На пороге

     ***

     Вот мой дом. Пятиэтажная кирпичная буква "Г" выросла еще в прошлом веке на пересечении двух улиц — Старой и Лосиной. Окраина города, ничем не примечательная и совсем не знаменитая местность, частью которой я еще буду до конца июля. Впрочем, это слишком драматично. Да, я здесь рос и этот факт не стереть, но на будущей неделе этот дом, этот перекресток придется покинуть. Согласно плану, дом наш готовят под снос. Что тут скажешь, последние несколько лет вообще неясно, как вся эта конструкция держалась. На одной только надежде жильцов дома, наверное. Пора.
     Но, конечно, это я сейчас говорю с иронией, а когда мы только узнали о сносе — хотя никто и не надеялся, что дом наш будет стоять еще сто лет — эти первые часы или даже дни было не до шуток. Завертелись сложные мысли и даже не сразу практического характера, вроде "что взять, куда нас переселят, вывезти ли на дачу паркет или уж бросить". Это ведь родной дом. Не первый, но родной — именно он. Как мы в нем жили, кто к нам приходил в гости, как мы вешали дедушкины часы на кухне, как варенье варили из айвы — все внезапно поднялось, как пыль с хлама на антресолях. А еще в зале под окном вынимается половица — там с незапамятных времен на новый год принято было прятать записки на год вперед. А эти обои! Где теперь такие возьмешь, красивые, бумажные, ароматные, розетками и ромбами. Не срывать же их на память. Хотя, почему нет…
     Сегодня 22 июля, второй день неторопливых сборов. Вы когда-нибудь пробовали перебрать содержимое шкафа, который старше вас втрое? Не советую приступать, если в вас живет антиквар или, по крайней мере, скопидом. Также не советую, если такие наклонности есть у вашей матери, иначе вам придется составлять обширную опись с примечаниями о сохранности каждой маленькой штуковины. С последующим глубочайшим анализом — брать вещь в новый дом или проститься с ней.
     Хотя, не буду греха таить, от этого процесса можно получить удовольствие. Чайные коробки. Коробки из-под печенья. Пара флаконов от духов. Альбомы с рисунками, на которых люди с носами в виде валенок и руками-ветками, и фотографиями, где вы якобы умильно воруете сахар. Полторы пары туфель — и хотя две туфельки сохранили друг друга, третья же предпочла гордое одиночество. Цвет знаете какой? Не бежевый, не желтый, а такой какой-то палевый. Такое не увидишь ни на одной барышне на улице, да и никто сегодня не поймет, что это за цвет такой — “палевый”. Туфли эти, вообще говоря, нашему семейству принадлежат?
     Кстати, мы не первые жильцы этой квартиры. Мы въехали сюда лет 18 назад, я помню эти дни. А до нас здесь жила старушка, Ольга Марковна. Я познакомился с ней еще мальчиком. Представьте мое удивление, когда родители привезли меня сюда и всё раскрылось. Впрочем, если подумать… Она ведь была волшебницей.

     ***

     Так, мы разобрали два скрипучих гардероба и один буфет. Сейчас все наши усилия сосредоточены на книжных шкафах, здесь так быстро не управишься. В солнечном свете, который попадает через окна, стоит пыль, очень-очень медленно кружась. Есть ощущение, что в ее химическом составе есть что-то особенное, какой-то ноотроп или вроде того. Я не специалист, но вся эта возня почему-то заставляет работать память; иногда я просто подвисаю посреди дела, потому что в голову приходят картинки из прошлого.

