Поэт-молочник

«Я тот, кто о нездешних странах
Поёт и грезит из веков.
Брожу в полях, лесах, туманах,
Вникая в шёпот тростников».
В.  Козлов.  «Поэт»

                Открытие поэта

Мы очень много теряем в духовном развитии, равнодушно проходя мимо полок со стихами, не интересуясь этим уникальным видом искусства и легкомысленно относясь к поэзии и признаниям поэтов, думая, что это всё красивые слова и игра воображения стихотворцев. Впасть в такое легкомыслие  легко, потому что людей способных проникнуть в мир поэзии очень и очень мало, да и этих немногих  в последние годы отпугивает обилие современных поэтов и их произведений.
Исчезли цензура и фильтры писательских союзов, барьеры редакционных  коллегий издательств, трудности книгопечатания, и лавина жаждущих самовыражения  и признания самодеятельных поэтов и просто стихоплётов  сошла в Интернет. Сегодня на самом популярном стихотворном портале (Стихи.ру) зарегистрировано почти 900 тыс. авторов и опубликовано более 55 млн. стихов: поди разбери кто есть кто - необозримое множество. Только пишущих под фамилией Козлов, героя этой статьи насчитал там более двух десятков…
Есть чего бояться: в этом океане легко утонуть и навсегда отбить охоту читать стихи. Можно конечно обратиться к проверенным временем классикам, поэтам Золотого и Серебряного века русской культуры, там найти своих художников слова или к получившим признание поэтам советской и постсоветской эпохи, но  для обращения к их творчеству  нужна культурная среда, осознанное духовное стремление и подготовка читателя. Какой-то случай, что-то должно произойти судьбоносное, чтобы вы осознали: без поэзии  ваша жизнь будет неполноценной... Так перст судьбы указал мне на Игоря-Северянина, Николая Гумилёва, Ивана Бунина, Сергея Таратуту, И.И. Тимченко, других поэтов и вот совсем недавно - на Владимира Козлова… Все они стали участниками моей духовной биографии, вдохновителями и соавторами моих работ...

Кроме обилия стихотворной продукции, другим естественным психологическим барьером, останавливающим   людей на полпути к поэзии, и позволяющим им думать о поэтах, как о краснобаях, ловко и складно играющих словами, служит отсутствие понимания огромного различия  в душевном развитии талантливых поэтов и большинства читателей. Это различие и выделяет их из толпы, ставит в ранг небожителей, приводя в душевный трепет поклонников (в особенности поклонниц). Поэты в отличии от всех нас обладают необычайной тонкостью чувств, необыкновенной чувствительностью органов слуха, зрения, обоняния, осязания и вкуса, а также способностью запоминать все ощущения, поступающие в их душу из внешнего материального мира.  У некоторых особо талантливых присутствуют еще и способности сверхчувственного познания, способность грезить наяву, ясновидение. Ворожа над этими ощущениями, чувствами и переживаниями в моменты вдохновения поэты непостижимым образом рождают свои шедевры.
Говорил об этом в своих статьях, раскрывал тайны  рождения стихов, исследуя творчество различных поэтов, поэтому на эту тему здесь больше распространяться не буду. Скажу только, правильное путеводное чувство перед поэтическим феноменом - это благоговение, а непонимание и антипатия вызывают  ошибочное или упрощенное толкование, заводит в умственный тупик, лишает человека сил и желания искать в поэзии откровений…
 
Поэтическое  восприятие мира можно сравнить с видением ночного неба астрономом, рассматривающего звёзды и туманности в мощный телескоп,  и  картиной звёздного неба, открывающейся людям, наблюдающим его невооруженным глазом. И то и другое может завораживать, но разница в открывающихся картинах возможности познания космических объектов и явлений для каждого из наблюдателей  будет огромна. Современная техника позволяет фотографировать глубокий космос с находящимися там скоплениями звёзд, черными дырами и показывать эти изображения всем интересующимся астрономией.
Поэты же открывающиеся им чувственные картины сфотографировать не могут, но способны в стихах передать свои впечатления, используя уникальные возможности поэтической речи. В этом и заключаются особенность поэтического таланта, который действует как своеобразный «телескоп» проникающий в космос подсознания, и чем поэт одарённее, тем больше выразительная сила его стихов, тем глубже, символичнее и содержательнее их произведения.  При этом надо понимать, что  постижение этого вида искусства требует значительных усилий и со стороны читателя, наличия своего рода читательского таланта, без которых понимание и проникновение в смысловые глубины произведения невозможно. Однако ставшему на этот путь со временем обязательно откроются многие тайны и возможности этого уникального инструмента познания.

Такими словами предисловия -  чтобы настроить читателя на нужную волну -  счел необходимым предвариить  первый сборник избранных стихов  пока мало кому известного, но необычайно талантливого  поэта Владимира Викторовича Козлова (1972 г.р.), с которым меня  свела судьба в деревне Рыблово Серпуховского района Московской области. В этом месте у них с женой молочная ферма с десятком коров, где они трудятся с утра до ночи. Фермеры или, лучше сказать, новые русские крестьяне они необычные: Владимир по призванию -  поэт, Ирина -   привлекательная, красивая веснушчатая женщина, которую по осанке, выходке и выражению глаз с поволокой иначе как Пава назвать не могу: в  глазах какая-то легкая защитная отрешенность от всего, что она видит вокруг… Такая пара...
Знакомы мы около десяти лет, много молока за это время от их коровушек выпил, но открылся он мне после прочтения моего очерка об Игоре-Северянине... В. Козлов не всегда был скотоводом-молочником, в его судьбе много трудных, драматических и ярких страниц. Оба прекрасные автоводители: перед фермой они держали школу по обучению вождению автомобилей. Это не простой трудяга, который только о хлебе насущном, он много читал, много знает, Священное писание часто цитирует, наполнен радостью жизни, музыкален, раньше играл на гитаре, постоянно в думах, которые изливаются из него стихами и  радостью познания…
Стихи записывает в школьные тетрадки.  За годы жизни и стихотворчества таких тетрадок накопилось уже изрядное количество. Публиковать стихи никогда не пытался, относится к этому равнодушно: ждёт своего часа; современной техникой  не пользуется, но по моей горячей просьбе  сам выбрал-переписал стихи для этой виртуальной книги, которую я и хочу представить заинтересованному читателю… В книгу он выбрал только стихи последних лет. Как раз того времени, когда наше знакомство стало активным. Каждый листок, - некоторые из которых пахли молоком и коровами, - каждое рукописное стихотворение, мне пришлось самому разбирать-набирать-оцифровывать, буквально перебирая своими руками каждую букву, слово, строфу, мысль, что ещё больше сроднило меня с поэтом-молочником и его поэзией.
Для этой работы с учетом возможностей Интернета и вероятного её продолжения использована форма ленты стихов, в которой органично переплетаются  прозаический текст, мои комментарии и стихи Владимира Козлова. Приглашаю читателей взглянуть на мир глазами нашего необыкновенно талантливого современника… 

         Владимир Козлов

После такого вступления, надеюсь, вы с пристальным добрым вниманием и доверием отнесётесь к стихотворению Владимира Козлова, в котором он представляет себя как поэта. Это его своего рода визитная карточка, в которой он рассказывает об особенностях своего таланта, о его глубоких корнях и  своём восприятии мира:

 Поэт

Я тот, кто о нездешних странах
Поёт и грезит из веков.
Брожу в полях, лесах, туманах,
Вникая в шёпот тростников.

