Религии Востока

 (В.П. Васильев)

С профессором В.П. Васильевым я знаком давно, читал о нем и его учениках, ставших на путь познания Востока. И моя жизнь, по существу, была этому посвящена. По этой причине я никак не мог пройти мимо книги профессора «Религии Востока». Синологам они известны – это конфуцианство, буддизм и даосизм, но Васильев начал говорить о магометанстве и христианстве.
 
Привожу его слова: «Мы говорим о том, что магометанство угрожает охватить весь Восток и предстоит новая борьба, которая неизвестно чем закончится…. Мы видим, что христианство почти не продвигается вперед; самой России удается в год обратить в христианство несколько тысяч – и то язычников, а не магометан. Между тем магометанство двигается верными  шагами, в том числе и в Китае. Могут ли ему противостоять религии последнего"?
Надо над этим задуматься? Несомненно! Ведь нас толкает в Азию даже против нашей собственной воли.

Тоже происходит с монотонным Востоком, которого влечет прогресс Запада. Когда сила науки разорвет оковы, поставленные природой, когда телеграф и железные дроги не будут больше различием между Востоком и Западом – будет одно человечество. Тогда Восток сам примет участие в развитии просвещения, сделается не только его хранителем  но и двигателем. Заметим, что все пересаженное на иную почву, дает замечательные результаты.

Самые характерные различия Востока и Запада проявляются в религиях. Ранее они не соперничали и расхождения решали в ходе рассуждений. Ныне  дело дошло до меча. Магометане за раз в Нинься вырезали триста тысяч своих неверных соотечественников, а по Китаю миллионы.
Что делает китайский император, маньчжур, встречая Новый год? Сначала он отправляется в шаманский храм, затем приносит жертвы по конфуцианскому обряду в храме предков, затем поклоняется Будде, а после всего заезжает в даосский храм ветра. Все китайцы конфуцианцы, но если надо верят любым святым, лишь бы помогли.

Конфуцианство

Конфуцианцы сами дошли до понимания, что только то хорошо, что сохраняет на себе тип древности, только в древние времена были хорошие образцы, совершенные люди.
Первая китайская летопись «Чунь Цю» (Весна осень) хронологически описывает события с 723 года до н.э. Ее написал или списал Конфуций.
Кроме летописи китайцы имеют еще одну историю под названием «Шу Цзин», которая начинается с описания властителя Яо, который жил в 2357 году до нашей эры. После него были приемники Шунь и Юй. Историю тоже составлял Конфуций, опираясь на исторические данные. Материалы книги спорны, так как после сожжения всех конфуцианских книг императором Цинь Шихуаном, она была восстановлена со слов древнего старика  Фу Шена, наговорённых восьмилетней внучке.

Путаница во владениях разных князей была большая и потому, что каждое владение искало своих предков изначальных и самых древних. Конфуцию в этих хитросплетениях трудно было разобраться. Со своей стороны он тоже искал древние корни и всякой династии (Ся, Шань, Инь, Чжоу) приписывал свою философию. В уста древних монархов он вкладывал идеи нравственности. Рассказы о Яо и Шуне напоминают описания о Ное и Симе, сказание о потопе , о трех династиях Ассирийскому, Вавилонскому и Сирийскому.

Конфуций родился в самое горячее время китайской жизни, когда время беспорядков служило стимулом развития жизни. Конфуцианство было рождено тем смутным временем.
Конфуций был своего рода странствующий искатель приключений. Хотел быть полезным и искал должность в разных государствах. Стал министром, но был и акцизным чиновником. Всем навязывал свою точку зрения на мораль и нравственность, что отдельным лицам не нравилось. Он казался бесполезным для того времени. Отталкиваемый властями Конфуций перешел на сторону народа. Чему положил начало Конфуций:  науке ( в форме истории), народности (в стихосложении) и нравственности (на выводах из истории и поэзии).
Другая книга, которой касался Конфуций – это Ши Цзин (книга стихотворений). Главная часть его – народные песни. Похоже, что Конфуций собирал не только сказания, но и песни. Триста стихов Ши Цзина заключаются в одном слове: «Не помышляй дурно».