     Мы переезжали из соседнего района, который был поскромнее, чем этот. У нас было всё, что нужно для спокойной жизни и мирного выращивания потомства, а здесь всегда было как-то гуще, здесь было интереснее гулять, искать развлечения. Конечно же, много времени я проводил на здешних улицах. И вот, во дворе одного из домов на балконе второго этажа как-то я заметил старушку, у нее была длинная седая коса и странный головной убор, похожий на колпак. Она колдовала.
     Мы приучены к волшебству, нас трудно этим ошарашить, хотя, конечно, магию не найти на каждом углу. Маги не колдуют в метро или в кафе, они редко упражняются на бульварах и в парках. Статистика говорит, что каждый пятый — волшебник. Я не знаю, так ли это, но до этой старушки магов я еще не встречал. Надо ли говорить, что меня заворожило то, что я видел. Вокруг волшебницы кружились какие-то светящиеся круги, некоторые сливались и падали, разбиваясь об плитку на полу балкона, другие медленно выцветали, третьи подпрыгивали на месте и менялись местами, как будто играли друг с другом. В какой-то момент мне показалось, что я взлетел и наблюдал за волшебством с совсем короткого расстояния, буквально мог дотянуться рукой.
     Но вдруг меня окликнула кошка, которая проходила мимо. Я немножко испугался, захотелось зажмуриться, но я посмотрел на неё, и она снова что-то мне сказала. Я заметил, что на её передних лапах — черные “носочки”, а остальная её шерсть полосатая. Потом она пошла к дому и, воспользовавшись деревом, словно лестницей, забралась аккурат на балкон второго этажа. Там, конечно, уже никого не было, а кошка скрылась в темноте комнаты, скрывающейся за кружевной занавеской.
     Два чувства я испытывал в тот момент: досада, что я испугался кошки, и безумное любопытство. Я решил, что расспрошу родителей про волшебников, когда приду домой. И, конечно же, вернусь в этот двор опять.
     Оказалось, родители знают о волшебстве совсем немного. Вот, что мне удалось выяснить. Во-первых, до конца не понятно, как именно кто-то становится волшебником. Обычно это проявляется само, то есть человек рождается с каким-то магическим потенциалом. Попытки же научиться колдовать вопреки “зову” (про магию есть такие же самоучители, как и про игру на гитаре), как правило, неудачны. Но есть свидетельства о том, что волшебник может наделить другого человека своими способностями, короче, — это такой вирус, только непонятен механизм его передачи. Во-вторых, магия редко решает какие-то прикладные задачи и редко связана с трансформацией физического мира. Словом, себе нельзя наколдовать денег или заставить заболеть противного человека или (по крайней мере, надолго) остановить дождь, когда очень нужно выйти по делам. А зачем тогда нужна магия, родители не смогли объяснить. А мне, честно говоря, это и не было важно, потому что мне бы было вполне достаточно, чтобы вокруг крутились светящиеся круги. Но я не маг.

     ***

     Знаете, иногда долго живешь с человеком и тебе начинает казаться, что ты хорошо его узнал. Но в какие-то моменты, когда он оказывается в совсем новых или хорошо забытых условиях, он выдает что-то неожиданное. Моя мать, страдающая, как мы уже успели понять, легкой формой скопидомства, готова отдать все наши книги в библиотеку. Как в человеке сочетается одновременно кромешная боль от мысли о расставании с хрустальной креманкой и такая легкость, с которой она произносит: “У нас такие прекрасные книги, мы отдадим ВСЕ в библиотеку!” Конечно, эта святая женщина не запретила утащить те книги, которые мне особенно дороги. Одна из этих книг — подарок. Если точнее, мне было позволено взять любую книгу с полки и забрать ее себе. Владелицей той самой полки была Ольга Марковна.