Я замираю им внемля,
Чтобы услышать каждый зык
Земли и знаки понимаю
Далёких звёзд и их язык.

Я птицей в облака взлетаю,
Краями пропастей хожу,
О всём на свете я гадаю,
На всём, что вижу ворожу.

Я славлю тех, кто видит вечность,
Смотря на проходящий миг,
Я постигаю бесконечность,
Я мальчик мудрый, как старик.

Я скальд, я   повелитель слога,
Слуга его. По чьей вине,
Когда не слышу Голос Бога,
Не тщетен — страшен дар во мне!?

Тогда я лирою лукавой
Смущаю синеоких дев,
И ухожу в туман за славой,
Всё разлюбив и всё презрев.

С дракара вдаль взирая хмуро,
Я висой прогоняю страх,
У запорожцев я бандурой
Звеню на их хмельных пирах.

Я в двух шагах всегда от рая
И от беды на волосок,
Под пулю лоб я подставляю,
Кладу на дуло я висок.

Лето 2021 г.


Талант не может иметь мутного, расплывчатого, невыразительного  лица, скромностью поэты, как правило, бывают обделены - вот и Владимир величает здесь себя повелителем слога и не чужд поискать в тумане славы и породниться с ней… Правда, если пойти за этим заурядным чувством антипатии, едва ли  удастся разглядеть тонко чувствующего поэта в этом бородатом, чумазом, в этом пахнущем навозом пятидесятилетнем человеке, живущем многотрудной крестьянской жизнью.
 
Возможно несколько уровней восприятия этого произведения: на уровне чувств почти не задумываясь над прочитанным-услышанным, получая удовольствие от звучания поэтической речи, её ритмом и ладом; с попытками проникнуть в смысл каждого из четверостиший, восхищаясь воображением, смелостью и фантазией автора, относясь к его эпитетам, метафорам, сравнениям и гиперболам как к оригинальным придумкам; а кто-то думающий может захотеть понять, о чём вещает поэт, что за личность скрывается за этими броскими строками и в какой степени высказанные утверждения соответствуют действительности и какой действительности?… Последний уровень самый сложный, но размышления такого плана могут  привести к  интересным открытиям и дать важные результаты для самого вопрошающего и толчок для развития его собственной личности.
При  вдумчивом прочтении  заглавного стихотворения  «Поэт» возникает много вопросов,  ответы на которые не лежат на поверхности. Вопросов действительно много, они возникают почти в каждом четверостишии этого глубокомысленного программного стихотворения. Откуда у поэта-молочника такие мысли-заявления. Что значит «грезить», почему он грезит из веков, говорит о своей необычайной чувствительности, откуда у него необыкновенные способности понимания вещих знаков природы, способности гадать и ворожить, откуда у этого мальчика мудрость старика, что у него общего с др скандинавскими поэтами, писавшими духоподъёмные песни-висы, и  как и когда он умудрился играть на бандуре запорожцам, и почему он с такими трагическими интонациями заканчивает свой громогласный ошарашивающий читателя  монолог? 
Вопросы, вопросы, вопросы… один другого сложнее. Можно было бы опрометчиво сразу назвать всё это поэтическим блефом или бредом, но мы раньше договорились, что будем с доверием и пиететом относиться к высказываниям талантливых пиитов, принимая во внимание их особую душевную организацию, позволяющую им чувствовать, видеть и понимать то, что недоступно простым смертным…
Однако, чтобы продолжить путь к В. Козлову, к его идеалам и художественным образам, познакомиться с его мировосприятием и заглянуть в его творческий мир нужно хотя бы вкратце определиться с позицией, понятиями и представлениями о душевной жизни человека, понять, где находятся истоки поэтического творчества, откуда берутся стихи...




        Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось  нашим мудрецам 

Для прояснения этих многочисленных вопросов и обретения понимания, где и как рождаются стихи, придётся снова обратиться к работам Доктора Штайнера и знаменитого швейцарского  психолога и психоаналитика Карла Густава Юнга, занимавшегося, в том числе, и психологией литературного творчества. Эти работы уже упоминались и цитировались в статье «Тайны поэзии». Разумеется всё излагаемое ниже это моя версия, другой исследователь поэзии может пойти своим путём, найдёт другие авторитеты, сделает свои открытия и даст свою интерпретацию.  В этом и заключается смысл и задача искусства - разбудить разум соприкасающегося с ним человека и направить его на самостоятельный поиск истины…
В поэзии роль такого « будильника» выполняют главным образом суггестивные образы. Художественный образ называется суггестивным (намекающим, внушающим), если он заставляет интенсивно работать воображение читателя, вызывает яркие эмоциональные переживания, раскрывает новое миропонимание или обновляет старое.  Суггестивные образы присутствуют также в народных сказках (сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок), мифах, легендах, притчах и других произведениях  с мистической подоплёкой. Стихи с такими образами-намёками придумать, сочинить практически  невозможно, они могут появится только если поэту они навязываются, диктуются кем-то сверху. Появляются они из глубин подсознания поэта, где находится многовековые отложения чувств, переживаний и мыслей живших до него пращуров и предков. Поэтам дан дар обращения к этим залежам. В этом и заключается магия поэзии... Только тогда мистический флёр суггестивных образов, таинственность происхождения, их недосказанность и многоплановость могут взволновать читателя, сделать его соучастником поэтической ворожбы и отправить его на поиск смысла таких стихов..

Понимание К.Г. Юнгом  тайны творчества (доклад «Об отношении аналитической психологи к произведениям художественной литературы» (книга К. Юнга «Проблемы души нашего времени», М:, издательская группа «Прогресс», 1994) привлёк меня тем, что был не чужд метафизике и развивал идеи Р. Штайнера (лекция  «Скрытые глубины душевной жизни»).  На мой взгляд, именно метафизическое рассмотрение душевной жизни человека сделало аналитическую психологию  Юнга столь жизненной.
Сначала предоставим слово великому мистику, посвященному в сакральные тайны духовного мира Рудольфу Штайнеру.



