Мир Хель - Мир Древа Иггдрасиль

ХЕЛЬХЕЙМ - в Северной Традиции и Скандинавской мифологии, Мир мёртвых.

Дословный перевод названия этого Мира (Helheim), звучит как «владения Хель».

В Северной Традиции Хельхейм ассоциируется с Руной ХАГАЛАЗ.

В эзотерике, Хельхейм - это мировая кладовая опыта прошлого, в том числе и прошлых жизней человека.

Кстати, всем более известное слово «ад», корнями уходит как раз к первой части названия мира мёртвых (hel), или «hell», в английском варианте.

Согласно Скандинавской мифологии, Миром мёртвых правит могущественная богиня Хель – богиня смерти.

Хель приходится дочерью богу огня Асгарда, хитровану и плуту Локи и великанше Ангрбоде (чьё имя переводится как «та, что приносит страдания»).

В эддических текстах царица Хель описывается существом (хтоническим чудовищем) огромного роста, превышающим своим ростом большинство великанов. Одна часть тела Хель чёрно-синяя, а другая, мертвенно-бледная. В связи с этим, в некоторых текстах, правительницу Хельхейма называют ещё «сине-белой Хель».

В Славянской Традиции, богиню Хель можно сравнить с царицей подземного Мира Мораной (богиней зимы и смерти).

Многие исследователи сходятся во мнении, что популярный ныне праздник Хэллоуин, своё название берёт от имени богини Хель.

Со временем имя Хель стало нарицательным, которое в разных словоформах стало означать что-либо связанное с болезнями, смертью и опасностью. Такая же участь постигла и славянскую богиню Мару (Морану, Марену) — мор, мрак, смерть и т. д.

Богиня Хель является полновластной властительницей своего Мира, и даже могущественнейший бог Один, не смог заставить её вернуть из Мира мёртвых своего сына, бога Света Бальдра.

Есть предположение некоторых исследователей, что богиня Хель могла являться поздней интерпретацией богини домашнего очага и хозяйства Хольды.

Богиня Хольда покровительствовала дому и женщинам, женскому труду, материнству.

Однако у Хольды существует и другая ипостась: она насылает снег и бури, а так же участвует вместе с богом Одином в «Дикой охоте».

В германском фольклоре Хольду также называли Госпожой Метелицей.

Где же находится Хельхейм – Мир мёртвых?

Согласно Северной Традиции, на Древе Жизни (Древе Иггдрасиль) находятся 9-ть Миров. Условно, эти Миры можно разделить на верхние, средние и нижние.

И, как не сложно догадаться, Мир Хель, конечно же находится в нижних Мирах, по «соседству» с Нифльхеймом (Миром холода, мрака и тумана) и Свартальвхеймом (миром тёмных альвов, гномов и цвергов).

Согласно скандинавским мифам, Хельхейм огорожен со всех сторон каменной стеной (по другой версии – горной грядой), именно отсюда и происходит второе название этого мира – Хельгард (огороженное пространство Хель).

Также во многих источниках говорится о том, что Хельхейм по периметру окружен рекой Гьелль (в Славянской Традиции рекой Смородиной).

Река Гьелль впадает в Эливагар, в один из двенадцати ледяных потоков, которые вытекают из Хвергельмира («кипящего котла»), находящегося в Мире Нифльхейм.

Исходя из этой информации, некоторые исследователи делают вывод, что Мир мёртвых находится в Нифльхейме, но, в виде, некой отдельной локации, в которой жизнь идёт своим чередом (это как сравнить жизнь в Москве и жизнь во всей остальной России).

Так это или нет, но, в концепции Девяти Миров, Хельхейм – это отдельный, самостоятельный, полноценный Мир.

Далее река Гьелль протекает через мировую бездну Гуннингагап, и попадает в Мир людей, Мидгард (срединный Мир).

Через реку Гьелль, по сути, «реку мёртвых», перекинут тонкий мост, который охраняет адский пес Гарм и могучая великанша-воительница Модгуд.

