Об искусстве художника

Произведение искусства – это подобие творения мира, которое когда-то совершил Создатель. Творение художника требует определённого состояния духа и подъёма души.

Но творить шедевры возможно лишь тогда, когда душа художника готова наполнить полотно светом. Имеет смысл творить подобие божественного мира и гармонии в нём, так как творение тьмы убивает душу и тело художника.

В художественном произведении должно быть присутствие Создателя. Причём, главная цель произведения – не развлекать и удивлять, а открывать в душах человеческих источники творчества, понимание жизни. Если произведение не делает этого, то оно не искусство, а ремесленная поделка.

Произведение искусства – это модель мира, способная оздоровить его, если души человеческие захотят её воплощения на Земле.

Озаряя светом своих произведений темные стороны жизни, художник обязан вызвать в зрителе творчество здорового мира, наполненного божьим Светом.

Если этого не происходит, значит, художнику не хватило либо умения, либо понимания, в чём состоит истинная цель искусства.

Жанры художественного творчества – достояние и наполненность души, а не разума мастера.

Пейзаж — это восхищение окружающим человека миром, сотворенным Создателем с любовью и терпением.

Натюрморт — это любование отдельными предметами и их сочетаниями.

Элементами натюрморта должны становиться предметы, созданные Господом (природой) и человеком: такое сочетание найдет в душе зрителя место скорее, нежели если предметы все сотворены человеком. Ибо творческое родство Создателя и создания его более очевидно в натюрморте, составленном из природных и рукотворных элементов, а родство с Господом греет душу зрителя.

Портрет – это своего рода суд над человеком, где должна проявиться суть его души – сколько в ней Господнего Света заключено.

Жанровые сцены, описывающие какие-либо события в динамике – одна из самых сложных вещей. Ведь цель искусства состоит в создании модели мира в душе зрителя. Но эта модель должна вначале возникнуть в душе художника, а удастся ли ее воспроизвести в зрителе – зависит от степени его мастерства.

Пути достижения желаемого могут быть различны. Но если сам художник ясно представляет себе некий одухотворенный мир, то от него требуется эту мыслеформу положить в основу создаваемого произведения.

Изображение состояния мира, порождающее глубокую и острую тоску по нему, могут зародить в зрителе мыслеформу, заложенную в основание произведения. И если сия мыслеформа возникнет в сознании многих зрителей, то со временем, она будет воплощена в жизни.

Настоящее искусство по силам только тем художникам, кои черпают впечатления из своей души, запечатлевшей мир, из которого она и произошла.

«Высший пилотаж» художника: попытаться в своем творчестве соединять мимолетное с вечным, ища в мимолетном вечное.

Произведение искусства должно быть ясно душе созерцающего, иначе она останется глуха к нему. Восхищение суррогатами – оценка разума, а не души, которая в этом случае молчит.

Душе требуется Свет, излучаемый произведением художника. На Свет отзывается душа, ибо лишь истинное трогает её.

Трогает душу нечто соответствующее изначальному, вложенному Господом в человека, и задача художника – постараться это выразить на картине.

Художник неожиданно для самого себя написал лик Господень. «Отныне, - сказал Господь ему, - я буду тебе помогать творить не только то, что ты видишь вокруг себя, но и мир горний». «Я не знаю, как он выглядит, - смутился художник. – Как могу я изобразить то, чего никогда не видел?» «А как ты изобразил Мой лик?» «Не знаю», - ответил художник. «Не ты его изобразил, - ответил Господь ему, - а твоя душа водила твоею рукой. Она знает все, ибо она часть Меня. Потому ничего не бойся – твоя душа теперь проснулась для горнего мира, и она поможет твоей руке изобразить его на полотне».

Творчество великого художника должно стать постоянно совершенствуемой попыткой выйти самому и вывести зрителя из рамок обыденного, зримого и узнаваемого мира к иным горизонтам на уровень глубоких чувств для восприятия мира куда более грандиозного и гармоничного.

При этом мир на полотне, проступающий сквозь земные реалии, должен быть живым, а не символом или какой-нибудь непонятной бестолковой идеей.

Микеланджело Буонаротти умел передать такой мир. В его фигурах, выступающих из камня, местами неотесанного, был явственно ощущаем акт творения. Он умел дать лицам выражение узнавания земного мира, будто они вышли из Космоса и только что увидели Землю.

Леонардо да Винчи так умел передать Небо, что оно ощущалось как живое. Земные пейзажи он сумел окружить воздухом, который словно струится с Неба.

Чюрленис искал Небо на Земле, и его зыбкие границы взаимопроникающих миров довольно удачны.

Рокуэлл Кент умел штрихом ввести Небо в гравюру. Этого искала его душа, и ей был послушен резец в руке.

Природа человека требует источника вдохновения. Искусство должно заставлять расправлять крылья человеческой души. А иначе зачем оно нужно?


Совместно с Верой Матушкиной


Рецензии