Рудольф Штайнер

Р. Штайнер выделяет в нашей душевной жизни две области: сознательную душевную жизнь, которая находится во власти наших мыслей, волевых импульсов, суждений вкуса и прочих суждений и более обширную подсознательную душевную жизнь. Носителем сознания является астральное тело человека (то самое, что покидает наше тело во время сна, отправляясь в горнии миры). Человек от рождения получает темперамент, характер, талант, силу органов чувств, то с чем проходит потом всю свою жизнь.  Все эти неподвластные нам, заданные предыдущими воплощениями и наследственностью родителей,  составляющие психики человека делают людей одаренными или неодарёнными, злыми или добрыми, наделёнными чувством прекрасного или не имеющими его совсем, делят их на неформальные группы, одна из которых - весьма малая - Божьи избранники, наделенные уникальной памятью и божественным даром  видеть, слышать и выражать свои чувства поэтическим языком. Поэтому о поэтах-гениях, каждый из которых обладает своим уникальным мироощущением, говорят «поэт от Бога».
В результате работы чувств и сознательного мышления накапливается жизненный опыт, формируется мировоззрение человека и строятся отношения с окружающей  действительностью.  Бессознательная душевная жизнь дает возможность для постижения душевных глубин человека и представляет шлюз для выхода за пределы чувственного опыта в бескрайние просторы духовного мира, представляя неограниченные возможности для творческой деятельности одаренных художников.
Чтобы дать представление о соотношении  сознательного и бессознательного в человеке,  Доктор пишет, что сознательная часть душевной жизни - это лишь блики на поверхности океана таинственного бессознательного. И  именно там в  глубине этого океана скрываются  бесчисленные возможности для познания человеком себя, своих проблем и возможностей, и всего сущего. И чего там только нет: и творческие идеи, память о прошлых жизнях, представления и картины потусторонней жизни, картины странствий душ между смертью и рождение, другие картины высших миров во всём их бесконечном разнообразии…

В основе сознательного и  и бессознательного мышления лежат особенности и ёмкость памяти, способности воспоминания и другие загадочные механизмы её функционирования. У обычных людей, и у меня в том числе, вызывают изумление необычайно обостренные чувства одарённых людей (известные нам всем слух, зрение, обоняние, осязание и вкус) и феноменальные способности запоминания живых картин всего происходящего и переживаемого ими.  Весь этот поток впечатлений без всяких волевых усилий постоянно загружается в мозг, в тёмные подвалы подсознания и, казалось бы, бесследно исчезает там… Особенно хорошо и детально сохраняются там впечатления детских и юношеских лет. С возрастом эта способность может «замыливаться», но не у одаренных людей, многие из которых долго остаются детьми...
Однако по прошествии большого времени в моменты или периоды творческих озарений, во время бодрствования или сна по каким-либо причинам часто неведомым и самим художникам, писателям, поэтам подсознательная память пробуждается и начинает генерировать с необыкновенной чёткостью и детальностью картины пережитого. Причём в некоторых случаях это могут быть даже картины из прошлых жизней человека или жизни его предков.  Штайнер называет этот необъяснимый процесс творческой фантазией.

Поэты способны грезить наяву, и это не простая мечтательность или игра воображения… В одной из  лекций («Эфиризация крови»), посвящённой самопознанию, которую комментировал в статье «Принцесса Грёза», Штайнер открывает тайну грезящего сознания и говорит о необычайной пользе такого состояния для творческих людей.  Приведу здесь цитату из этой работы, чтобы показать насколько сложна психика поэтов и какую пользу обычный человек может извлечь из искусства и поэзии : «Только самые прозаичные, филистерски настроенные люди бодрствуют постоянно, и, когда не спят. По сути люди должны и днем немного грезить, то есть в период бодрствования в них должна быть какая-то доля грезящего сознания, они должны уметь отдаваться искусству, поэзии или какой-либо иной жизненной деятельности, которая не направлена единственно на сухую реальность. И люди, отдающиеся подобной деятельности, творят некую связь, которая имеет обратное освежающее и оживляющее действие на все бытие… . Это нечто, в чём нуждаются все люди, которые не хотят ограничиваться только будничной, сухой, нездоровой дневной жизнью». Коротко, грёзы - это лекарство от нездоровой прозаической жизни, илистого быта и угрюмой действительности...

