Мой дядя игумен Игнатий ждал меня на Святой земле

 На фото: Израиль. г.Хеврон. Игумен Игнатий (Иван Ракша 1900-1986г.) у Дуба Мамврийского.   

 «Мой дядя игумен Игнатий ждал меня на Святой земле»
       (публикация из газеты "Крестовский мост")

Более полувека работает в литературе Ирина Ракша, она автор многих книг, сценариев, лауреат престижных премий. В её жизни было много удивительных встреч и ярких историй. А каждое паломничество приносило необычные дары.

Семейная тайна
— Ирина Евгеньевна, когда начались ваши паломнические путешествия с неожиданными открытиями?
— К первой поездке на Святую землю меня подтолкнул давний рассказ отца. Когда я ещё была студенткой ВГИКа, он под большим секретом рассказал мне, что в библейских краях, в Израиле, у нас есть близкий родственник — мой дядя Иван Ракша(1900-1986), в прошлом белый офицер. (Мой папа был коммунист, танкист- орденоносец, участник ВОВ, затем учёный агроном-изобретатель и было опасно обнародовать, что в его родне есть эмигранты). С 1940 по 1986 год Иван Ракша был игуменом Игнатием в храме, построенном им самим у дуба Мамврийского. Игумен делал всё для сохранения этого библейского дуба, под которым святой Авраам встречал в древности Святую Троицу. Сейчас об отце Игнатии пишут как о праведном старце, которому дважды являлась Богородица.
Как только появилась возможность свободно выезжать за границу, я в числе первых паломников отправилась на Святую землю. Добралась до Хеврона — места служения игумена Игнатия. Побывала в его храме. Это было уже через пять лет после его кончины. И я услышала рассказы о том, что на его могиле происходят чудеса. Я встретилась со старцем Георгием, келейником моего дяди, бывшем с ним рядом всю жизнь ещё денщиком со времён белой гвардии. И старчик Георгий в своей келье сказал мне: "А ведь он знал, что ты есть. Он знал, что ты приедешь к нему сюда, он ждал". Келейник подарил мне принадлежащие игумену вещи: документы, часы, очки, кору Дуба Мамврийского, а главное, Евангелие от Матфея.   
— А кроме этих великих реликвий, привезли вы с собой что-то ещё из той памятной поездки?
— Да, был ещё один подарок дорогому мне человеку, недавно ушедшему от нас. Мы ведь тогда побывали и в храме Гроба Господня, и на Голгофе, и в храме Святой Екатерины в Александрии, были на вершине горы Моисея, где перед ним поднялась Неопалимая Купина. Настоятель разрешил нам взять по листочку Купины Неопалимой, который я привезла в Москву. Я этот листочек засушила в Евангелии и потом по¬дарила тогдашнему моему духовнику отцу Димитрию Смирнову. Он его обрамил и передал в воскресную школу.

Долгий путь из Бари в Москву

— Какой из паломнических даров можно назвать самым необычным?
— Их много. Вот, например, после одного из моих паломничеств на Святую землю уже в Москве ко мне домой приехал Па¬вел Васильевич Флоренский, внук знаменитого богослова Павла Александровича Флоренского. Он тогда возглавлял церковный отдел по исследованию чудес. Я ему привезла в пузырьке ватку, которой промокала мироточащие иконы. Для него это был очень значимый подарок.
— Вам приходилось и сопровождать дары, которые принимала церковная делегация, в составе которой вы паломничали?
— Да, в Италии, в Бари, духовенство нам передало в дар большую, в человеческий рост, икону Николая Угодника, вывезенную из России в годы революции казаками. На пароходе икону разместили в музыкальном салоне, и паломники всю ночь по очереди по часу читали там псалмы, молились, чтобы, например, на Украине прекратилась засуха, которая была в то время. И дождь, действительно, хлынул (и спас урожай) перед нашим прибытием в Одессу. А из Одессы в Москву эта икона попала только через два месяца. Духовенство перевозило её для встреч с православными по всем крупным храмам, которые были на пути к Киеву, а потом к Москве. Сейчас эта икона Чудотворца находится в храме Христа Спасителя.

«Я видела схождение Огня»

— Вы говорили, что привезли со Святой земли яркие впечатления для творчества. Вы имели в виду свою новеллу «Пятое Евангелие»?
— Конечно, присутствие на схождении Благодатного огня само по себе было чудом. Нам тогда посчастливилось заночевать в храме в подвале, в приделе Святой Елены, поскольку с нами был местный православный монах. Кто-то молился, кто-то дремал прямо на полу, а ранним утром, в день схождения огня,  услышали крик «Поднимайтесь наверх в придел Лонгина, здесь чудо!» Мы по лестнице поднялись в Храм. В приделе Лонгина высоко на стене на большой иконе Спасителя в терновом венке увидели чудо - с его колен  медленно стекали капли крови. Мы были ошеломлены. Стояли заворожено.
А через некоторое время, ближе к полудню, распахнули двери храма, сотни и сотни паломников устремились к Кувуклии. Я умудрилась забраться с тридцатью тремя  свечами в руке(по годам жизни Иисуса) на балюстраду-подставку колонны и несколько сверху хорошо видела всё происходящее. Такие свечи были в руках у всех бывших в храме. И трижды обойдя с Крестным ходом Кувуклию,  Патриарх вошёл внутрь и был там заперт для встречи с Благодатным огнём. Воцарилась полная тишина. Воздух повлажнел, как перед дождём в грозу. Я даже на руках ощущала эту влагу. В храме потемнело. Все ждали этого великого Божьего чуда. И правда, вскоре в темноте храма справа и слева над нашими головами, и даже вверху под куполом храма заметались огни, похожие то на вспышки, то на лучи неземной голубой молнии. Это длилось какое-то неощутимое мной время. И вдруг в стене Кувуклии, в малом оконце появился яркий, золотой свет живого огня. Храм огласился общим возгласом ликования, радости многотысячной толпы. Сошёл, сошёл Дух Святой, Благодатный огонь! И зажигаясь от руки к руке, от свечи к свече потёк по всему храму среди христиан. И вот уже я держу огонь в своих руках. Я радовалась как девчонка, подносила его к лицу, волосам, он ласкал, нисколечко не обжигая. Это было невероятное чудо... «Пятое Евангелие» я писала, вновь и вновь переживая увиденное и пережитое.

Вопросы задавала И. КОЛПАКОВА


Рецензии