Почему албаны были для армян aghuank?

Ответ максимально прост.Потому что по-армянски "соль"- AGH. В современном аварском,это слово означает "СИЛА". Монг. AGH (агъ"): халх.,бур.,калм. аг "сильно,крепко,туго",бур.,калм. "острый, крепкий,горький" (напр. о пище)".Авторы Этимологического словаря монгольских языков из тюркских языков приводят якутское ах "острыйв вкус в пище" и под знаком вопроса  киргизское уу "яд". Само же слово агъ перенаправляется к монг. агъагъ ": халх.,бур. ааг "крепость,острота (о пище)","горечь (при вкусовых ощущениях)",в халха-монгольском "ПРЕВОСХОДСТВО,СИЛА,ВЫСОКОМЕИЕ,ГОРДОСТЬ". Далее, ааг "часть острия у рукоятки (напр. ножа),часть рыболовного крючка,зазубрина остроги". Нигде нет упоминание о том,что в монгольских языках "агъ" может быть тюркским заимствованием.

Отсюда и проистекала до сих пор невозможность увязать монг. alb-/alv- "подати,налоги" и т.п. с древнеуйгурским термин alp "сильно,очень,крайне; герой,витязь" и т.п. В каком-то языке (Жужань?) имелось подходящее слово со значением "соль",которое в диалектах или даже том же самом исходном языке означало "сила". В древнеуйгурском словаре есть непонятное и никем не этимологизированное alap (ср. ав. alapa "зарплата,жалованье,оклад" ),причём считается,что именно эта форма в древнеуйгурском предшествовала форме "alp",о чём автор специальным значком уведомляет читателей. Поэтому "соль/сила" могло иметь и такое фонетическое обличие как alap и т.п.

Для всех,интересующихся проблемой происхождения в древнеуйгурском термина alp (излюбленная характеристика идеальных мужчин у древних тюрков),могут поискать в языках соседних с тюрками и монголами племён обозначение"соли" и написать своё собственное исследование на эту тему,разумеется,со ссылкой на автора данной статьи. Мы открыли тюркологам дорогу в этом направлении.Для полноты картины,которая заполнила теперь пустующую лагуну,тюркологам остались сущие пустяки-подобрать к древнеуйгурскому alp тохарскую,хотаносакскую или ещё какую-нибудь отмычку в виде названия "соли". Чтобы вы не думали,что вы легко найдёте искомое в персидском или пушту,заранее советую их там не искать,потому что их там нет.

До этого исследовании при поисках тюркских соответствий ав. агъ (agh) мы постоянно наталкиваись на быстрое нарастание значения "белый",причём были и такие значения как "побелевший,потерявший рассудок" и т.п. Значение "узел,сочленение" в тюркских языках быстро переходило в значение "белый"-aq. Мы со всеми этими архаичными тюркскими языками и диалектами теряли терпение,пытаясь отбросить понятие "белый" и выйти всё же окончательно на "силу",но они шли вместе,сильно затрудняя поиски,мы ведь на руках имели аварское agh "сила",а тюркские тезаурусы нам выдавали,что этот термин,как и тюркское "акъ" (aq) означает "белый" и только в каком-то из тюркских наречий захваченной огузами Византийской Анатолии, agh трактовалось как "узел" и приводились примеры,где этот узел размещался,но потом опять всё шло в знакомой паре: "1.узел; 2.белый". Нам было ясно,что за обоими словами должно быть ещё одно-основное. Как выяснилось- с большим опережением вперёд вырвался армянский язык, аварский же мог только подтвердить,что "соль-сила",дальше уже всё стало ясно-это и белый и "узел,сочленение" тоже,потому что, соль вяжет,стягивает и т.п. 

Западноевропейская мифология с её "Альпфрау" и пр. имеет под собой утраченный пласт представлений связанных с культом луны,понятий о мощи соли и различных обрядах,связанных с её применением. Кроме того,быть "белым как мел" и в ту эпоху тоже не свидетельствовало в пользу хорошего самочувствия человека. "Белый как мел" (а тогда бы сказали "белый как соль-alp/agh")-означало быть на пределе своих физических возможностей,надрываться, изнемогать.Это в том числе банальное обезвоживание. Пребывая в закрытых помещениях с большим количеством соли в открытом виде, человек вполне реально начнёт задыхаться. Кроме того, соль могла использоваться при родах, так как могли считать,что это поможет. Древние должны были понимать,что соль вытягивает,это качество приписывалось и полнолунию. Согласно античным источникам,из всех божеств албаны больше всех почитали луну. Одним из её символов является бык. Всё это можно выстроить в ряд: Луна-жертвенный бык-соль.