Карл Густав Юнг и коллективное бессознательное

Юнг пишет о тайне творческого начала, о психологии творчества, о символах, оживающих  в глубинах подсознания гениев и проявляющихся в их произведениях, о тоске неудовлетворённого современностью художника и его стремлении выразить дух своего времени, психолог раскрывает тайну воздействия  произведений духовно одарённых художников, дает представление о социальном значении искусства, о его значении в жизни людей. Достижения великого швейцарца в области психологического анализа творческой деятельности вдохновили меня на продолжение литературоведческой работы.
Кратко перескажу здесь наиболее сильно затронувшие меня места  доклада. В своей работе К. Юнг рассматривает  два рода художественных произведений. Существуют произведения как в стихах, так и в прозе - и их преобладающее большинство, которые написаны по заранее намеченному плану и с определённой целью достигнуть того или иного впечатления.  При такой работе писатель или поэт просто тождественен творческому процессу. В этом случае он есть само творческое образование и находится всеми своими мыслями и талантом в творческом процессе и неотделим от него. Это работа сознательной части души автора. 
Существуют художественные произведения другого рода, когда они в более или менее завершенном виде прямо навязываются автору, и появляются как Афина Паллада из головы Зевса. Эти произведения прямо-таки навязываются автору, его рука схвачена, а перо пишет такие вещи, которые дух обнаруживает с удивлением. Особенно часто такое явление можно наблюдать в поэзии.  Произведение само приносит свою форму. При этом то, что автору хочется вложить в произведение от себя отклоняется, а то, что он принять не хочет ему навязывается. В то время как его сознание растерянно и опустошенно стоит перед этим феноменом, он захлёстывается потоком мыслей и образов, которые его намерение не создавало, а воля не собиралась порождать. Автор может лишь подчиняться этому якобы чужому импульсу, чувствуя, что его произведение более великое, чем он сам, и поэтому имеет над ним власть, которой он не в состоянии противостоять.
Такие работы появляются в результате творческой фантазии пишущего или благодаря его ясновидческим способностям  из глубин бессознательной части его души.  Юнг пишет, что «в подобном произведении можно ожидать появления необычных и странных образов и форм, мыслей о значении которых можно только догадываться, насыщенного значениями языка, выражения   которого имеют значение настоящих символов, ибо они наилучшим образом выражают нечто еще не известное и представляют собой мосты к неведомому берегу». Возникающие в результате такого творческого процесса образы-символы необычайно глубоки, содержательны и многоплановы, и поэтому не всегда сразу  могут быть поняты даже подготовленными читателями. Для их восприятия современниками необходимо, чтобы, чтобы они отражали дух настоящего времени, который пронизывает сознание современников.  Художники со способностями пророков часто опережают своё время   смысл их откровений становится понятным только потомкам.
Надеюсь, мои читатели вместе со мной разделяют моё волнение и желание разгадать смысл этих посланий в поэтических работах любимых поэтов…. Это, на мой взгляд,  гораздо важнее чтения-изучения - пусть мастерски написанных произведений - первого рода, хотя в поэзии между ними часто нет четкой границы.  На мой взгляд… Мнение и переживания одного пусть очень талантливого художника не так ценны как божественные откровения. Мягко говоря... Есть люди - староверы так живут - которые не мудрствуют лукаво и всю жизнь читают только Священное Писание и считают этого достаточным для духовной поддержки всей своей жизни и деятельности. И детей по Священному Писанию учат…
Швейцарский психолог особое внимание в своей работе уделяет символическим произведениям искусства, связанных с элементарными образами коллективного бессознательного поскольку считает содержащиеся в таких произведениях образы-символы достоянием всего человечества. Но, по его мнению, в пограничном слое  между сознательной и бессознательной душевной жизнью существует также область личного бессознательного., которая содержит результаты тех душевных процессов, которые раньше находились в сознательной части, а потом по каким-либо причинам несовместимости с сознанием были забыты или вытеснены оттуда. Эта сфера тоже может быть и часто бывает источником произведений, но психолог считает эти источники мутными, называет такие произведения симптоматическими (подчеркивая тем самым их психиатрический характер) и отсылает авторов таких работ к З. Фрейду. Но мы, свободные от профессиональных догм, не будем столь категоричны в своих суждениях…
Юнг рассказывает о коллективном бессознательном, об особых, формировавшихся тысячелетиями, врождённых структурах нашего мозга, о возникшем в результате типичных переживаний наших предков-пращуров мире элементарных образов - архетипов, открывающихся  нам в произведениях гениальных художников, а также проявляющих себя в отношениях обычных людей, раскрывает сущность искусства, показывая его место в культуре и духовной жизни человечества. Юнг называет это бесконечно сложное и тонкое явление, эти структуры коллективным бессознательным. Такие структуры существуют у каждого человека и отражают духовный опыт неисчислимых поколений его предков, эти структуры определяют как-бы границы творческой фантазии человека,  и могут  проявляться через способности духовно одарённых людей, через произведения их творчества. Только не так просто эти образы-символы-притчи разглядеть и понять… У обычных людей проявляется в их мироощущении, через смутно осознаваемые симпатии, антипатии с которым они идут по жизни, сходясь с одними родственными по духу людьми, и на дух не перенося других.. 
Пусть сам автор определит эту заглавную фигуру его открытия: «Первообраз, или архетип, есть фигура - будь то демона, человека или события, - повторяющаяся на протяжении истории везде, где свободно действует творческая фантазия. Соответственно мы имеем здесь в первую очередь мифологическую фигуру. Подробнее исследовав эти образы, мы обнаружим, что в известном смысле они являются сформулированным итогом огромного типического опыта бесчисленного ряда предков: это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа. Усредненно отображая миллионы индивидуальных переживаний, они дают таким путем единый образ психической жизни, расчлененный и спроецированный на разные лики мифологического Пандемониума. Впрочем, мифологические образы сами по себе тоже являются уже сложными продуктами творческой фантазии, и они туго поддаются переводу на язык понятий; в этом направлении сделаны лишь первые трудные шаги. Понятийный язык, который по большей части предстоит еще создать, смог бы способствовать абстрактному, научному освоению бессознательных процессов, залегающих в основе первообразов. В каждом из этих образов кристаллизировалась частица человеческой психики и человеческой судьбы, частица страдания и наслаждения - переживаний, несчетно повторявшихся у бесконечного ряда предков и в общем и целом всегда принимавших один и тот же ход. Как если бы жизнь, которая ранее неуверенно и на ощупь растекалась по обширной, но рыхлой равнине, потекла вдруг мощным потоком по глубоко прорезавшемуся в душе руслу, - когда повторила ту специфическую сцепленность обстоятельств, которая с незапамятных времен способствовала формированию первообраза" (Пандемониум - собрание всех демонов и духов).

***
 
Подводя краткий итог исследованиям душевной жизни Р. Штайнера и К. Г. Юнга, можно сказать, что источником поэтических произведений может быть как сознательная, так бессознательная её части, а также пограничный слой, где обитает проблемное личное бессознательное человека.  Сознательная часть рождает произведения бытового, социального и практического плана, а бессознательная - творения духовно-мистического содержания с отблесками-символами бесконечных потусторонних миров. Из пограничного слоя личного бессознательного тоже могут рождаться стихи, наполненные тоской-печалью неустроенности нашей жизни. Преобладающее количество произведений художников слова относится к первому и третьему уровню душевной жизни, прикоснуться к океану бессознательного и заставить звучать первослово (в форме суггестивных образов-символов) удается только особо талантливым и высокоодарённых поэтом, поэтам от Бога.
Таковы вводные данные  духовной  науки и аналитической психологии для  знакомства со стихами «деревенского» поэта Владимира Козлова.  Не думаю, что так нужно препарировать все  его стихи: такой анализ портил бы читателям удовольствие от скольжения по волнам его поэтической речи. Так при еде невозможно постоянно думать о соотношении потребляемых белков, жиров и  углеводов и отравлять себе такими мыслями. приятные ощущения от вкусной пищи. Однако стихотворение «Поэт» ключевое в сборнике и с ним нужно разобраться детально, чтобы потом с соответствующим настроем читать остальные его произведения.

Для начала определиться с  источником творчества большинства его произведений: придумывает ли он  их сам по заранее составленному плану или кто навязывает ему . В соответствии с классификацией  Юнга, о которой говорилось выше, стихи поэта-молочника нужно отнести к произведениям второй группы, т. е. рождаемых спонтанно как будто бы по воле какого-то существа свыше. Толчком для появления очередного стихотворения всегда служит какая-то необычная мысль, вдруг появившаяся в его голове по не всегда ясной причине. Эти мысли-импульсы обычно бывают далеки от его повседневных дел и занятий. Стихотворение может начать пробиваться на свет в каком угодно месте, чаще всего такое случается в коровнике, где у него под рукой на такой случай постоянно находится тетрадка. В прошлое лето один из стихов начал проситься наружу на пастбище, где он верхом на  коне пас стадо. Тетрадка была при нём и он сидя в седле записал новорождённый стих. Стихотворение «Поэт» начало искать себе дорогу на свет божий в автомобиле и Владимиру пришлось записывать его на светофорах… Обычно   очередное творение появляется в черновом варианте, в котором он в углу в коровнике  фиксирует основные мысли и образы, а потом  шлифует заготовку, доводя до совершенного вида и звучания.
С того знаменательного лета 2021 года, когда он открылся мне и стал показывать и читать свои стихи, мы стали с ним довольно плотно общаться, возник удивительный и редко встречающийся душевный ассонанс, отношения стали перерастать в дружбу. В последнюю ковидную зиму много его стихов я прослушал по телефону в своей московской квартире...
Поражает то, что Владимир постоянно живёт как бы двойной жизнью в бытовом потоке сознания он  скотник, под руководством жены занимающийся  с коровами на скотном дворе и переработкой излишков молока в творог, сметану и сыры, а в творческом потоке  сознания - поэт, постоянно ворожащий над своими чувствами и мыслями, изливающихся стихами. В первом потоке рождается материальный продукт, во втором - духовный.. И эти два человека органично уживаются в обличье скотовода-молочника, но главенствует всё-таки в нем творческое начало, в первом обличье он судя по всему действует как умный биоробот. Умный потому, что их молочная ферма работает достаточно успешно, обеспечивая натуральными молочными продуктами окрестных жителей.
Духовные волны, излучаемые им, молва, энергия его чистосердечной  поэзии, постепенно распространяясь вокруг, чистит окружающее пространство;  слава об этом жизнелюбе, который часто в стихах сравнивает свою жизнь с Раем, расходится по окрестным местам: к нему часто в рабочее время для беседы - к неудовольствию жены Ирины - наведываются не только любители молочной пищи, но и различного рода философствующие и мудрствующие чудаки, и автор этой статьи около него таким же образом появился…

