Эпоха рабства. Очерк политэкономии, часть 2
Общественно-экономическая формация состоит из трех частей:
=========================================
1. Экономика
2. Управление
3. Идеология.
.
Перечисление частей общественной формации сверху вниз не обозначает иерархию. Все части одинаково важны, взаимосвязаны, возникают одновременно, и влияют одна на другую.
Не известно ни одного общества, в котором отсутствует какая-то из этих частей.
.
Даже сообщества животных и насекомых устроены подобным образом.
Секрет, по-видимому, скрыт в устройстве самих живых существ. Они не умеют жить по-другому. Программы поведения, «зашитые» в их мозгах, предписывают именно такое поведение, независимо от того, чем они руководствуются, умственной деятельностью или инстинктами.
.
Малоприятным исключением является Россия, которая после Криминально-Олигархической революции 1989-1993 года записала в своей Конституции об отсутствии идеологии.
.
Маркс и Энгельс ставили на первое место экономику
-------------------------------------------=
и утверждали, что именно она определяет все в обществе, включая и менталитет самого человека.
Бытие, конечно, влияет на сознание и заставляет приспосабливаться к себе, но структуру мозгов оно не формирует.
Уж, если там, что есть, то есть, а, если нет, то нет.
.
Можно, с полным основанием утверждать, что именно менталитет человека определяет все, что он создает.
Поскольку человек «со всеми его почесываниями» остается, большею частью, вещью таинственной, то и общественная жизнь людей «тайна велика есть» .
.
Это ни как не означает, что марксизм нужно выбросить на свалку, тем более, что лучше ничего не придумано.
Просто, пользоваться нужно с известной осмотрительностью, не впадая в догматизм и фанатизм.
!!.
Всю известную нам историю существования человеческого общества можно разделить на три эпохи ,
==============================================
в соответствии с главной производительной силой своего времени :
1. Эпоха рабов.
2. Эпоха крестьян и подмастерий.
3. Эпоха наемных работников.
Кроме главной производительной силы , для каждой эпохи характерны и другие средства производства:
---------------------------------------=
1. Для эпохи рабов характерны ручные инструменты и тягловые животные
2. Для крестьянской эпохи характерны ручные инструменты, тягловые животные, механизмы без двигателей.
3. Для наемного труда характерны машины и механизмы с двигателями.
.
Эпохи определены в соответствии с главной производительной силой своего времени. Но появление новых главных производительных сил вовсе не означает, что старые исчезли.
Например, рабство, возникшее в 10 тысячелетии до н.э. существует и сегодня вполне официально, а в скрытом виде, так и повсеместно.
.
Внутри каждой из этих эпох возможны и возникают различные общественно-экономические формации,
----------------------------------------=
зависящие от собственности на производительные силы и средства производства, и от способа распределения общественного продукта.
.
Определяющим фактором экономической формации является способ распределения общественного продукта, кто и сколько получит.
------------------------------------------=
Фактор собственности важен настолько, насколько он может влиять на распределение.
.
Чаще всего, аппарат управления обществом (государство) создавали именно собственники средств производства, для сохранения и увеличения своей собственности.
Но, это - не всегда так, к тому же, средства производства – это только средства получить в свое распоряжение пищу и предметы потребления.
Поэтому, главное – как распределяется то, что уже произведено.
.
Способ распределения устанавливается и обеспечивается государством – аппаратом управления общественно-экономической формацией.
.!!
В эпоху рабов наиболее распространенной была
рабовладельческая общественно-экономическая формация.
==================================================
Она характеризовалась частной собственностью на землю, на рабов, на домашних животных и на орудия и средства производства.
Все, что производилось рабами, было собственностью рабовладельца по закону. Чем больше рабов, тем больше объем произведенной продукции.
Таким образом, общественный продукт естественным образом распределялся по количеству земли и рабов в частном владении.
.
И право собственности, и способ распределения обеспечивался государством.
.
Эпоха рабства доказала, что при этом производственном базисе возможно существование различных систем управления обществом, различных государств:
------------------------------------------=
1. Монархия (божественный вождь. диктатура, тирания, принципат)
2. Республика (аристократическая республика, народная республика)
3. Фашизм .(объединенное общество)
4. Кастовое общество
Никаких иных способов организации государства не появилось и в других эпохах.