     Увлеченный тайной, я усердно проверял двор, когда гулял неподалеку, но застать волшебницу удалось мне далеко не с первого раза. Картина предстала несколько иная, чем в первый раз. Теперь вокруг старушки клубился туман, он переливался разными цветами, иногда блестел и производил тихие мелодии, которые перетекали одна в другую. Я сразу огляделся в поисках кошки, кажется, в этот раз я готов не быть застигнутым врасплох. В этот раз я был смелее и подошел поближе к балкону. У старушки были закрыты глаза и она плавно покачивалась внутри мерцающего облака. Глубокий вдох — и я посылаю слово “здравствуйте” лететь на второй этаж. Увы, меня не слышат. Может, туман непроницаем для шумов, которые производит мир вокруг. Я пробую еще раз — снова осечка — и отступаю.
     Вдруг чувствую, как ко мне ластится та самая кошка, которая при первой встрече была куда более строга. Она, похоже, меня узнала, но уже не хочет пугать, а хочет познакомиться поближе. Я ее легонько глажу, потом она останавливает мою руку своей лапой в носочке, медленно моргает и уходит домой.
     На мою удачу на следующий день я вновь встречаю старушку, но уже в другой обстановке. Она сидит на лавочке недалеко от подъезда, а рядом сидит кошка.
     — Здравствуйте, юноша, — её голос звучит очень вежливо, но как будто неприступно.
     — Добрый день, — отвечаю я, радуясь мысленно, что голос не звучит сбивчиво.
     — Кассиопея рассказала мне о тебе.
     Мои глаза смотрят то на старушку, то на кошку. Кто-то из них, кажется, Кассиопея.
     — Кася, это же тот мальчик, который наблюдал, как я колдовала? — Очень мягко спрашивает кошку хозяйка. В ее вопросе нет и тени претензии ни к кошке, ни к мальчику. Кошка отзывается и старушка вновь обращается ко мне. — Так вот, я вижу, ты удивлен. Честно говоря, я давно уже не сталкивалась с таким ошарашенным взглядом. — Слышен едва уловимый смешок в ее голосе. — Ведь у нас сейчас как… Ну, колдовство, и ладно.
     — Да... я… такого еще не встречал никогда.
     — Это пока. Ну, скажи мне, тебе интересно послушать про магию?
     — Конечно! Ну, я уже немножко о ней знаю, — я хотел показать, что я не совсем балбес, но, кажется, именно это и вышло.
     — Так тем лучше! Пойдем. — Старушка положила руки на колени, чуть наклонившись, встала и бодро побрела рядом со мной. — Я Ольга Марковна.
     Мы пошли в подъезд, а Кася побежала привычным способом. Мы поднялись на второй этаж, нам нужна была правая деревянная дверь. Ольга Марковна открыла замок ключом, хрустящие звуки при каждом повороте разносились по подъезду. Я почувствовал мурашки.
     Внутри было очень чисто, всё излучало тепло — так казалось из-за обилия дерева, из которого здесь было сделано много всего, и из-за цветовой гаммы. Во всех комнатах, их было три, стояли горшки с цветами. Не уверен, что все они известны ученым. Под потолком висели полочки, которые соединялись веревочками — это был аттракцион Каси. Мы прошли в самую большую комнату, ту, где был балкон. Мне было предложено сесть на стул рядом с обеденным столом, Ольга Макаровна заняла кресло под торшером, Кася запрыгнула на полочки и удалилась по делам, в конце концов, она про магию знает всё, что ей нужно. От чая я вежливо отказался, я ждал рассказа о волшебстве. Как растения преобразуют солнечный свет в питательную энергию, я так же готов был не есть и не пить, а набираться сил только лишь от того, что мне открывают.
     — Я узнала, что во мне есть магические способности, когда мне было 15 лет. В круге ближайших мне людей не было таких, как я. Я встречала волшебников раньше, но не могла ни о чем их расспросить — это было для меня чем-то слишком личным.
     — И как вы колдовали?
     — В сущности, никак. Иногда выходило что-то спонтанное, но было сложно понять, как подступиться к этому. Спустя годы, когда у меня появился муж, оказалось, что его сестра — тоже волшебница. Она стала моей близкой подругой и помогла мне разведать эту способность.
