Венеция, Соборы 6. 1. Собор Сан-Марко

По количеству соборов и церквей на душу населения Венеция превосходит другие города Европы во много раз. На небольшой территории островов расположено более 150 церквей. Большинство церквей представляют собой выдающиеся памятники архитектуры, внутри располагаются шедевры известных мастеров: картины, фрески, скульптуры.

Подавляющее количество церквей - католические, есть православные, существуют армянские, греческие и англиканские церкви.

Самым массивным и красивым является Собор Сан-Марко или Святого Марка. Идя от колонн и выйдя на площадь, мы оказались около упомянутого Собора. Нам посчастливилось побывать и внутри. Поэтому я попробую рассказать подробнее.

О других Соборах, около которых я побывал, расскажу немного из того, что слыхал от экскурсовода или читал.

Собор Сан-Марко   построили на месте погибшей во время пожара древней базилики. Скорее всего, постройкой Собора занимались византийские архитекторы.

Собор  в плане имеет форму равноконечного греческого  креста с пятью куполами над рукавами, что характерно именно византийцам. Его строили с 1079 по 1095 год. Современный вид он имеет благодаря обширному притвору, который закрыл его фасад позднее, ближе к XII веку. Полностью окончили отделку лишь к середине XV века. Столь долгое строительство привело к тому, что в его архитектуре так причудливо слились романо-византийский и готический стили.               

Венецианские купцы и крестоносцы, желая украсить Собор, привозили из Азии и Африки колонны из ценных пород камня. Зачастую эти колонны не несли никакой статической нагрузки и были лишь  приставлены рядом.               

В начале XIII столетия дож Энрико Дондоло после победы над Константинополем привез в качестве трофея бронзовую, позолоченную четверку лошадей, которую установили на вершине фасада   над главным входом по обе его стороны. До того как попасть в Константинополь, эта конная скульптурная группа украшала триумфальную арку Нерона в Риме.

И все-таки Собор поразительным образом не только гармонично вписался в пространство площади Сан-Марко, но и стал его украшением, без которого окружение ренессансных сооружений воспринимались бы скучно и однообразно.

Главный фасад (западный) Облицован мраморными  плитами, украшен колоннами, увенчанными капителями коринфского ордера. Собор имеет пять входов, оформленных в виде порталов с колоннами в два яруса. Архивольты центрального портала украшены композициями с аллегорическими образами   искусств и ремёсел. Арки порталов и расположенных над ними люнет украшены мозаикой. Люнеты украшены готическим венцом, выполненным в XIV-XV веках тосканскими мастерами. Между арками венца, украшенными растительным орнаментом, установлены башенки с фигурами святых. В крайних башнях фасада изображена сцена Благовещения (архангел Гавриил в крайней левой башенке, Дева Мария - в крайней правой). Между ними в четырёх башенках установлены фигуры евангелистов с их символами.    

Познакомившись с внешним видом Собора, мы вошли вовнутрь. Вход в Собор осуществляется через пять резных порталов. Их рельефы представляют собой иллюстрации Евангелия, растительный орнамент, сцены сельскохозяйственных работ, характерных для каждого месяца. Четыре из бронзовых дверей отлиты около 1300 года венецианским мастером Бертуччи, пятая вывезена из Византии. Интерьер Собора оформлен столь же пышно и помпезно, как и его внешнее убранство. Он особенно великолепный.   

Интерьер отделан мозаиками с эпизодами из жизни Христа и св, Марка. Золотом мозаик блещут все своды и купола. Главный алтарь, под которым покоятся мощи святого, - шедевр ювелирного искусства, состоящий из 80 эмалей-икон, обрамленных золотым орнаментом с драгоценными камнями. Эмаль с изображением Богоматери между императрицей Ириной и императором Византии сделана в начале XII века.

В Соборе  так много золота, что он поучил прозвище «Золотая базилика». Под сенью алтаря на тонких колоннах из алебастра находится  саркофаг св. Марка, поднятый из крипты. На стенах главного нефа - 10 мозаичных картин, справа - Дева Мария, слева - Христос в окружении пророков.

При реставрации XVI в. была установлена мозаика «Исполнение пророчеств» по эскизам  Тинторетто. В трансепте изображены деяния  Иисуса: исцеление больных, помощь страждущим, прощение грешников. На южном и западном сводах - «Въезд в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Омовение ног», «Поцелуй Иуды», «Христос перед Пилатом». На южной стене - «Моление в Гефсиманском саду», в центре собора - «Распятие», «Сошествие в ад» и «Воскресение».

Направо от главного входа расположены баптистерий с мозаиками на темы жизни Христа и Иоанна Крестителя. Описание интерьера в нескольких словах ничего не даст. Можно только сказать, что внутри храм потрясает богатством своего убранства, чередованием арок и сводов, блеском мозаик, пышностью скульптурного декора. 

Обойдя Собор, мы вышли на площадь и продолжили обзорную экскурсию по городу.
Мы побывали около нескольких Соборов.  Внутри мы не были, но удалось сфотографировать внешний вид.

Каждому посвящен самостоятельны небольшой рассказ.


Рецензии