        Времена года Владимира Козлова.
                Лента стихов

      Для удобства анализа, пользуясь неограниченными возможностями коллективной памяти Интернета, приведу ещё раз стихотворение «Поэт», закономерно поставив его в начало виртуальной ленты его произведений:

1. Поэт

Я тот, кто о нездешних странах
Поёт и грезит из веков.
Брожу в полях, лесах, туманах,
Вникая в шёпот тростников.

Я замираю им внемля,
Чтобы услышать каждый зык
Земли и знаки понимаю
Далёких звёзд и их язык.

Я птицей в облака взлетаю,
Краями пропастей хожу,
О всём на свете я гадаю,
На всём, что вижу ворожу.

Я славлю тех, кто видит вечность,
Смотря на проходящий миг,
Я постигаю бесконечность,
Я мальчик мудрый, как старик.

Я скальд, я   повелитель слога,
Слуга его. По чьей вине,
Когда не слышу Голос Бога,
Не тщетен — страшен дар во мне!?

Тогда я лирою лукавой
Смущаю синеоких дев,
И ухожу в туман за славой,
Всё разлюбив и всё презрев.

С дракара вдаль взирая хмуро,
Я висой прогоняю страх,
У запорожцев я бандурой
Звеню на их хмельных пирах.

Я в двух шагах всегда от рая
И от беды на волосок,
Под пулю лоб я подставляю,
Кладу на дуло я висок.

Лето 2021 г.

Из стихотворения «Поэт» - пройдёмся по строфам и четверостишиям этого чистосердечного признания - его автор предстает перед читателями как  маг и волшебник, способный путешествовать во времени, пространстве.  И слышать неясные для прочих голоса природы и понимать знаки далёких звёзд.   Человек,  чувствующий в себе   древнее наследие пращуров вполне может так о себе сказать. Иван Бунин мог... .
Астрологи читают знаки звёзд и определяют по ним характер и судьбу человека: что здесь необычного? В моменты вдохновения гадает и ворожит  над впечатлениями и ощущениями своих заострённых чувств. Мудрость выше обычного интеллекта и разума, она как Дух святой сходиит на достойного свыше и позволяет блаженному понимать сокровенное говорить от имени Бога. Помните с Апостолами такое случилось в день Пятидесятниы…. 
Слуга и повелитель слога… так он каждый день это записывая очередной стих в тетрадку доказывает. Рассказывает о своём скандинавском  и запорожском прошлом  - ничего удивительного, если знать о существовании перевоплощения душ. Существование Рая на Земле для избранных Владимир подтверждает своей поэзией, в том числе и стихами этого первого сборника… всё дело в умонастроении, Ад и Рай  дела рукотворные, а наш поэт не раз в стихах говорит о райской жизни на этой грешной земле и как он такое необычное состояние переживает…
«От беды на волосок»  -  так все мы под Богом ходим и в руках Божьих находимся: сколько раз на дорогах был на волосок от смерти, но Ангелы-хранители спасали: возможно для того, чтобы я познакомился с В. Козловым и рассказал о нём другим людям. 
Краткое толкование «Поэта» уместилось в нескольких абзацеах. Всё понятно, если за спиной есть багаж накопленных знаний, твоё мировоззрение и если за твоей спиной стоят такие люди, как Доктор Штайнер и Карл Густав Юнг.
Представление деревенского философа и поэта состоялось, теперь можно идти дальше и общаться с ним как весьма необычным, но знакомым человеком.


***

2. Познание

Сердцем или умом нам дано угадать -
Для чего было так! Перед славою крест, и
Как из тысяч осколков сосуд воссоздать?
Нужно каждой частице найти своё место.

Скрылось солнце за лесом, восходит луна…
Что ж? Премудрость во всём, даже в этом сияньи.
Что осталось нам здесь? Только вера одна
В то, что нет не напрасны все наши скитанья.

Что изгнаье для нас?  К совершенству ли путь?
Что паденье для нас с высоты совершенства?
Что познанье теперь? И в познаньи ли суть?
И не им ли уже мы теряли блаженство?

Зима 2922 г.

В примечании к стихотворению «Познание» Владимир написал: Люди потеряли Рай, по причине стремления к познанию мира без участия Бога. Заповедь о плодах с древа познания Добра и Зла. К этим словам я бы добавил уточнение: к познанию материального мира, в котором мы чрезвычайно преуспеди. Все наши блага и удобства - результат такого познания. Неисчислимое количество умственной и физической энергии потрачено для достижения ой цели, однако помимо удобств и комфорта (для весьма ограниченной части человечества) для удовлетворения потребностей низких качеств души умнейшие из людей придумали изощрённые средства уничтожения друг друга. Орудия убийства были всегда, но сейчас они достигли такого состояния, что способны в мгновение ока уничтожить всё живое на нашей Планете….Это главные результаты «познания без участия Бога».
В этом стихе содержится поразительно глубокое откровение - о взаимодействии в познании ума и сердца - для глубокого понимания которого нужно привлечь на помощь духовную науку (со слов Штайнера рассказал об этом в статье «Человеческий характер»). «Сердцем или умом нам дано угадать -  Для чего было так!»….Упоминание сердца здесь - это не красное словцо, этот человеческий орган  наряду с мозгом также участвует в процессе познания, указывая человеку в самых трудных случаях путь к истине.  Хотя сердце не способно мыслить, оно позволяет нам на иррациональном уровне  принимать правильные решения. И если наше мышление лежит в основе рациональной деятельности людей, без которой не было бы всех плодов нашей цивилизации, то сердце служит источником веры, а она единственной опорой на пути к блаженству…

***

3. Вечер

Птицей порхает седая метель,
Белые перья на землю роняя…
Что тебе ночью сегодня приснится?
Может случится увидеть апрель?