     — Так а... а зачем нужна магия вообще? — Не удержался я от вопроса.
     — Знаешь, я не могу ответить тебе за всех. Волшебство у каждого своё. Вот, например, моё позволяет мне бывать в разных точках планеты и наблюдать удивительные вещи и явления.
     — Хм… то есть… это как если бы вы ездили в тур… турпоездки? - Я чуть-чуть недоумевал.
     — Немного похоже, но знаешь, в чем отличие?
     — В чем?
     — Когда я в другом месте, я — это не я.
     — Как… это как?
     — Я становлюсь другим человеком, который знает это место, как ты знаешь свой родной дом. Я думаю на других языках и я понимаю абсолютно всё, даже то, о чем вовсе не говорят.
     — Вы знаете туземский?! — Мне казалось, из всех языков я нашел самый невероятный, чтобы о нем спросить.
     — Знать не знаю, но благодаря магии могу понимать, — на уголках губ Ольги Марковны появилась улыбка.
     — Ничего себе! А что еще?
     — Хм… Я бывала на корабле в шторм, наблюдала, как строится Эйфелева башня, возделывала рис в Японии…
     — Ух тыыы! — Протяжно завёл я, не дав договорить Ольге Марковне. — А как, как это вы делаете так?
     — Сейчас мне достаточно о чем-то очень настойчиво подумать, и магия свершается. Раньше, конечно, было не так просто. Ты видишь, какая я седая уже… Долго я училась, это не школу и даже не институт закончить. — Подытожила волшебница.
     — Школа — самая долгая на свете вещь! — Выпалил я.
     — Конечно, сейчас ты думаешь так, и ты прав.
     — Ой… это я просто задумался. Интересно, конечно, вы живете…
     За беседой прошел, наверное, час или два, Ольга Марковна понемногу делилась тем, как она живет с магией рука об руку. Когда темп разговора стал убавляться, я вспомнил про реальный мир и начал озираться по сторонам, изучать артефакты, которыми окружен в своей жизни волшебник. Ничего непривычного в глаза не бросалось.
     — Я хочу, чтобы ты кое-что сделал. — Прервала мои поиски Ольга Марковна.
     — Что?
     — Подойди к этому стеллажу и выбери книгу. Любую. Её ты можешь унести домой.
     — Да вы что! — Я смутился.
     — Ты брось… Мне хочется тебе что-то хорошее сделать.
     Стеллаж буквально распирало от книг, я принялся сканировать каждую полку. Где-то мне не нравилось название, где-то были некрасивые корешки. А вот эту — с корешком цвета темной хвои, как у елки — я решил взять. Называлась она “Минералы и горные породы”. Я открыл, там были цветные картинки и небольшие описания к ним. Я был доволен.
     — Спасибо большое.
     — На здоровье, юноша.
     Как только мы закончили с книгой, машинально посмотрели в окно — там темнело. Мне нужно было еще ехать на автобусе до дома, поэтому я понимал, что нужно уходить.
     — Ольга Марковна, мне надо домой, наверное, а то мама станет волноваться, она такая…
     — Да, я знаю. Конечно, ступай. Давай я провожу.
     Стоя у двери, Ольга Марковна легонько похлопала меня по правому плечу, уже приготовилась попрощаться, но тут резко побежала в дальнюю комнату, попросив подождать. Вернулась она с маленькой коробочкой, отдала, сказав, что это подарок, и пожелала мне спокойной ночи. Снова я замешкался, ничего не успел сказать, кроме “до свидания”. И вот — я уже по ту сторону двери.
     Пока я ехал домой, в голове ворошились вопросы, которые я забыл задать Ольге Марковне. Почему-то я не узнал, здесь ли она родилась или сколько ей вообще лет, откуда у нее Кася и как она придумала такое имя. Человек состоит из такого количества деталей, что их едва ли можно узнать все за один разговор. Но, несмотря на эти размышления, по мне разливалось тепло от всего того, что я сегодня пережил и узнал. Стало сильно клонить в сон, домой я добрел уже почти машинально, а потом очень быстро заснул. Коробочку с книжкой оставил лежать на полке над кроватью.