Сей мост называется Гьялларбру («Золотой мост»). Мост громко звенит, если кто-то живой идёт по нему, и предупреждает тем самым пса Гарма и великаншу Модгуд, но остаётся тихим, когда идёт мёртвый. Так что живым существам вход в Мир мёртвых заказан.

Есть мнение некоторых исследователей, что широко известное нам выражение «смерть с косой» относится как раз к великанше Модгуд, именно она, а не сама богиня Хель приходит за «уходящими в иной Мир».

Мир мёртвых в скандинавских мифах выглядит достаточно мрачно.

В Славянской Традиции, его описание во многом можно сравнить с описанием Мира Нави.

Греческий Аид так же по описанию схож с Миром Хель, и Хельхейм сильно напоминает Элизиум.

В Мире Хель вечные туманы, промозглая погода, холод и полумрак. В этих описаниях бросается в глаза очень важный момент - практически во всех мифологиях мира, нижние Миры (в нашем случае, это Хельхейм) ассоциируются с темнотой и холодом, и никогда – с огнем и Светом.

Христианская Традиция, несколько иная: ад – это Пекло, а Престол Бога – Мир Чистого Пламени.

Кто же попадает к Владычице Хель???

В Хельхейм попадают души умерших, но к царице Хель попадают не все души, так как порядок, установленный богом Одином, предполагает различные исходы для душ усопших.

Например, часть душ, доблестно павших воинов, попадают в чертог Одина Вальхаллу, становясь эйнхериями. Часть погибших воинов забирает себе предводительница валькирий, богиня Фрейя, в чертог Фольквангр.

В Мир Хель попадают умершие от старости или болезней, воины, бежавшие с поля боя или сложившие оружие на поле битвы, а также те, кто нарушил Коны предков и Устои своего Рода.

Возникает резонный вопрос, а куда попадают души мирных граждан (не воинов), проживших праведную, духовную жизнь?

По некоторым сведениям, этим местом может быть чертог бога Тора Трудхейм (Трудванг). Название этого чертога можно перевести как «земля Силы» или «поле Силы».

Важно отметить, что порядок определённый богом Одином, касается не только людей, но и богов асов, и богов ванов, и даже великанов ётунов. Мир мёртвых в Северной Традиции (и в Скандинавской мифологии в частности) – один на всех. Космическим законам подвластны все – будь ты бог или человек.

Бог Локи, спровоцировавший убийство бога Света Бальдра, прекрасно понимал, что он делает. Бог Бальдр погиб в результате трагической случайности, без оружия в руке, и путь ему после смерти был только один – в мрачные владения богини Хель.

Из Мира Хель (Мира мёртвых) не может вернуться ни одно существо – ни человек, ни великан, ни цверг, ни бог.

Единственный, кто побывал в Хельхейме и вернулся оттуда – это сын бога Одина, великий смельчак, бог ас Хермод. Хермод отправился в Хельхейм за своим братом, богом Света и Солнца Бальдром (который был убит, братом-близнецом, слепым богом судьбы, Хёдом).

И то, это возвращение было возможно только благодаря скакуну Одина, восьминогому Слейпниру, для которого, реки, моря и горы не были преградой.

Но, вернёмся от храбрейшего из асов к Миру Хель.

Согласно мифам, души умерших попадали в Хельхейм по золотому мосту Гьялларбру.

Но, некоторые исследователи полагают, что мост Гьялларбру мог быть придуман Снорри Стурлуссоном (собравшим многие скандинавские мифы в один сборник, ныне известный как «Младшая Эдда»), потому что до XIII столетья упоминание этого моста не встречается ни в одном списке.

Момент этот спорный и неоднозначный, но зато нам достоверно известна традиция народов Северной Европы (в раннем средневековье), когда на усопшего надевали прочную обувь, которую называли «башмаками Хель».

Считалось, что путь до «золотого моста» в Хельхейме долог и труден, и без хорошей обуви усопший может стереть ноги в кровь.

