6 шагов на пути к Богу

***

( Ступени духовного роста верующего неофита,
не зависящие от его конфессиональной принадлежности.)



1. Ложный энтузиазм.

Человек действует с энтузиазмом, у которого нет правильной основы.
Не хватает духовного знания и опыта. Человек движим гордостью,
считает, что уже достиг святости. Поэтому его первоначальная
активность в служении Богу постепенно ослабевает.
Этот этап может длиться от года до 7 лет,
в зависимости от индивидуальных духовных особенностей человека.
Далее наступает следующий этап.

2. То густо, то пусто.

Верующий то вдохновлен и действует с энтузиазмом, то становится
совершенно безразличным к служению Богу. Еще нет настоящего
вкуса к духовной практике, поэтому человек прилагает сверхусилия,
которые как ему кажется решат проблему. Но проблема не уходит.
В тот момент, когда практикующий начинает осознавать это, он
задает себе закономерный вопрос: «Почему так происходит?».
Переход на следующий этап знаменуется попытками выяснить,
в чем заключается причина нестабильности.

3. Я не на своем месте.

Это первое, что приходит неофиту в голову: «Я не на своем месте,
поэтому не могу стабильно практиковать.» Человека разрывают сомнения
и непостоянство. Он ищет их причину во вне: не то место, не те люди,
не то служение, не тот храм, не тот наставник, не тот у меня
социальный статус, не та религия (может на этом этапе поменять
конфессию, часто и такое бывает).

До определенной степени внешние факторы могут быть объективными, но их
всегда нужно сверять с наставлениями святых, духовников и священных
писаний, чтобы избежать манипуляций со стороны своего необузданного ума.
Поэтому очень важно действовать под опытным руководством, чтобы
постепенно очистить ум от загрязнений низшими побуждениями.

В сущности причина метаний и сомнений человека — это нетерпение,
продиктованное страстью, то есть желанием поскорее достичь духовной
зрелости. Важно сознательно культивировать терпение или благость,
внешне и внутренне. В этом помогает забота о физическом здоровье,
следование религиозным принципам или заповедям, общение со святыми
или просто опытными старшими, изучение священных писаний.

Человек может сменить место жительства, сделать выбор в пользу семейной
жизни или монашества, поменять работу, общину, круг общения и много
других вещей, но в тот момент, когда он посмотрит на проблему
более трезвым взглядом и «копнет» глубже, то окажется, что все
его беспокойства - имеют именно внутренние причины, а не внешние.

В действительности, он не может контролировать свои чувства
(желания, побуждения и поступки). Это осознание позволяет
человеку перейти на следующий этап.

То есть на данном этапе верующий принимает какие-то важные
решения, которые повлияют на формат его дальнейшей практики.

В конечном счете духовная практика призвана сделать нас
счастливыми, поэтому необходимо будет найти то место,
в котором мы будем наиболее духовно сильны, сможем спокойно и
сосредоточенно практиковать духовную жизнь. В противном случае
все силы будут тратиться лишь на борьбу с побуждениями ума.
Такой человек продолжает думать о себе, а не о Боге.
В этом ошибка.

4. Объявление войны внутренним врагам души.

Обнаружив реального врага — свои чувства и ум - верующий человек
тут же объявляет им войну. Понимая, что жажда материальных
наслаждений насильно увлекает его ум и ослабляет его решимость
постоянно служить Богу и помнить Его, он решает раз и навсегда
покончить со своими материальными привычками (например,
больше никогда не переедать…) и принять прибежище
в молитвенной жизни.
Но зачастую такие попытки отречься, на данном уровне,
заканчиваются тем, что человек еще больше привязывается
к тому, от чего хотел отказаться. Потому что он постоянно думает
о своих мирских привязанностях, а не о Боге.
Такому человеку священные писания дают совет:

«Тот, в ком пробудилась вера в рассказы обо Мне,
испытывает отвращение ко всем видам материальной деятельности,
понимая, что удовлетворение чувств ведет к страданию. Но несмотря
на все его усилия, иногда он все же оказывается не способен
совладать с вожделением и делает то, что в конечном итоге
приносит ему страдания. Такой преданный должен покаяться
в совершенной ошибке и продолжать поклоняться Мне
с любовью и верой».
(Шримад-Бхагаватам 11.20.27-28)

Служение Богу с энтузиазмом - позволяет контролировать чувства.
Поэтому самое важное - это прикладывать усилия в направлении
служения, тогда контроль чувств станет естественным.
Нужно молитвенно связать себя с Господом, тогда Господь возьмет
под контроль внутренних врагов человека.

