Литература и Св. Писание о мире

        1. Литература о мире

Мировая литература умеет давать очень краткие ответы на воросы.

Что такое мир?

    «Корабль дураков»  (Себастьян Брант, 1494).
    (В более точном переводе «Корабль шутов»)

Что происходит в мире?

Если в двух словах, то

    «Похвала глупости» (Эразм Роттердамский, 1509),
    «Ярмарка тщеславия» (Уильям Теккерей, 1847 – 1848),
    «Школа злословия» (Ричард Шеридан, 1777).

А если в трёх?

    «Королевство кривых зеркал» (Виталий Губарев, 1951), то есть искажение истины.

Названия произведений очень выразительно раскрывают самую суть,
так что трудно поспорить. Хотите ещё?

    «Пир во время чумы» (А.С. Пушкин, 1830) и
    «Власть тьмы»  (Л.Н. Толстой, 1886)

Кому-то больше нравятся другие ответы:

    «Театр»  (Сомерсет Моэм, 1937),
    «Человеческая комедия»  (Оноре де Бальзак, 1830 – 1850),
    «Маскарад» (М.Ю. Лермонтов, 1835) (поскольку люди часто "носят маски"),
    «Воспитание чувств» (Гюстав Флобер, 1845),
    «Гордость и предубеждение» (Джейн Остин, 1813),
    «Война и мир» (Л.Н. Толстой, 1863 - 1869), (В.В. Маяковский, 1915—1916),
     «Грозовой перевал» (Эмили Бронте, 1847),
    «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский, 1865—1866),
    «Хождение по мукам» (А.Н. Толстой, 1918 - 1941),
    «Бунт обречённых» (Уильям Бартон).
    Одним словом? «Жизнь» (Ги де Мопассан, 1883).

И так далее, но это дело вкуса.

Есть в мировой литературе  и более пространные ответы, 
ставшие афоризмами. Самый известный из них:

     «Весь мир – театр, а люди в нем актеры»
    (из комедии "Как вам это понравится" Вильяма Шекспира)*.

Пьер Ронсар развивает эту мысль подробнее:

    «Весь мир — театр, мы все — актеры поневоле,
     Всесильная Судьба распределяет роли,
     И небеса следят за нашею игрой!»

Иногда вспоминают слова Томаса Гоббса из "Левиафана":

     «Война всех против всех» , где «человек человеку волк».

Менее известны печальные слова Стендаля:

     «Всяк за себя в этой пустыне эгоизма, именуемой жизнью.» 
      (Под жизнью писатель подразумевает этот мир.)

О созидательной деятельности человека в этом мире хорошо сказал К.Н. Батюшков:

      «Развалины на прахе строит
      Минутный человек, сей суетный тиран...» (1819)

И совсем забыты слова Себастьяна Бранта, которым уже более пятиста лет:

     «Повсюду фальшь, обман, коварство:
      Уж не антихристово ль царство?»

Итак, с Брандта мы начали и Брандтом закончили. Поэтому глупо возмущаться
беззакониями, происходящими в мире уже не одно тысячелетие и тем более пытаться
переделать этот мир.
 
Что же делать? Священное Писание и святые отцы советуют отрешиться от него.



         2. Священное Писание о мире

Вся мирская мудрость неизмеримо уступает словам Священного Писания
и Святых Отцов, которые разоблачают лживую сущность мира.
 
Царь Давид называет этот мир «юдолью слёз» (Пс. 83:7), то есть долиной плача,
а его сын, Соломон видит в нём «суету сует» (Екк. 1:2) и «томление духа» (Екк. 1:14).

Поэтому Христос говорит Своим апостолам и учникам:

         «Вы не от мира» (Ин.15:19),

потому что «они первые опытно познали <...> «начало нового жития»,
божественного, вневременного» (прот. Иоанн Журавский).
Познав же это новое бытие, они вслед за Господом и сами сказали:
 
        «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19).

       «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская,
        не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин 2:16).

Тем самым они разъяснили слово Сына Божия о них и о мире.
Более того они продолжили это разъяснение во всех тонкостях:

        «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
Дети, последнее время» (I Ин. 2,17–18).

«Это живое, острое чувство нового христианского сознания о конце мира, нового
 отношения к миру, сильно и выразительно звучит в словах Св. Апостола, который писал:

    «Я вам сказываю, братия: время уже коротко,
    Так что имеющие жен, должны быть как неимеющие,
    И плачущие – как не плачущие,
    И радующиеся – как не радующиеся,
    И покупающие – как не приобретающие,
    И пользующиеся миром сим, как не пользующиеся,
    ибо проходит образ мира сего»** (I Кор.7, 29–31)» (прот. Иоанн Журавский).

«Какое величественно-просветленное понятие о мире сем звучит в этих словах Св. Апостола!
Мир сей – это только образ и при том преходящий: только тень, но не самый предмет.
 Какое глубокое и одухотворенное понятие, совершенно не свойственное бытию плотскому.
И какое живое и острое ощущение «мира сего» как тени, как образа преходящего,
– это благодаря просветленному, благодатному прозрению и ощущению живым чувством сердца
того Вечного, Нового, не преходящего бытия, которое отбрасывает эту преходящую тень»
(прот. Иоанн Журавский).

