6 этапов начального служения Богу

***


( Фундаментальные принципы духовного развития верующего неофита,
не зависящие от конфессиональной принадлежности.)



1. Ложный энтузиазм.

Человек действует с энтузиазмом, у которого нет правильной основы.
Не хватает духовного знания и опыта. Человек движим гордостью,
ложно самоуверен, считает, что уже достиг святости. Поэтому его
первоначальная активность в служении Богу начинает постепенно
прерываться. И наступает следующий этап.

2. То густо, то пусто.

Верующий то вдохновлен и действует с энтузиазмом, то становится
совершенно безразличным к служению Богу. У человека нет настоящего
вкуса к духовной практике, поэтому он прилагает сверхусилия,
которые как ему кажется решат проблему. Но проблема не уходит.
В тот момент, когда практикующий начинает осознавать это, он
задает себе закономерный вопрос: «Почему так происходит?».
Переход на следующий этап знаменуется попытками выяснить,
в чем заключается причина его нестабильности.

3. Я не на своем месте.

Это первое, что приходит  верующему в голову: «Я не на своем месте,
поэтому не могу стабильно практиковать.» Сомнения и непостоянство
разрывают человека. Он ищет их внешнюю причину:
не то место, не те люди, не то служение, не тот храм, не тот наставник,
не тот у меня социальный статус, не та религия,- часто и такое бывает -
мне не подходит то и это и т.д.

До определенной степени внешние факторы могут быть объективными, но их
всегда нужно сверять с наставлениями святых, духовников и священных
писаний, чтобы избежать манипуляций со стороны своего необузданного ума.
Поэтому очень важно действовать под опытным руководством, чтобы
постепенно очистить ум от загрязнений низшими побуждениями.

В сущности причина метаний и сомнений человека — это нетерпение,
продиктованное страстью, то есть желанием поскорее достичь духовной
зрелости. Важно сознательно культивировать терпение или благость,
внешне и внутренне. В этом помогает забота о физическом здоровье,
следование религиозным принципам или заповедям, общение со святыми
и просто опытными старшими, изучение священных писаний.

Человек может сменить место жительства, сделать выбор в пользу семейной
жизни или монашества, поменять работу, общину, круг общения и много
других вещей, но в тот момент, когда он посмотрит на проблему
более трезвым взглядом и «копнет» глубже, то окажется, что все
его беспокойства - имеют именно внутренние причины.
В действительности, он не может контролировать свои чувства
(желания, побуждения и поступки). Это осознание позволяет
человеку перейти на следующий этап.

То есть на данном этапе верующий принимает какие-то важные
решения, которые повлияют на формат его дальнейшей практики.

В конечном счете духовная практика призвана сделать нас
счастливыми, поэтому нам необходимо будет найти то место,
в котором мы будем наиболее духовно сильны, сможем спокойно и
сосредоточенно практиковать духовную жизнь. В противном случае
все силы будут тратиться - на борьбу с побуждениями ума.

Поэтому очень важно определить свой реальный духовный уровень
и действовать в соответствии со своей духовной квалификацией.

4. Объявление войны внутренним врагам души.

Обнаружив реального врага — свои чувства и ум - верующий человек
тут же объявляет им войну. Понимая, что жажда материальных
наслаждений насильно увлекает его ум и ослабляет его решимость
постоянно служить Богу, он решает раз и навсегда покончить
со своими материальными привычками (например, больше никогда
не переедать…) и принять прибежище в молитвенной жизни.
Но зачастую такие попытки отречься, на данном уровне,
заканчиваются тем, что человек еще больше привязывается к тому,
от чего хотел отказаться.
О таком человеке священные писания говорят:

«Мой преданный, в котором пробудилась вера в рассказы обо Мне,
испытывает отвращение ко всем видам материальной деятельности,
понимая, что удовлетворение чувств ведет к страданию. Но несмотря
на все его усилия, иногда он все же оказывается не способен
совладать с вожделением и делает то, что в конечном итоге
приносит ему страдания. Такой преданный должен покаяться
в совершенной ошибке и продолжать поклоняться Мне
с любовью и верой».
(Шримад-Бхагаватам 11.20.27-28)

Служение Богу с энтузиазмом - позволяет контролировать чувства.
Поэтому самое важное - это прикладывать усилия в направлении
служения, тогда контроль чувств станет естественным.