У германских народов,судя по готскому словарю, alb довольно рано вошло в лексикон "мракобесия": готское albs "демон".По крайней мере-при христианских готах -никаких доброжелательных чувств они к этой категории образов и представлений  не питали.

Как мы знаем,самоназванием кубачинцев (Зирихгеран) - агъбухъан и они задолго до автора этой статьи пытались связать свой этноним с кавказскими албанами,но всё упиралось,во-первых,в то,что никто не знает,что такое "албан" и во-вторых,что никто не знает,что такое "агъуан".И трудно утверждать в таком случае то,что сам толком не понимаешь. Теперь у кубачинских даргинцев тоже открыта дорога следовать в том направлении,где десятками лет продвижение было невозможным. Все кавказские этнонимы с "agh-" можно сопоставить и обосновать,что они родственны термину alpan/aghuan.

Это касается и кистинцев (цова-тушинцев,бацбийцев) Грузии. Теперь читающая по-русски публика,по-крайней мере,достаточно информирована,почему этот христианско-чеченский анклав проживает в местности,называемой "Земо-Алвани".

Каких только предположений не выдвигалось в Азербайджане,Дагестане и за их пределами! То это "культ жрецов священного леса",то "албаны -тюрки,поому что есть казахский род с таким названием",то "албан-горный,белый", то "андийское обозначение аварцев" и т.п. Но в самом слове нет ни казахов,ни горцев...а "белый", потому что соль этого цвета. В халха-монгольском признаки соли воспринимаются,например, как наличие "изморози". Поэтому,чтобы быть "албаном" нет необходимости жить в горах. В нем. Alp(e)/Alb "нагорное пастбище",Alp "кошмар,удушье" (даже кратковременное пребывание в закрытых солеварнях и копях даст подобный эффект) и больше ничего достойного внимания-всё это языковое наследие какого-то вымершего или ассимилированного этноса у которого al- означало "соль",ср. др.-греческое alo-pe:gia "солеварня,соляные копи".

Мы знаем,что из болот Германо-Скандинавского региона было извлечено немалое количество копий,на древках которых рунами было вырезано alu,никто из учёных не смог объяснить что могла эта надпись означать. Если учесть,что "соль" в монгольском и аварском проходит под значением "плата,оклад,жалование,дань,сбор податей" и т.п. (ср. с русским обычаем встречать гостей хлебом и солью),то смысл становится понятен: "прими мою соль (плату,мзду,налог)".А больше ничего и не требовалось писать. Соль должна была выступать в подобном обществе как символ "оплаты,пожертвования". Это своего рода -валюта,которая принимается везде и всеми.

Интересно,что у таких казалось бы далёких от Сев. Кавказа народов как манси и венгры,название соли считается в конечном счёте заимствованием из прасевернокавказских языков (см. Напольских В.В. "Происхождение названия соли в селькупском и угорском языках.2022)

Никакого узкоэтнического значения этот термин не имеет,он просто означает "соль" с дальнейшими семантическими сдвигами в сторону значений "сила","белый цвет","чистота","святость",ср. выражение "соль земли". Aghuan/Aghwan и Alpan -ровным счётом одно и то же. Как часто бывает в таких случаях с поиском смысла в термин ушедших эпох и поколений,мы искали нечто более великое, заманчивое, оказалось же совсем простое. А наше "великое" для них очень часто - совсем не великое. С термином "албан" можно предположить,что кто-то из армян всё же дал расклад представителям античного мира,что их-албан- этнический термин - то же самое,что и древнегреческое als,иначе они бы не описывали реалии Кавказской Албании буквально по древнегреческому словарю,где схожие слова,это и "блуждать" (alomai,alе:)  и "священный лес" (alsos) в частности в тех разделах сообшений античных источников где повествуется "блуждание адептов культа Луны в священной роще".

Внимание! Ни одним учёным до нас не было опубликовано сообщение,в котором бы обнародовались те факты,что приведены автором в качестве доказательств. Просьба,учитывать наше авторство при изложений собственных мыслей на эту тему. Мы уже сталкивались с такой проблемой,когда совершенно чуждые нам представители неких "аварских культурных обществ",а наряду с ними и всякие самозванные "тюркологи" поглощали всё,что выходило из под нашего пера,а потом приписывали результаты наших работ или себе лично или вообще непонятно кому,даже просто тюркам неопределённым,которые живут,дескать, не иначе как в Америке. 

17.06.2022


Рецензии