Ну а зиме ни конца и не края…
Вьюги гуляют по спящим  полям.
Всё ворожат, всё кочуют, гадают -
Нет больше дел до земли небесам.

Вечер. Темнеет. Смотрю я в окошко,
Ну, а за ним ничего не видать.
В печке моей уголёк еле тлеет.
Кошка мурлыкает; хочется спать.

Февраль 2022 

Кроме стихов-размышлений у Владимира Козлова очень много поэтических этюдов, как этот только что приведённый, где он предстает как искатель красоты и мастер  художественного слова. И это всегда глубоко личные переживания от личного Я поэта.  Такие стихи говорят о том, что поэзия это органичная часть его мироощущения и что без этой  удивительной способности думать, чувствовать, грезить  и дышать стихами он бы просто не мог жить-существовать. И он не сторонний наблюдатель этих мистерий: поэт их тактичный участник и органичная часть... Талантливые русские поэты умели сливаться с природой и черпать оттуда вдохновение.  Вот почитайте, восхититесь ещё несколько  зарисовка художника слова такого же плана, но с мистическим оттенком, сделанная в конце лета 2021 года:

4. Трава и дождь

Шуршал намокшею листвой
Холодный ветер и невнятно
Всю ночь шептались дождь с травой
О чём-то им одним понятном.

Гадали думали они
Почти до самого рассвета:
Зачем короче стали дни?
И почему дождливо лето?

Беда ли нет? - по цельным дням
На тонких ветках ивы слёзы.
И почему то здесь то там
Оделись в золото берёзы?..

Я понимал их разговор,
Когда стихал немного ветер,
Весна прошла, но до сих пор
Цветы красивые на свете.
   
Но и они не навсегда
Уж скоро соберутся птицы…
И мне казалось иногда,
Что кто-то начинал молиться…

На утро я проснулся рано,
Седой туман над лугом плыл.
И кто-то, тая, из тумана,
Прозрачный в небо уходил.

Август 2021 г.


5. Восторг!

Черные крылья — парящая мгла
В солнечной сини просторов безбрежных.
В золоте лес — это осень зажгла
Стройные свечи берёз белоснежных.

Будто бы воском стекают они
Каплями листьев на желтые травы…
Ветер вздыхает… и клёнов огни
Мечутся отсвет роняя кровавый.

Заполыхались багрянец и медь,
Искры бросая за сумрак тенистый
Елей угрюмых; и хочет взлететь
Ворон до солнца… Стремительно, быстро

Черным крылом расплескать глубину
Сини до дна!.. Вылить выси на дали!..
Миг ещё — в небе сгорю, утону…
Взмах один — крылья в зените пропали!..


6. Огонь

Свеча сгорает пламенем неярким…
Под каплю воска поднесу ладонь…
Похожи люди на свечи огарки…,
А жизнь...- она похожа на огонь.

Кого зажгла, а кто-то догорает…
А кто угас когда-то догорел…
Смотрю…, молчу…; В окне звезда мерцает.
Меж облаками месяц заблестел.

В печи остывшей угли еле тлеют.
Быть может не погаснут до утра.
А волосы твои уже седеют…
Огонь, огонь! - ты вовсе не игра!

Не так, не те ли говорим молитвы
На сон грядущим, на начало дня?..
Свеча ещё немного погорит…
Ещё посмотрит Кто-то на меня.


***

7.

Ступаю по траве ли, по цветам
Засохшим, мхам…  Иду по редколесью,
Когда по чащам, -  Лес как-будто храм,
Застывший в ожиданьи птичьих песен.

Не песен звонких; может быть молитв?
Но с песнями совсем неразличимых.
Иду по листьям желтым нелюдимый,
Счастливый тем, что всеми я забыт.

Спокойный, что меня никто не ждёт.
Ни худа, ни добра мне не желает.
И мудрый! Я узнал- весна идет!
Недолго ждать, раз листья опадают.

Октябрь 2021 г.

“Лес как-будто храм, Застывший в ожиданьи птичьих песен»... Из этих поэтических картин можно понять, почему их автор чувствует себя временами на Земле как в Раю: находясь с растениями, травами, с небом и птицами, он умеет прийти в молитвенное состояние, наполниться благодарностью за эти дары, полностью отрешившись от земных забот, почувствовать себя свободным; одиночество его не тяготит, а делает счастливым… круговорот событий в природе восхищает его, делает мудрым, спокойным и оптимистичным…

***

8. Чудак

Чем дальше, тем проще — те меньше мне надо.
К чему и поклажа — раз короток путь?
Кружатся снежинки так близко и рядом…
Есть взору и сердцу на чём отдохнуть.

От праздности что ли, от скуки и лени?
Другую заботу не смог  я найти:
Всё хочется дни превратить мне в ступени
И ими на Небо нетрудно взойти.

Пойду налегке по лазоревой сини.
Коль вовсе с собой будет нечего взять,-
Стихи заберу про метель, белый иней -
О чём всё писал между делом в тетрадь.

В ней то, что я видел — знаю — немного…
А ну, как попросят: «Принёс — почитай».
Послушают малость и скажут нестрого:,
«Чудак!… Да и только!...Да ну его в Рай!»

Декабрь 2021г.

Помните в первом стихотворении: «Я мальчик мудрый как старик»...Стих «Чудак» это подтверждает. Очевидно, что поэт на пути обретения мудрости, обретения души сознательной и всё более осознаваемого желания найти дорогу на Небо и желания каждый день оставшейся жизни превратить в ступеньку на пути к Богу. Душа поэта изливается в стихах, в них он как на ладони… И в качестве пропуска на Небо он намерен взять свои тетрадки со стихами с надеждой, что Там его попросят их почитать, если захотят узнать, что за душой у этого пришельца… и узнав, что он и на земле чувствовал себя как в Раю, без всякого сомнения за его духовный подвиг  пропустят его в Рай небесный. Видимо, свои стихи на входе в Рай он читал апостолу Петру, хранителю ключей от Рая и Ада. Похоже, Пётр разбирался в поэзии, раз  удивившись детской наивности и  непосредственности пришедшего - там и без стихов и документов всё про нас знают,  -  пропустил в Рай поэта.


***


9. Вечность

С веретена стекает нить.
Струится под рукой проворной.
Коль даш мне день — я буду жить,
Судьбой счастливый, ей покорный.

« Быть иль не быть» - всё что могу…
Померкли звёзды, снова утро.
Давным-давно себе не лгу.
Смотрю на всё спокойно, мудро.

Ведь если нет небытия,
Пространства льются в бесконечность -
Я это Ты. Ты это я!
А как ещё сказать про вечность?

Январь 2022 г.
 

