О Воскресенье Словущего и Святых Прославленных. 2

  О Воскресенье Словущего и Святых Прославленных.
  Глава вторая «Маленькое отступление о непрерывающейся связи веков».
 Храм Воскресенья Словущего, что в Брюсовом переулке, упоминаемый ещё в середине века шестнадцатого. Святыня, что от Кремля недалеко и совсем рядом с главной улицей, – в одном из самых «культурных» мест Столицы нашей. Храм цвета золота с огнём или огня с золотом, полное, историческое  название которого Воскресения Словущего в Успенском вражке.
Вражек  - то есть -  овражек, что был здесь когда-то – и «вражек» как название в Столице не единственный. Успенский – потому что главный источник имён улиц московских  - и не только,конечно, - Святыни, даже те, что ныне  в истории только сохранились.
    А здесь Храм цвета небесного, предками нашими построенный в честь последнего перед Новолетием Праздника Двунадесятого, совсем рядом.  А самый величественный Собор Московского Кремля, в честь «Успенья Светлого Дня», как назвала его К.К.Павлова, возведённый, для всей России главный...
  «Словущий» - что значит слово сие таинственное? Читаем – «день, что называют                в народе Воскресением, а не сам праздник Воскресения Христова» - День Торжества, установленного в честь освящения Храма, что на Голгофе Императором Константином Великим. Произошло Событие это судьбоносное лет через десять после Первого Вселенского Собора - и освящена была Святыня в честь Воскресения Христова, конечно. Словущий – словно «отголосок» Главного для мира всего Праздника.  Словущий  то есть «слывущий», «славу добрую имеющий».
  И ещё, конечно, сразу приходит на ум Слово, что было в Начале, Слово как Ипостась Пресвятой Троицы  - так нет в том никакого противоречия...   
  День Памяти возведения или, как история гласит, - обновления  Храма того, что Императором Святым построен был, - накануне Крестовоздвижения - его один                из священников «осенней Пасхой» назвал.
    А ещё – напоминает, говорит название этой Святыни московской о глубинной связи времён, о вечном единстве Руси Святой, Руси Православной с победой над гонителями христиан, с Обретением и Воздвижением Креста Господня, с соборами вселенскими, установившими догматы веры христианской и каноны иконографии, с днями Круга Лета Господня. 
А то, что Константин Великий с Матерью Своею Еленой к Лику причислены,  многим, думаю, известно…
 Очень много интересного из глубины веков «выплывает», когда начинаешь задумываться, узнавать...
 Это так, конечно, но всё же мы, ныне живущие, идём в этот Храм, что в центре Столицы, и в другие храмы православные прежде всего к Святыням – идём со скорбями своими и радостями. А сюда – прежде всего к мощам Святителя, всему Собору показавшему, что значит Триединое Божество, в Никею на мантии по морю доплывшему...
И к Чудотворному Образу Пречистой – но о Нём в следующей главе скажем.
А потому возвратимся снова в само пространство Храма «осенней Пасхи», что, словно свеча,  над переулком вознёсся…
  (Продолжение следует)


Рецензии