Таким образом, развитие базиса (развитие средств производства, изменение форм собственности и производственных отношений ) не приносит ничего нового в систему управления обществом.
.
Это, скорее всего, объясняется тем, что система управления людьми определяется менталитетом самих людей на много больше, чем развитием производительных сил и способом производства.
.
Собственно говоря, есть только два рычага управления толпой :
кнут и пряник.
Иногда можно достучаться и до общественного сознания, но это требует значительных и постоянных усилий.
!!
.
Возникновение рабства.
==========================
Можно сказать определенно, что рабство возникло тогда, когда человек смог производить еды и предметов потребления больше, чем он сам потребляет.
Тут появилась возможность одному ( здоровому, сильному, умному) жить за счет других, которые слабее.
Нужно было только заставить их работать на себя и присваивать часть того, что они производят.
.
Специалисты уверяют, что такая возможность появилась 10 тысяч лет назад с изобретением земледелия и скотоводства, а потом еще увеличилась с изобретением гончарного круга, веретена, ткацкого станка и швейной машинки.
.
Рабство – замечательный способ организации общества.
-----------------------------------=
Оно позволяет удовлетворить три главных человеческих потребности, три основных инстинкта:
1. Потребность в пище и предметах потребления.(для обеспечения жизни)
2. Сексуальную потребность. (для удовольствия и для продолжения жизни)
3. Потребность доминирования.(Для наиболее полного удовлетворения двух предыдущих потребностей.)
.
При феодализме и капитализме рабство продолжало существовать совершенно открыто и повсеместно.
При социализме оно существовало в виде использования труда заключенных концлагерей (Гитлеровская Германия, национал-социализм)
и ГУЛАГа (Сталинский социализм в СССР)
.
Рабство пережило феодализм, капитализм и социализм, успешно дожило до наших дней, переживет и нас, потому что рабы являются эффективным средством производства, и потому что нет ничего приятнее для человека, чем иметь рабов и доминировать над ними!
.
А о чем мечтают рабы в рабовладельческом обществе?
------------------------------=
Они мечтают иметь своих рабов, что доказывает, что рабы – тоже люди.
!!
.
Организация управления в эпоху рабства.
====================================
Монархия - власть одного.
--------------------
Это - самый простой способ государства. Монарх в государстве прямой наследник альфа-самцов в стадах животных или царя-защитника в доисторических обществах.
Но есть и большая разница. Альфа-самец и первобытный царь ест первым и покрывает всех самок , но он первым бросается на защиту своего стада и его территории.
Он царит, пока молодой и сильный. Состарившийся альфа-самец убивается более молодым или изгоняется. Тоже относится и к первобытным царям.
.
Наоборот, цивилизованных царей защищает все стадо и власть свою он передает по наследству.
.
Зачем же он такой нужен?
-------------------------
Такая власть понятна народу и, поэтому, устойчива.
«Божественный царь-отец спустился с небес и правит нами. Он все знает, все умеет и никогда не ошибается. Он может защитить от внешнего врага и злого господина. Без него погибнем.»
.
Республиканское правление
-----------------------------
Когда несколько «царей» существуют на одной территории, и явного лидера среди них нет, они вынуждены управлять совместно.
.
Республиканская власть существует в виде различных выборных органов . Она намного сложнее и всегда норовит закончиться монархией или диктатурой.
Монархия и республика сегодня ничем не отличаются от таких же в прошлых «цивилизованных» временах.
Фашизм.
===========
Этот способ организации государства и общества требует отдельных пояснений, потому что имеет отрицательную окраску, вследствие сложившихся исторических причин.
Само слово «фашизм» переводится с итальянского «союз», « содружество», «корпорация».
.
Фашизм означает консолидированное общество, где нет ни особо богатых, ни особо богатых, где все имеют равные права и равные обязанности, где богатые должны помогать бедным, а бедные – богатым, где государство контролирует производство , распределение и идеологию.
В таком обществе разделения на классы, страты, группы по любым признакам подавляется государством за счет установления системы перераспределения общественного продукта с целью выравнивания потребления.
Государство, которое контролирует все, называется тоталитарным.
Фашизм – это организация государства и идеология.
.