     ***

     “Я знал, что здесь будет сложнее всего, ну почему же я оставил свою комнату напоследок?” — думал я в предпоследний день перед переездом. Я окинул взглядом фронт работ: в комнате у меня два шкафа, тумбочка, несколько полок, рабочий стол, кровать, а еще стены, на которых я развесил уйму всего. Закатав рукава рубашки, я принялся за работу. Под кроватью я нарыл коробку со школьными тетрадками — оценки там, конечно, не ахти. В шкафу отыскал футболку с рваными рукавами и самодельной бахромой по низу — я явно пытался в ней кем-то казаться. Смешно. В одном из ящиков стола лежал желудь с самого старого дуба из тех, что растут рядом с университетом. Я его прикладывал к голове, когда готовился к экзаменам, — это особая студенческая магия, которая, к сожалению, не срабатывает. И книжка про минералы вместе с коробочкой…

     Прошло какое-то время после разговора с Ольгой Марковной, и вот родители сказали мне о переезде. Начиная с их объявления, всё было очень стремительно, максимально заточено на скорость — быстро собраться, быстро съехать, быстро разложить вещи, чтобы можно было начинать жить в условном комфорте. Близился новый учебный год, в неустроенном быту было бы сложно.
     Так мы оказались в ее квартире. Я до сих пор не знаю, куда именно она делась и как так вышло, что родители выбрали именно это жилье, и почему все получилось так быстро, но факт остается фактом. Вообще для детей время бежит очень быстро, поэтому, видимо, всяческие новые обстоятельства жизни вытеснили из моей головы эти вопросы. Я думаю… или надеюсь, что она сделала еще один шаг в освоении своей магии — и теперь переместилась куда-то целиком, а не только сознанием.
     Самое невероятное, что через дня три после нашего переселения пришла Кася. Пришла и осталась. Мама посчитала, что это добрый знак, а папа просто был любителем кошек. Она пробыла с нами достаточно долго, но потом тоже ушла. Найти ее нам не удалось.

     ***

     Сейчас 29 июля, без чего-то 10 утра. Наша квартира почти пуста, самую мелочь осталось забрать. Я оглядываюсь по сторонам. Весело, как выгорают обои на солнце — под картинами совсем другой цвет сохранился. Вот думаю, оторвать что ли кусочек себе. И можно еще одну плашку паркета забрать заодно, для комплектности. Тоскливо на душе.
     А ведь я утаил, почему особенно беспокойно покидать мой дом.
     В моей руке книжка про минералы. В другой — коробочка. В книжке на форзаце — послание от Ольги Марковны. В коробочке — кусочек рутилового кварца.
     Дело в том, что я теперь тоже волшебник. Не совсем так. Когда я покину дом и его снесут, я им стану. Об этом написала мне Ольга Марковна, я прочитал это уже после переезда в эту квартиру. Камень оказался чем-то это наподобие амулета. Я не до конца уверен, то ли она увидела, что во мне есть магические способности, то ли она передала мне часть своих. Но я, выходит, нахожусь на пороге чего-то нового. И в буквальном смысле с этой новой квартирой, и образно тоже. Если честно, я очень рад, счастлив даже, может быть. За эти годы я видел магов, они меня всегда интриговали чуть-чуть, но во мне — правда! — не было смелости надеяться, что я такой, как они. Но хотелось, чего и говорить. А теперь это данность. Да, и я понимаю, что пока стены этого дома целы, я еще не волшебник, но...
     Я знаю, как это будет. Я видел, как сносили дом неподалеку. Внешние стены колупали ковшом, постепенно обнажая комнаты. Голубые, жёлтые, с плиткой, с какими-то плакатами и календарями. В одной из комнат даже нашёлся велосипед, его пытались достать из груды обломков, но он не поддался, потом и его засыпало. И вот так, стена за стеной, дом исчезнет. Он превратится в пыльную горку кирпичей и всякого хлама, потом и это вывезут. Выходит, с каждым упавшим на землю кирпичом я изнутри буду все больше и больше наполняться магией. Или это будет вспышка — и все поменяется резко. Интересно, я что-нибудь почувствую? Мне даже немного боязно. Но одно знаю точно — в том, что передала мне Ольга Марковна, не может быть ошибки.


Рецензии