Из погребальной традиции раннего средневековья мы знаем, что, зачастую усопшего сжигали на костре вместе с повозкой или лошадью. Наши предки полагали, что эти объекты также попадут с ним в Хельхейм, и существенно облегчат умершему путь.

После того, как душа усопшего пересекала мост Гьялларбру, она оказывалась в Ярнвиде - Железном Лесу Хельхейма (который был назван так потому, что на его деревьях росли железные листья). Железный Лес – обиталище пса Гарма, который терзал душу каждого усопшего, кто не помогал нуждающимся во время своей земной жизни.

Только души, прошедшие через Железный Лес, и оставшиеся невредимыми, могли оказаться перед Вратами Хель, чтобы войти в Мир мёртвых.

Образы, покрытого кровью пса Гарма, и могучей, но справедливой великанши Модгуд древние скандинавы ассоциировали с принципами Вселенской Справедливости, и, возможно даже – Совести человека.

В Славянской Традиции, описание «золотого моста» в Хельхейме очень напоминает знаменитый «Калинов мост».

Считается, что чертог (дворец) богини Хель, Эльвиднир , находится в самом центре Хельхейма, и является одним из самых больших и величественных чертогов во всех Девяти Мирах.

В более поздних произведениях описывается, что чертог Эльвиднир наполовину роскошный и величественный, а вторая его половина – это древние руины, тёмные и холодные. На чём основано подобное описание, не совсем ясно, так как ни исландский, ни скандинавский эпос не сохранил произведений, описывающих Чертоги Хель.

Возможно, этот образ основан на эддических описаниях самой богини Хель.

Чем ещё примечателен Хельхейм (Хельгард)?

Тем, что, согласно скандинавским мифам, именно в Мире мёртвых, будет построен корабль Нагльфар (корабль мертвецов), сделанный из ногтей мертвецов, на котором, армия всяческой нежити и нечисти, возглавляемая богом лжи и коварства Локи, направится на Великую Битву Богов – Рагнарёк.

Уважаемые Читатели, не могу с вами не поделиться ещё одним интересным наблюдением.

У многих может возникнуть вполне резонный вопрос: «А можно ли Мир мёртвых в Северной или Славянской Традициях сравнить с христианским адом»?

Можно, но только отчасти. Христианская Традиция не внесла ничего нового в этом вопросе. Она лишь описала, в преднамеренно усечённом варианте, те знания, которые уже были в более ранних Традициях. Что-то усекла, а что то и изменила, исходя из географии зарождения христианства.

Например, никакого пекла, огня, пыток и мучений в Хельхейме не существует и даже противоречит самому понятию жизни после смерти, где нет ни боли, ни несчастий, ни страданий.

Исключением является только Железный Лес с псом Гармом и могучей великаншей Модгуд, именно эту локацию в Хельхейме, условно можно сравнить с христианским адом.

В Славянской Традиции это, соответственно, Чистилище.

И это принципиальное различие с христианским адом. И Железный Лес и Чистилище, души усопших, рано или поздно могут покинуть, христиане же «завернули гайки» по полной – раз попал в ад, там и останешься на веки вечные.

Стоит отметить, что понятие «ада», объятого пламенем, характерно было только для стран (территорий) Ближнего Востока, где жара является одной из самых смертельно-опасных напастей, способных уничтожить урожай и навредить людям.

В скандинавских же странах, в России и во многих других странах, где половину года властвует зима, царицу загробного мира приравнивали к владычице холода и зимы, а не жара и огня.

Так, например, у славян, богиня Мара была одновременно и богиней смерти, и богиней зимы.

Вот таков был Мир мёртвых в понимании древних скандинавов, каков же он на самом деле – каждый из нас, рано или поздно узнает сам.

Уважаемый Читатель, я буду Рад, если прочитанная информация пойдёт Вам во благо и на расширение Вашего мировоззрения.

С Уважением ко всем, писатель и рунолог, Лев Невский.


Рецензии