Есть четкое разделение на «своих» (принадлежащих данному народу) и «чужих» - всех остальных. Что запрещено в отношениях со «своими», допускается по отношению к «чужим».
.
Благосостояние данного народа может строится за счет эксплуатации «чужих».
.
В эпоху рабства таким государством была в Спарта.
---------------------------------------=
Рабочей силой были илоты – рабы.
Во главе государства стояли два царя (потомки Геракла) и Совет Старейшин.
Была Конституция ( «Законы Ликурга»), которая регламентировала буквально все - мир, войну, распределение, управление, собственность, семейные отношения, мораль, этику, воспитание детей и пр.
В Спарте не было денежного обращения, все жили в одинаковых домах, ели одинаковую пищу. (Читай Плутарх, Избранные жизнеописания. Ликург.).
.
В Спарте сохранялась частная собственность на землю и рабов, но весь общественный продукт перераспределялся государством.
.
В Спарте была коммунистическая система распределения (на едока в семье).
Государство Спарта в таком виде появилось ,приблизительно, в 8 веке до н.э. и просуществовало несколько столетий.
.
Спартанский фашизм явно не появился естественным путем из организации первобытного стада.
Это – умственно сконструированная система организации общества, направленная на обеспечение «возвышения» и господства его над другими обществами.
Проект достиг своих целей.
В течение нескольких веков Спарта была самым могущественным государством Греции.
Спарта и спартанцы поражали не только современников, но и потомков. Они окружены множеством легенд.
.
Кастовое общество.
====================
Древняя Индия дает совершенно оригинальный способ организации общества.
Специалисты утверждают, что касты существовали в Индии уже в 15 веке до нашей эры.
Сразу скажем, что в кастовой Индии не было рабства. Религия не позволяла.
.
Общество было разделено на 4 касты:
-----------------------------------=
1. Брахманы (мудрецы, философы, жрецы)
2. Кшатрии (воины, государственные чиновники)
3. Вайшьи (собственники)
4. Шудры (наемные рабочие)
.
Высшие две касты производили идеологиею и управление общественно-экономической формацией, то есть обеспечивали «надстройку».
.
Две низшие касты были заняты экономикой, «нуждами низкой жизни».
.
Общественный продукт перераспределялся так, что брахманы и кшатрии имели достойное содержание, вайшьи богатели, а шудры вполне могли жить и размножаться.
.
Внутри каждой касты была своя шкала ценностей, свой императив, по которому внутри касты ее члены уважали друг друга:
----------------------------------------=
1. Брахманы – мудрость
2. Кшатрии – доблесть
3. Вайшьи – богатство
4. Шудры – возраст.
.
Нет никаких свидетельств, что производительные силы древней Индии были иными, чем в других частях планеты времен раннего бронзового века. Тем не менее, там возникла такая общественно-экономическая формация.
Это свидетельствует, что уровень развития производительных сил не определяет государственное устройство и идеологию (надстройку).
.
Индийская кастовая система показала завидную устойчивость. Она просуществовала более 2-х тысяч лет и была разрушена внешними завоеваниями.
Есть мнение, что кастовая система сковывает развитие общества, «консервирует» его, поэтому кастовое общество такое устойчивое.
.
В течение более, чем двух тысячелетий (до 11 века новой эры – мусульманское завоевание), а в иных местах и далее
брахманы пытались разгадать тайну замысла божия по созданию мира,
кшатрии обеспечивали защиту и управление,
вайшьи занимались экономикой и богатели,
шудры обслуживали всю эту систему и размножались.
.
Кто придумал такой «консервант», зачем?
Неужели сами?
.
Во всяком случае, опыт – интересный.
(Подробно о кастовой системе в Индии читайте в «Законы Ману»).
.
Как-то не верится, что такую премудрую систему могли изобрести древние индусы без вмешательства «высших сил».
.
В Индию рабство перешло только в 11 веке нашей эры, в те ее части, которые были завоеваны мусульманами.
.
Не смотря на значительные усилия современного индийского государства, направленные на искоренение кастовости, это явление существует и в наши дни.
!!
.
Феодализм
===================
Феодальная общественно-экономическая формация возникла в Европе в 3-м веке нашей эры, когда христианство стало повсеместно государственной религией.
Христианская религия запрещала рабство, поэтому рабство было заменено крепостным правом. В Италии это произошло в 260 году новой эры.