Итак, здесь идет упорная борьба со своей глубоко укоренившейся
склонностью к чувственным наслаждениям, в которой человек
иногда побеждает, а иногда терпит поражение.


5. Неспособность следовать принятым обетам.
   Неспособность улучшить свое служение.

На этом этапе искренний верующий направляет свои усилия
не на борьбу с чувствами, а на позитивные аспекты духовной практики.
Он усиливает их и дает разного рода обеты: больше повторять молитв
и осознаннее, предлагать больше поклонов, выполнять больше служения,
не говорить на посторонние темы и т.п.

Но проблема заключается в том, что верующий все еще рассчитывает
на собственные силы, а не на милость Господа. Он думает, будто
справится со своими проблемами самостоятельно.

На этом этапе важно понять, что все - является милостью Господа
и начать искренне, глубоко молиться Ему. Нужно перестать надеяться
на себя, обрести терпение и глубоко погружаться в молитвенную жизнь.
На этом этапе - человек вручает себя Господу. И когда с помощью
священных писаний, наставников и святых он преодолевает сложности
данного этапа, он переходит на следующий.

Стоит отметить, что духовная практика на каждом этапе подразумевает
ЕСТЕСТВЕННУЮ работу над гордыней. Без попыток ее сломать и также
не пытаясь оставить все как есть, ничего не меняя.
Духовная работа с гордыней - эта такая практика, которая позволяет
ПОСТЕПЕННО ЗАБЫТЬ гордыню, а вместо этого  осознать свою вечную,
смиренную и счастливую природу слуги Господа.


6. Последний этап начального духовного развития - это когда человек
расслабляется и успокаивается в своей практике. Он начинает
наслаждаться результатами своей практики. В этом ошибка.

Так как духовная жизнь становится стабильной и соответствует
духовному уровню человека, взлетов и падений больше нет, чувства
и желания сильно не беспокоят, цель освобождения от страданий
достигнута, то человек становится очень счастливым
и ... начинает мнить из себя невесть что.
Однако до подлинной цели духовной практики - до Любви к Богу
и ближнему - все еще ОЧЕНЬ далеко.

На этом уровне верующего человека ценят, любят, прославляют, за
какие-то реальные вещи. Он прошел часть пути, поэтому есть за что
уважать. И это - очередная ловушка. Последнее испытание гордыни перед
следующим этапом духовного роста - Средним Уровнем.

...Человеку сейчас уже нравится духовная жизнь, но она все еще
носит характер самодовольства. Он просто делает свою норму и не
пытается сделать больше; ни количественно, ни качественно. Бог опять
отходит на второй план. Главные критерий "успеха" для такого новичка –
самоудовлетворенность. Он использует плоды своей духовной
практики - для собственного наслаждения.

Если не будет придавать большого значения этим плодам и наслаждениям,
которые они приносят, то успешно пройдет шестой этап. Если нет -
то может надолго застрять и даже пасть. Чтобы пройти 6 этап
успешно - крайне необходимо опытное духовное руководство.


***

Итак, мы рассмотрели 6 этапов постепенного ослабления гордыни
на уровне начального духовного развития.

Духовному новичку  в течение этих этапов важно уходить от соблазна
оценивать других верующих и неверующих, вместо того чтобы следить
за собой. Так как постоянно сравнивая себя с другими не в их пользу,
критикуя и осуждая других, духовный новичок, имея все еще
незрелую веру, может закончить очень печально – потерять
свои положительные качества, духовно ослабеть,
вернуться к греховной деятельности и совсем уйти в мир.


***


Рецензии