Владимир как-то  сказал мне, что после нашей встречи и знакомства он стал писать стихи гораздо чаще, практически каждый день: каждому человеку хочется излиться и отобразиться в другом, но для этого нужен внимательный и благодарный слушатель…. Люди и поэзия меня очень интересуют, почувствовав это, душа поэта оживилась и начала показывать, на что она способна.. А в моих глазах Владимир стал раскрываться как огромная личность, требующая с моей стороны всё большего и большего внимания. Так зимой 2022 года, примерно тогда когда было написано, стихотворение «Вечность» появилась идея издания в Интернете первого сборника стихов Владимира.  И эта идея помогла мне пережить зиму и в конце весны взять в руки пачку драгоценных листков…
О вечности, о продолжении жизни после смерти - с возрастом эта мысль начинает беспокоить чаще других - раздумывают  многие,  талантливые люди  -  в особенности…  Что будет после смерти с их творениями, будет ли кто-либо их читать-смотреть после смерти и как долго,  эта мысль тревожит многих, если не всех художников. И обычному человеку хочется знать, исчезнет он навсегда с поверхности Земли или будет какое-то продолжение наших скитаний на ней? Духовная наука даёт ответы на эти вопросы, во многих своих статьях, обращаясь к теософии, пытаюсь приоткрыть эту завесу, рассказать, рассказать, как работает закон кармы, как плетётся нить судьбы человека и что бывает, когда она обрывается. 
В древнеримской мифологии этим занимались богини судьбы,  Парки (Нона, Децима и Норта). Этот художественный образ и использован в этом  стихотворении. В первом четверостишии он в нескольких словах и рассказывает нам этот миф - хороший пример суггестивного образа… Настраивает нас на размышление о человеческой жизни и вечности и сам отвечает на этот бесконечно сложный вопрос: Я это Ты, Ты это я!  А как ещё сказать про вечность? Это истолкование тоже можно объяснить с точки зрения теософии и закона реинкарнации: родственники в следующем воплощении могут поменяться своими ролями:  например, муж станет женой, а жена - мужем… И там они продолжат выяснять свои отношения.  Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!


***

10. Календарь

Ещё вчера порхали мотыльки,
А в ночь на землю вьюга налетела.
И ожиданьям чьим-то вопреки
Кругом опять всё стало чистым, белым.

Закрыли солнце утром облака.
Там, где вчера зияла чернь проталин,
Метель танцует, пряча за рукав
Глаза и шалью дымной застя дали.
Кружит. Стегает ветер по щекам
Косой белёсой. Держит он в объятьях
Холодный стан её, и по полям
Влечет, на месте не даёт стоять ей.

В одно с ней слившись, бледные персты
Её целует синими губами…
Ну а она как будто разозлившись
На что-то, рвётся, машет кружевами…
… И падают снежинки, как цветы!…

Когда бы ветер мало хоть унять…
… Не держат серебро на лапах ели,
Не календарь ли обманул меня? -
Всего чуть-чуть осталось до апреля.

25.03.2922 г.


Здесь поэт довольно свободно пользуется формой стихотворного повествования: использует в стихи не только восьмистишия, но и пятистишия, местами даже сбиваясь на белый стих…В таких самобытных произведениях форма становится вторичной и подстраиваетсяя как русло реки под поток   грёзового  сознания. Спрашивал у многих современных поэтов, каким размером написан тот или иной стих? Ответа не получил ни от одного - литературных институтов никто из них не кончал, но к природному поэтическому таланту такие учебные заведения, как правило, мало что могут добавить…  Поэты-классики умели держать своё вдохновение в рамках стихотворных канонов. В некоторых  стихах Владимира присутствует некая природная корявость, но она совершенно не мешает образному восприятию половодья его чувств, как изломы сучьев  не мешают нам восприятию образа живого растущего дерева. 
В стихотворения «Календарь» нарисованная автором картина  нежданной мартовской метели получается очень выразительной и почти сказочной: Ветер и Метель оживают и танцуя разыгрывают перед поэтом целый спектакль. Здесь реально можно прочувствовать, что такое поэтические грёзы... Метели, вьюги,  снегопады постоянные гости поэтических произведений: эти образы затуманиваю «угрюмую действительность» (выражение И. Северянина) и помогают художникам отрешиться от утомляющей их душу реальности и увидеть за их белым полупрозрачным занавесом то, что волнует их душу и воображение, увидеть в этом снежном шоу свой мир со своими сказочными героями. И у В. Козлова много стихов с такими метельными, грёзовыми сюжетом...
Я хорошо помню эту метель в конце марта неожиданно обрушившуюся на  землю вопреки моим ожиданиям весны и зелёной травы. В один из этих метельных дней, которую я наблюдал из окна московской квартиры, мы общались по телефону с Владимиром.  Мои сожаления он и вставил в своё стихотворение, но представил эту снежную круговерть совершенно иным, своим сказочным образом… Еще  и раз можете поразиться его необыкновенной творческой фантазии, а заодно сравнить мои - достаточно убогие -  переживания человека, уставшего от зимы и грязного городского снега, и переживание этой метели поэтом…. Снимайте шляпу перед поэтами!

Нет необходимости комментировать каждое стихотворение этого сборника, предлагая своё видение читателям его поэзии. Истинное искусство невозможно уложит в рамки, в чьё-либо прокрустово ложе… Не собираясь мешать индивидуальной работе или удовольствию от восприятия творчества В. Козлова, дальше в ленте привожу всё оставшиеся стихи сборника, в последовательности, в которой их разместил сам автор...


***

11. Мне бы крылья

Как даль услышать, песню рассмотреть,
Почувствовать в траве стремленье к небу?
Как камень выпить, на воду как в твердь
Ступить ногой и сытым быть без хлеба?

Как время взять в поводья, что коня?
Без повода погнать его намётом?
И миллионы лет в пределы дня
Вместить? - Я не могу, но может Кто-то.

Пустое необъятность обнимать,
Когда простое мне непостижимо.
Свою ли душу всуе мне приять,
Всё время  взором устремляясь мимо?

Без корня не появится росток,
А без него цветку не распуститься…
Найду я в небо тысячи дорог -
Вот мне бы крылья!… Вольной был бы птицей…

Ноябрь 2021 г.

***

12. Ангелы над Русью

Над Русью ангелы летели…
И перья белым серебром
Из крыльев падали на ели,.
Кружили в сумраке ночном.
Луну собою закрывая,
Порхала вьюга надо мной…
Мы птицы певчие из рая
Здесь на земле нашли с тобой
Себе приют, упав оттуда.
Познали и нужду и труд.
И всё надеемся на чудо, -
Что нас обратно позовут.

Декабрь 2021 г.



***

13 Лист

Ни день, ни два, а скоро, как неделю
Уже метель гостит.  Не второпях
Метёт себе, и  держат еле-еле
Седые ели иней на ветвях.

Белым- белы заснеженные дали.
В холодных вьюг размашистый рукав
Завернутые до весны едва-ли
Себя узнают сами в нём пропав.

