубийство, но Кречмер благословил эту авантюру.

Ночью 18 октября 1941 года лейтенант Берндт выполз к проволоке и с помощью пары самодельных кусачек проделал в ней отверстие. Однако начальник лагеря почти сразу узнал о побеге. От кого же?

Было поднято на ноги местное ополчение, лейтенанта вскоре схватили. По пути к лагерю через открытое поле он вырвался и побежал. Перспектива быть задушенным в лагере была страшнее пули конвоира. Ополченцы сделали несколько предупредительных выстрелов, но он не реагировал, и был застрелен. А Рамлова перевели от греха в лагерь пленных лётчиков, где он и пробыл до конца войны.

Вот о таких историях можно было прочитать в интернете. Я счел их интересными и решил поделиться со своими читателями. Серия публикаций о немецких подводниках будет продолжена, и в них будет еще немало интересного, развенчивающих образ немецких подводников как рыцарей без страха и упрека.


Рецензии