Цинь Шихуанди, объединивший Китай, боролся с конфуцианством, потому как оно было ему враждебно. Новое правительство называло их педантами и ретроградами, потому что оно держалось только за старое. Династия цинов пала и этому способствовали конфуцианцы. Они остались верны принципу – хулить все нововведения.
Говорят, что Конфуций занимался также  «И Цзином» - гадательной книгой,. Лунь Юй составили ученики философа, скорее всего не первых поколений. Один из его учеников Мэн-Цзы путешествовал также как и его учитель. Вскоре после кончины Конфуция началась борьба чему отдать предпочтение науке или нравственности. Хотя некоторые его ученики выдавали почтение и доброту за науку. И потому сотни лет изучали науку по одним и тем же книгам, сдавали экзамены на кандидатские должности. Они заботились не о богатстве, а о изяществе и умели себя вести в любой обстановке.

«В искусней речи и при приятной физиономии мало правды и любви». А что такое любовь? А любовь – это совсем не то, о чем вы думаете. «Любовь – это сдержанность во всех условиях и особенно в словах» «Твердый, крепкий, прямой и простой – близок к любви. Знания пропадают, если их не охраняет любовь».
Отец и учитель должны быть как можно строже, потому только это может подготовить юношу к жизни. Сыновья почтительность – вот что главное.
Во время траура (три года)) нельзя жениться и заводить детей, нельзя смотреть на удовольствия, играть на музыкальных инструментах и даже бриться. Траур = это временное монашество. Роскошество разрешалось только при похоронах отца. Сын обязан был заплатить все долги отца. Конфуцианство исключало всякий произвол и потому Китай не был деспотией.

Они боролись за свободу слова: «Шунь был великим государем, - твердили они всякому богдыхану, - потому, что он умел слушать и ты должен смирить себя, слушать всякие наши предложения». На цензорах лежала особая ответственность докладывать все, что они услышат, даже «с ветру».
Китайцы с испокон веков предусмотрительны и потому «благородный муж осторожен к тому, чего не видит, боится того, чего не слышит». Они всегда за середину во всем, за гармонию, за согласие. Поэтому благородный муж живет легко (ровно), дожидаясь судьбы, а низкий человек опускается в опасности в поисках счастья.
Идеи Конфуция недурны, считал Васильев, и содержат много верного, человечного, но всякое хорошее частенько переходило в плохое.
Конфуцианство древнюю религию не отторгало, приняло в свои недра и слилось с ней. Это прежде всего обоготворение природы.


Буддизм


Вторая религия в Китае Буддизм. Внешне она консервативная, а на деле призывает: «Обновляйся, с каждым днем обновляйся и еще обновляйся. Основателя веры Шакьямуни зовут Буддой. А кроме него возникли еще тысяча Будд. Будда – значит очнувшийся, проснувшийся. Не зря родилось русское слово будить.
 Если в Вавилоне случилось смесь языков, то в Индии, стране не исторической, смесь верований. Как и в Китае история в Индию пришла с Запада, возможно из Бактрии.
Первые последователи этой веры были шраваки, то есть слушатели. Письменности еще не было и то, что им преподавалось, они запоминали наизусть. Первые памятники верования относятся к 260 году до н.э. Есть подозрение, что письменность в Индию пришла с греками.

Долго спорили, когда же появился Будда и его учение. Даже указывали срок – три тысяча лет до н.э. В конечном итоге историки решили, что Будда жил в одно время с Конфуцием и Лао-цзы. Васильев, однако, сомневается был ли буддизм религией Индии и допускает, что она могла прийти со стороны.
Древо Боди, под котором спасался Будда, напоминает древо познания добра и зла, мысли всех поклонников веру обращены на Запад, где пребывает будда Амитабе. И автор считает, что вера на западе распространилась не сама собой, а этому способствовали различные силы. Находят связь Будды с Одином, сравнивают Перуна и Перхуна, название Будды с монгольским Бурхан
Первыми последователями Шакьямуни были нищие (бикшу). Вся их обязанность состояла жить на кладбище или под отдельным деревом в открытом поле на удалении от проживания людей.