«Восприняв и ощутив Вечное, как Новую Жизнь святые и сказали о мире сем,
что он только образ мира Невидимого и образ преходящий.
Но это острое и живое ощущение новой жизни не было воспринято христианскими народами;
 оно нашло себе приют только в одиноких кельях отшельников и подвижников христианства.
 Эти одинокие и были носителями Нового, иного, Богочеловеческого бытия.
Они шли путем веры Христовой и сей верой опытно познавали Тайны Христовы, Тайны
Царствия Божия, познавали дивные чудеса Дивного Бога и Бог в них был воистину Дивен.
А внешнее христианство «обмирщилось», «оязычилось», приспособилось к миру сему
и жило его жизнью – плотской, вещественной, плотолюбивой.
Новое бытие явилось достоянием только одиноких» (прот. Иоанн Журавский).

 Мир сей апостол Павел называет так же "лукавым веком" в своём послании к Галатам:

   "Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
    Который отдал Себя Самого за грехи наши,
    чтобы избавить нас от настоящего лукавого века,
    по воле Бога и Отца нашего" (Гал. 1:3-4).


              3. Святые отцы о мире

Святые отцы добавляют к словам Нового Завета о лживой сущности мира свои откровения:

«Мир есть блудница, которая взирающих на нее с вожделением красоты ее
привлекает в любовь к себе»  (прп. Исаак Сирин).

«Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская,
не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин 2:16).
 
Все три перечисленные приманки мира являются обманом и ложью, поскольку
«Всё что без Бога» «суета суетствий» (Еккл. 1:2) «и томление духа» (Еккл. 2:4-8, 11).***
 
«И кем, хотя отчасти, <через одну из этих приманок>  возобладала любовь к миру,
 кто опутан им, тот не может выйти из рук его, пока мир не лишит его жизни.
И когда мир совлечет с человека все и в день смерти вынесет его из дому его,
 тогда узнает человек, что мир подлинно льстец и обманщик» (прп. Исаак Сирин).****

Поэтому праотцы-пророки, не поддаваясь на эти искушения, видели в этом мире не прелести его,
а "долину плача" и "тени смертной". С них мы начали, ими и закончили.



                Заключение

В чём же тогда светлая сторона нашего пребывания в этом мире?
В возможности полюбить Бога всем своим сердцем: 

«Одно только то не имеет и тени обольщения, чтобы возлюбить всем сердцем своим,
 всею душою своею, всею крепостию своею Единого Бога, к Нему   п р и л е п и т ь с я
и ничего не почитать выше любви Его. Это только одно пребудет с тобою вечно;
это только одно чуждо обольщения. В этом для тебя жизнь вечная; в этом
нескончаемая радость и присносущное наслаждение» (митр. Исайя Копинский).

Возлюбивший Бога всем своим существом и сам становится светом мира:


«Вы - свет мира» (Мтф.5:14). - говорит Иисус Христос своим ученикам,
один из которых написал в своём Евангелии:

«Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его,
верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови,
 ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.»
Мир не познал Его, потому что он как тень бежит от света, прячется от него.

А другой добавил:

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов,
у Которого нет изменения и ни тени перемены.» (Иак. 1:17)

Больше этого света Вы не найдёте ни на небе, ни на земле,
ибо «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы.»

Итак, «Бог есть свет» и «Отец cветов», рождающихся от Него.


-----------------------------------------------
* Спасибо за попревку Владимиру Дмитриевичу Соколову. Я думал это из сонета. Вот этот монолог из пьесы «Как вам это понравится» полностью:

      «Весь мир - театр.
      В нём женщины, мужчины - все актёры.
      У них свои есть выходы, уходы,
      И каждый не одну играет роль.
      Семь действий в пьесе той.
      Сперва младенец,
      Ревущий громко на руках у мамки...
      Потом плаксивый школьник с книжкой сумкой,
      С лицом румяным, нехотя, улиткой
      Ползущий в школу.
      А затем любовник,
      Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
      В честь брови милой.
      А затем солдат,
      Чья речь всегда проклятьями полна,
      Обросший бородой, как леопард,
      Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
      Готовый славу бренную искать
      Хоть в пушечном жерле.
      Затем судья
      С брюшком округлым, где каплун запрятан,
      Со строгим взором, стриженой бородкой,
      Шаблонных правил и сентенций кладезь,-
      Так он играет роль.
      Шестой же возраст -
      Уж это будет тощий Панталоне,
      В очках, в туфлях, у пояса - кошель,
      В штанах, что с юности берёг, широких
      Для ног иссохших; мужественный голос
      Сменяется опять дискантом детским:
      Пищит, как флейта...
      А последний акт,
      Конец всей этой странной, сложной пьесы -
      Второе детство, полузабытье:
      Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего».

       (перевод Т. Щепкиной-Куперник, 1937)


** В литературе эта мысль откликается в названии драмы Педро Кальдерона "Жизнь есть сон"
и в "Чаше жизни" М.Ю. Лермонтова:

    Мы пьем из чаши бытия
    С закрытыми очами,
    Златые омочив края
    Своими же слезами;

    Когда же перед смертью с глаз
    Завязка упадает,
    И всё, что обольщало нас,
    С завязкой исчезает —

    Тогда мы видим, что пуста
    Была златая чаша,
    Что в ней напиток был — мечта,
    И что она — не наша!


*** Потому «томление духа», что как бы мы не пытались обмануть себя,
 теша временно свою душу и тело,  дух наш «томится» в объятиях мира.


**** В литературе эта мысль откликается в названиях романов
"Блеск и нищета куртизанок" и "Утраченные иллюзии" Бальзака.


Рецензии
Лучше всех сказал Горький в "Жизни Клима Самгина": "Каждый человек всю жизнь себя выдумывает, чтобы покойно устроиться материально и нравственно" Ни один из названных вами гениев не додумался до понятия духовное и бытовое мещанство.

Карагачин   22.09.2023 15:25     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Интересно было узнать Ваше мнение.
С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   22.09.2023 17:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.