Бесогон

 Ранее публиковалась на 4stor.ru

    В моем голопузом детстве сгружали меня на лето к бабушке, папиной маме, в посёлок в Рязанской области.
    Дед тоже имелся, весельчак и любитель выпить,за грибами с собой все время брал, на огороде шуршать заставлял. Благодаря ему я восемь сортов картошки в девять лет различал.
     И вот полол я как то травку в грядках с кабачками, как дед велел,и вдруг слышу мычание какое то у забора. Разобрал только:"Витя, Витя..." Дед около сарпйки свой Днепр курочил, сдохший давно, на чермет. Мне с этих афер на пломбир выделялось,  считалось, что я помогал тачку с металлоломом до приёмки докатить. Полю травку дальше, и опять от калитки позвали:"Витя...", так деда моего звали. Глядь - дед уже к калитке идёт.А там мужик какой то. Высокий такой, в трениках,  майке , и с едой беседа у них пошла. Я только обрывки фраз слышал. Прозвучало "неделю не ходи...яма..." и что то ещё.Ушел тот мужик странный, дед от калитки идёт, задумчивый. Тут бабушка обедать в окно позвала.
     Суп я не хотел, но ложеой ковырялся, у бабушки строго, чтоб первое на обед.Дед и сказал, что Гриша-бесогон заходил. Бабушка прям вся в слух обратилась. Но дед на меня зыркнул и ей, мол, потом.
      Дошкиляли мы до чермета, жара, мне два стаканчика мороженого купили, дед хлеба, молока и чекушку себе прихватил в магазине. Сели вечером на крыльцо, дедуня употребил, гляжу, глаза заблестели, я и решил спросить. Потому что весь оставшийся день этот визитер утренний из головы не выходил. Дед и рассказал:
    ...Семья жила молодая у них в посёлке, Шорины, Иван и Света. Женаты года три, Света беременная была. Не на сносях, но уже заметно. Лидия, свекровь, её в лес с собой взяла, за грибами. Пошли они. И потерялась Света. Лидия её звала, голос сорвала,  прибежала домой, народ позвала, Иван из города с работы приехали Снарядились искать.  Почти двое суток поиски шли. Уже милиция в посёлок наведалась,  собак привлекали. Нет нигде Светки. К исходу третьего дня,  ещё сумерки не наступили,  Светлана явилась. Ободранная,  худющая,  один живот и выпирает. К ней с расспросами, а она молчит. Так и не заговорила больше. По ночам вскакивала,  из дома ломилась. Иван запирал на ночь двери,  замок врезал,  крючок и засов жене уже не преграда. До самых родов взаперти держали. Родила мальчика.  Гришей назвали.  Тютюшкали его с Лидией,  а через неделю мать оставила его днем на крылечке мужнего дома и в лес ушла.  С концами.  Гриша с малолетства на других детей не похож был. Говорил чётко, очень рано и как скажет малой,  так и случалось.  Лидия белье развесит постиранное во дворе,  а внучек палец указательный вверх задерет и на чистое без единого облачка, небо показывает:"Баба, гроза!" И точно,  через полчаса такая гроза начнётся,  что все простыни-наволочки посрывает и по по всему двору в грязь раскидает. Лидия с матом собирает и перестирывать. Слушали внука потом беспрекословно.
     Раз во дворе чай пили,  Иван,  Лидия и Гриша,  ему уже 12 годков стукнуло. Вечерело.  Тут стук в калитку:"Хозяева,  хлеба дайте!" Женщина стоит,  худющая,  лицо тёмное,  иссохшее,  а глаза живые, подвижные,  цепкие.  Бабка в дом, хлеба вынести,  а Гриша её за руку схватил и такой:"Не смей, ба!" И к калитке пошуровал. И громко так:"Назовись! Как имя твоё? Кто в тебе?" Тётка эта отшатнулась аж  попятилась и бегом по улице в сторону леса.  Иван с матерью аж онемели. А Гриша вернулся,  сел на свой стул,  чашку взял,  отпил чаю и говорит:"Ты,  бабуль  кому хлеба вынести собралась? Им не хлеб нужен на ночь,  а соли б в лицо кинуть. Бес это был,  бесноватая баба то,  крутит её,  вот и ходит, то молока то хлеба попросит.  Знамо мне,  что они с этим делают".
     Лидия соседке рассказала про случай этот.  И стали потихоньку к Грише люди приходить, а потом и приезжать.  И привозить людей стали. Глянет Гриша на человека и говорит,  например,  зачем привезли? У него дед-чекист много народу на тот свет со свинцом в груди спровадил.  Сонмы там бесов то, Не выгнать.  Помрёт и не отмолите.
      Девочку маленькую как то привезли, Гриша уже парнем был,  25й годок разменял. Посадил на колени, спрашивает,  как зовут, дескать,  откуда ты. Та ему,  вроде, Маша,  живу в Коломне.  "А что приехала,  Маша?" - Гриша спрашивает.  "Меня тётя зовёт,  сначала я её видела,  а потом и мама с папой". Гриша говорит,  типа,  такая в платье в горошек.  Старенькая? И как рявкнет:"Назовись!" Девчонка глаза закатила и чужим скрипучим голосом отвечает:"Тоша,  Антонина,я, отвяжись, все равно не уйду ". Гриша шепчет что то,  девчонку колотить начало,  мать её в слезы,  рванулась к Маше,  Гриша её жестом остановил.  Сказал,  сейчас,  сейчас, уйдёт она.  Зачем печенье взяла у бабки? Зачем дите накормила? Хорошо,  что недавно,  а то б не выгнать. Девочка опала у парня в руках,  спала. Мать в ноги поклонилась,  все твердила:"Спасибо,  спасибо ". Уехали они.  Много таких случаев было,  не упомнишь всего. Вот и ко мне пришёл Григорий,  сказал чтоб не ходили в лес неделю,  про яму предупредил,  что ты туда провалишься,  а я не успею достать то...
     Допил дед чекушку свою.  Помолчали мы. Переваривал я услышанное.  Осознавал.  Пытался.Возраст то, 9 лет.  Спасибо парню этому, Грише-бесогону,  а то б мог бы и не дожить то,  до десяти...


Рецензии