Итак, здесь идет
упорная борьба со своей глубоко укоренившейся склонностью к
чувственным наслаждениям, в которой человек иногда побеждает,
а иногда терпит поражение.


5. Неспособность следовать принятым обетам.
   Неспособность улучшить свое служение.

На этом этапе искренний верующий направляет свои усилия
не на борьбу с чувствами, а на позитивные аспекты духовной практики.
Он усиливает их и дает разного рода обеты: больше повторять молитв
и осознаннее, предлагать больше поклонов, выполнять больше служения,
не говорить на посторонние темы и т.п.

Но проблема заключается в том, что верующий все еще рассчитывает
на собственные силы, а не на милость Господа. Он думает, будто
справится со своими проблемами самостоятельно.

На этом этапе важно понять, что все - является милостью Господа
и начать искренне, глубоко молиться Ему. Нужно перестать надеяться
на себя, обрести терпение и глубоко погружаться в молитвенную жизнь.
На этом этапе - человек вручает себя Господу. И когда с помощью
священных писаний, наставников и святых он преодолевает сложности
данного этапа, он переходит на следующий.

Стоит отметить, что духовная практика на каждом этапе подразумевает
естественную работу над эгоизмом(гордыней). Без попыток его уничтожить,
что непременно приведет к плачевным результатам. И без попыток оставить
все как есть, ничего не меняя.

Духовная работа над эгоизмом - эта такая практика, которая позволяет
постепенно его забыть, а вместо этого осознать свою вечную
духовную природу слуги Господа.


6. Последний этап начального духовного развития - это когда человек
расслабляется и успокаивается в своей практике. Но начинает
наслаждаться результатами своей практики.

Так как духовная жизнь становится стабильной и соответствует
духовному уровню человека, взлетов и падений больше нет, чувства
и желания сильно не беспокоят, цель освобождения от страданий
достигнута, то человек становится очень счастливым.

Однако до подлинной цели духовной практики - до Любви к Богу
и ближнему - все еще очень далеко.

На этом уровне верующего человека ценят, любят, прославляют, за
какие-то реальные вещи. Он прошел часть пути, поэтому есть за что
уважать. И это - очередная ловушка. Последнее испытание перед
следующим этапом духовного роста - Средним Уровнем.

...Человеку сейчас уже нравится духовная жизнь, но она все еще
носит характер самодовольства. Он просто делает свою норму и не
пытается сделать больше; ни количественно, ни качественно. Бог -
отходит на второй план. Главные критерий для такого новичка –
самоудовлетворенность. Он использует плоды своей духовной
практики - для собственного наслаждения.

Если не будет придавать большого значения этим плодам и наслаждениям,
которые они приносят, то успешно пройдет шестой этап. Если нет -
то может надолго застрять и даже пасть. Чтобы пройти 6 этап
успешно - крайне необходимо опытное духовное руководство.


***

Итак, мы рассмотрели 6 этапов постепенного ослабления эгоизма или гордыни
на уровне начального духовного развития.

Духовному новичку  в течение этих этапов важно уходить от соблазна
оценивать других верующих и неверующих, вместо того чтобы следить
за собой.

Постоянно сравнивая себя с другими не в их пользу, духовный новичок,
имея все еще незрелую веру, может закончить очень печально – потерять
свои положительные качества, духовно ослабеть, вернуться
к греховной деятельности. И даже больше уже никогда не обратиться
к Богу.


***


Рецензии