.
Таким образом, имеем пример, когда надстройка (идеология) повлияла на базис (производительные силы и производственные отношения).
Рабовладельцы стали землевладельцами (они ими и были).
Рабы превратились в крепостных крестьян (тех же рабов).
Рабы городских мастерских и мануфактур превратились в слуг и подмастерьев, причем уйти от мастера они не могли. Их ловили и возвращали назад.
Таким нехитрым образом христиане пытались обмануть своего бога.
В мусульманских странах рабства никто и не отменял.
.
Ничего нового в организации государственного управления тоже не наблюдалось. Те же монархия или республика. (Венецианская республика, Генуэзская республика и др.)
При этом в «Новом свете» рабство и работорговля процветали совершенно открыто, не смотря на христианство.
Рабство было официально отменено в США в 1861 году, в том же году в России было отменено крепостное право.
Таким образом, феодализм это рабовладельческий строй, переименованный так из идеологических соображений.
.
Выводы
*************
1. Эпоха рабства возникла, естественным путем, когда появилась такая
возможность, когда экономический базис развился до необходимого уровня.
2. Рабство соответствует менталитету людей.
3. Рабство возникает везде, где нет идеологических запретов.
4. Рабство широко распространено в мире и сегодня.
5. Никто не может гарантировать, что в будущем не наступит новая эпоха
рабства.
-----------------------------------=
.
. 2 декабря – Международный день борьбы за отмену рабства. Использование рабского труда в любой его форме запрещено Всеобщей декларацией прав человека. Тем не менее в современном мире рабство распространено сильнее, чем когда бы то ни было.
.
Очень прибыльный бизнес
Эксперты международной организации Free the Slaves утверждают, что если за 400 лет существования трансатлантической работорговли с Черного континента было вывезено примерно 12 млн невольников, то в современном мире на положении рабов живут более 27 млн человек (1 млн в Европе).
.
По мнению экспертов, подпольная работорговля является третьим по уровню прибыльности криминальным бизнесом в мире, уступая лишь торговле оружием и наркотикам. Ее прибыль составляет 32 млрд долларов, а годовой доход, приносимый подневольными работниками своим владельцам, равен половине этой суммы.
.
«Вполне возможно , – пишет социолог Кевин Бэйлз, автор книги «Новое рабство в глобальной экономике», – что рабский труд использовался для изготовления ваших ботинок или сахара, который вы добавляете в свой кофе. Рабы клали кирпичи, из которых состоит стена фабрики, на которой произведен ваш телевизор… Рабство позволяет снижать стоимость товаров по всему миру, поэтому рабовладение столь привлекательно сегодня».
https://www.vokrugsveta.ru/
Свидетельство о публикации №222061701018
Вы правы в утверждении: "Можно, с полным основанием утверждать, что именно менталитет человека определяет все, что он создает". Если уточнить, что менталитет это мировоззрение. Включающее восприятие, обозначение, описание и объяснение реальности и выдумок.
Действительно, рабство в той или иной форме существует и сегодня в каждой из всех стран на Земле!
Рабство личной несвободой и эксплуатацией лично несвободных рабов не является единственной формой рабства.
А знаете ли вы о наёмном рабстве? Ведь наёмный каждодневный рутинный ручной и информационный труд есть наёмное рабство биологических роботов-рабов.
Есть ещё мировоззренческое рабство, это основа основ всех форм рабства. Все религии, секты, теософии, сайентологии, масонства, лженауки и политики являются мировоззренческим порабощением и рабовладением фанатиками-адептами этих мировоззрений.
Религия обязательных для всех людей социалистически-капиталистических товарно-денежных и денежно-денежных мошеннических отношений есть тоже мировоззренческое рабовладение, через порабощения разума людей фанатизмом поклонения сверхценному сокровищу богу-вещи - денежному фетишу. Порабощение всех людей богом-вещью денег основано на фанатизме мракобесной веры людей в волшебство денег "сверх точно" мерить что угодно количеством денежных фантиков, что является и основой волшебства неотвратимой покупательной способности денег чего угодно за "строго выверенное" количество посреднических мошеннических наличных, безналичных и виртуальных электронных денежных фантиков.
Александр Константинович Макеев 17.06.2022 18:06 Заявить о нарушении