Откуда родилась идей нищенства: «Свет покинут, потому что в нем все мучительно, а мучительно потому, что все не  вечно, не прочно, обманчиво, человек подвержен болезням, старости, смерти». «Весь мир есть система водоворотов, пучина, вращение, постоянный переход из одного состояния в другое; следовательно, представляет вечные хлопоты, заботы. Одним словом – Сансара».
Невежество – вот причина всех мучений и всех вращений в Сансаре.
Ныне у Будды можно попросить все блага и удовольствия, он добрый и всегда идет навстречу. Верующие живут по рангам и есть среди них весьма состоятельные. Ученики набираются из молодёжи.  Их бреют одевают как монахов заставляют кланяться и веровать трем драгоценностям:  Будде, его учению и санге (духовенству), возлагают восемь обетов и только в 20 лет посвящают в бикшу ( у китайцев даже в бодисатвы).

Богослужений, как таковых, нет есть только утренние и вечерние молитвы. Также читаются коллективно «Ганьчжур», «Дяньчжур» или «Юм».. Чтение прерывается выпивкой чашки кирпичного чая за счет жертвователя.
«Ганьчжур» - это свод высказываний Будды.
«Даньчжур» - перевод толковательных книг. Полное собрание сочинений отцов церквию. Сюда даже вошли логика, грамматика и медицина
«Юм» - в переводе «мать». Часть драгоценного учения. Никаких философий нету, одна аскетическая жизнь, время созерцать и размышлять.

Большинство буддистских воззрений, как считает Васильев, пришло на Восток с Запада, в том числе монашество и устройство монастырской жизни. Система перерождения была придумана для утешения  человечества в его скорби не буддистами. Буддизм гонит все утешительные напевы, бичует розовые надежды. Жизнь буддиста ему ненавистна, отрицает бытие души и смотрит на состав человека, как на  остов телеги, на мир – как мираж, сон, отражение в зеркале, пустое эхо. Мир для буддиста существует условно.
Он нищий, монах и готов отвергнуть все и не допускать к себе ничего. Он готов исчезнуть и оказаться в Нирване, которая его освободит от круга перерождений. Его путь – путь без пути.

Духовные лица у буддистов называются хошаны, у тибетцев – ламы. Прежде такими именами называли только  настоятелей и дающих посвящение.
 Слова хутухту и хубилган – монгольские и означают лиц, о которых сказано, как о перерожденцах. Хутухта более возвышенный и считается святым.
Весь мир произошел от души, от мысли. Мир сам по себе пуст, но в нем заключена чистая душа, загрязненная в мире и мучимая им. Ее то и надо освободить, утверждает новая система буддизма – Махаяма. Новая система Махаяна внесла коррективы в устройство монастырской жизни. В старом буддизме только посвящение в бикшу и монастырская жизнь могли дать спасение. В новом – подаяние тоже стало возможностью стать паромом переправы на берег спасения.

Основатель Махаямы – Цзонхава. Появились живые боги. Воскресло перерождение и появился Далай-Лама. Новые признали, что существует три мира: мир чувств, мир форм и невидимый. В первый входят люди и животные (Бома); мир форм – мир разных небожителей на разных этажах; невидимый мир  (космос) состоит из четырех небес, горе Сумеру, вокруг которой ходят луна и звезды.

В Китае не было Богов и религий, у них учения (цзяо), а буддизм был склонен всякую тварь сделать божеством. Буддисты признали существование атомов и что каждый миг мир становится другим, не тем чем был. Они верят в способность человека переносить себя из этого чувственного мира в другой, извлекать себя из подчиненности природе и сливаться с Нирваной.
Все, что полезно – то есть учение Будды. Надо сказать, что в Тибет это учение попало позже других стран и чуть ли не из Китая в 7-м веке и расцвел при династии Юань.


Даосизм

Конфуцианство по Васильеву было распространено в народе и не признавалось правительствами. Цинь Шихуанди открыто преследовал его. Ханьский дом по неволе признал его, чтобы поднять дисциплину. Между тем Цинь Шихуанди и первые ханьские правители были даосами. Сыма Цянь, первый историк тоже относился к ним. Все верили в заклинания и волшебство. Этому способствовало открытие Запада вплоть до Бактрии, встреча с греческой религией и вера в богов Олимпа, которым поклонялись в храмах. Как ни странно, даосизм открывал Китай миру, а конфуцианство закрывало, которое презирало все иностранное.

Как бы то ни было в основу даосизма легли суеверия  и  верования в возможность достигнуть продолжительной жизни и бессмертия. Диетические толкования, учения о пищи, влияние слюны, стучание зубами, дергание волос, гимнастические упражнения, составление пилюль – вот с чего начался даосизм, который от буддизма принял созерцание.
Даосы для укрепления своей веры придумали Лао-Цзы, который был старше Конфуция, историографом при дворе Чжоу и сделал историком Конфуция. Конфуций начал свои описания с легендарных правителей Шуне и Яо, а приемлемый даосизм Сыма Цянь с Хуанди, который на драконе вознесся на небо и стал автором медицинского учения, толкующего о двух силах Янь и Инь. Позднее даосы возвели начало к государю Фу Си, изобретателю земледелия и автору первых книг.

Васильев подозревает, что учение Лао-Цзы пришло с Запада, потому он и ушел из страны через «Западный проход» (таможню). И труд свой (пять тысяч иероглифов) он никак не мог написать ранее трудов Конфуция, потому как он критикует его положения. Есть подозрения, что Лао-Цзы это Чжуан-Цзы.
Кто такой Лао Цзы? Из книги узнаю, что он родился в царстве Чу под каштаном и указав на дерево сказал, что оно будет его фамилией. Голова у него была белая, лицо желтое, уши длинные, глаза большие, рот квадратный, борода большая, а зубы редкие. При Вэнь Ване (1150 год до рождества Христова) был хранителем истории. При У Ване начал путешествие на Запад в Да Цинь (Римскую империю) и Тохар. Вернулся около 1078 года, стал столбовым историком.

В 1029 году решил вновь странствовать, запряг черного вола и выехал на повозке
через пункт пропуска Хань - Гу - гуань. Вместе с начальником поста Инь Си в 1027 году прибыл в Сычуань (в этом году по китайскому исчислению родился Будда), через пески посетил варварские страны, а при Му Ване вернулся домой. Это было в 1001 году, а в 552 году встретился с Конфуцием. При Ханьской династии, при императоре Вэнь-ди передал свое учение Ан-Ци-Шэну. Вот какая история!
Даосизм принял свою окончательную форму, когда в стране распространился буддизм. Буддистов называли одним именем с даосами – дао жэнь.
Даосизм – это учение  о дао и дэ.

Дао – нет пустоты и не существования, корень творения , основание духовного, начало неба и земли, нет ничего вне его, нет ничего откровенного, которое бы не заключалось в нем.
Дэ (достоинство)  - то что получено небом и землей, то из чего получается Ян и Инь.
У даосов, как и у буддистов есть пять заветов: не убивать живых существ, не пить вино, не одобрять словами того, чего не одобряешь сердцем, не воровать и не придаваться сладострастию.

Чтобы отличаться от буддизма, даосы написали книгу, в которой Будда пошел от Лао0 Цзы ( во время похода на Запад он оплодотворил спящую мать Шакьямуни().
У даосов девять небес, но дух полярной звезды  (бэй цзи) еще выше. Северная медведица (бэй доу)  имеет государя, который прежде был китайцем. А всяких богов и духов предостаточно.
Важно питание. В буддизме следует воздерживаться от мясного, даосы предлагают не есть хлеба. Советуют питаться слюной. Нельзя придаваться ни радости, ни гневу.
Есть особое учение о составлении пилюль –  философского камня бессмертия (дань) и который придает особую силу.
Лао-Цзы был прозван так, потому что долго жил. Он лучше всех разбирался с пилюлями и указал как нужно бороться с демонами и распоряжаться ими. Учил не есть хлеба и как добиваться превращений.


Рецензии