И сам я в них теперь пропал! До срока?
На век ли? Ну и что же? - Очень рад!
Моя душа, как зимняя дорога.
За мной пурга и нет пути назад.

А если б был — его искать не стал бы,
Нашёл приют, покой себе в глуши,
Заметены все ямы и ухабы…
Мне дали  лист! Он чист — бери пиши...

Декабрь 2021 г.


***


14. Тишь

Быть может сам себе я лишь приснился,
Так снится звук молчанию струны.
Я в снах своих навеки заблудился.
Давно оглох от гулкой тишины.

И слышу то, что невозможно слышать
И вижу всё, но как бы сквозь кристалл…
Всё дальше даль, а вышина всё выше.
А может — сам я дальше видеть стал?

 Вдали, в метели вижу выси звонниц,
Сиянье золочёных куполов…
Я слышу в ветра заунывном стоне
И вой и грай и звон колоколов.

Не надо мне ни серебра ни злата
Чьи горе в них и счастье? Не мои!
Вот высь и даль,  меж  ними тишь распята!
Внимаю ей дыханье затаив…

Январь 2022 г.


***

15. Раздолье

Уж сколько дней — уняться бы ненастью.
Белым-бело и в выси и в дали.
Сосновых лап косматые запястья
Согнул собою иней до земли.

Роняет ветер тяжесть ожерелий
С понурых шей заснеженных берёз.
По новой тут же на плечи метель им
Вычёсывает пряди с белых кос.

Из густи их ткёт свадебные ризы
Всему-всему что нинаесть вокруг.
Пр прихоти её  и по капризу
Мир в чистый лист преобразился вдруг.

А снег всё сыплет,, падая кружится,
Почти не утихая день за днём…
И кто бы не оставил след на нём -
Опять раздолье — чистая страница.

Зима 2021 г.


***

16.

То ли явь то ли сон или сны наяву.
Что вдали там: свирель или ветер вздыхает?
Словно  нищенка    ходит по полю метель….
Может ангелы с неба на землю роняют
Перьев бель, с лёгких крыльев своих на лету,
Закрывая от взоров луны позолоту…
Я понять не могу: то ли сам я иду?
То ли в сумраке синем ведёт меня кто-то?

Не хочу я быть мудрым — хочу быть простым.
По уму ли мне счесть, взвесить всё и измерить?…
Ни весов и не меры. Туманы да дым!…
И доверится страшно и трудно не верить.

Декабрь 2021 г.



***

17.  Ниши

Если б знать для чего? Легче было бы жить.
То есть даже не жить - соответствовать жизни
Улыбаться, кривляться, спешить и хитрить,
Рвать, кусаться, царапаться… - К черту катись!…

Не хочу я ни нишь занимать и ни мест.
В нишах тесно, а места мне надо немного.
Будет ниша у каждого — холмик и крест
Это место заметят за ним не надолго.

Положения, кресло, ступени, псты,
Кабинеты, куда не войти без доклада,
Кто попроще  - тем ниши, а очень простым
Солнце, воля и небо - им больше не надо!

Декабрь 2021 г.


***


18. Вера

Небо упало на сучьев корявь
Вечер осенний дождлив, неприветлив.
Чёрная мгла — полусонная явь
Смотрит змеино дыханье замедлив
В душу мою, узнавая себя.
  В мути её между нитей паучьих
Трещин… Кругом ядом смрадным кропя,
  В сердце ползет словно в нору гадючью.

Шепчет, шипит ли? —  не бойся не верь.
И не проси —  всё равно не помогут!
Веру, Надежду в чем буду за дверь
Шлюху Любовь, не пускай и к порогу…!

Верить,  не верить -  не знаю и сам.
Вечно в плену я у противоречий.
Ладно поверю…  Да вот чудеса!— 
Веры-то нет; —  Значит верить-то нечем…

Осень 2021 г.



***


19. «Друзья»

Читаю знаки и следы,
Росой жемчужной умываюсь,
С лучами утренней звезды,
Кнутом играя забавляюсь.

Коня лаская, заплетаю
Я нити алые зари
В густую смоль  косматой гривы,
И солнце светит мне игриво,
С небес лишь для меня сияя…
С вижу в поисках поживы
Стервятник зоркий в них парит.

Друзья неверные, враги -
И те и те со мною рядом
Под их лукавым хищным взглядом
Проходит жизни каждый миг.
Я к  тем и к тем давно привычен.
Так мало между них  отличий               
Враги — враги, а друг добычу
Почует в слове: «Помоги»!

Осень 2021 г.


***

20. Моя Пасха

Быть может, сам себе я только снюсь?
Искать покоя в сны ушёл от страха?
Когда-нибудь я на заре проснусь,
Но не собой проснусь — не ранней птахой.

Что суетится с самого утра,
Одна и зная для чего хлопочет,
Придёт Весна,  придёт моя пора
Всегда рассвет приходит после ночи.

Проснусь со взором чистым, как родник
В тени благоухающих черёмух
Прочту молитву, но не как привык.
Не так скажу, иначе, по-другому.

То будет Пасха или день другой,
Но всё равно моей он Пасхой станет
Во сне  — забвенное, в тишине -— покой…
А счастье там, где радость не обманет.

19 марта 2922 г.


***

21. «Круги»

Метёт метель на узкой стёжке
Вчерашний заметая след,
Устал, наверное, немножко -
Ни до чего мне дела нет.

Придёт ли нет ко мне подмога?
Иль не осталось дураков?
Опять надеюсь я на Бога,
Что где-то он не далеко.

Я рваться не хочу из круга.
Да впрочем рваться нету сил
Такого бы как он мне друга! -
На всех «кругах» спокоен был!

Март 2022 г.


***


22. Злое время

Каждый миг на миг наш мир стареет.
Белый день померк, сгорел, исчез.
Никого сиянием не грея,
Тлеют угли звёзд в золе небес.

Словно лёд на солнце тоже тают,
Брызгая сиянием вокруг,
Время, время, - жизни злой недуг,
Всё в тебе куда-то исчезает.

Исчезает павшая звезда.
Вместе с нею исчезает кто-то
Ты бежишь, как тёмная вода,
Тянешь всё в свои водовороты.

Вот и я в погасшем дне исчез.
Отгорел сам от себя частицей
Жизни, что течёт во мне искрится…
Даром ли?, Но волею Небес!

11.03. 2022



***
23. Прозрачный Ангел

Я доволен своим уделом!
Я живу, а вокруг чудеса!
Но не могут быть ангелы белыми -
Мы бы видели их в небесах.

Облака в море выси синей
И костра к ним летящий дым -
Только взор от земли поднимем, -
Сразу видим, когда хотим.

И когда бы поэтом не был,
Всё равно бы застыв следил
Неотрывно, как  режет небо
Чайка снегом простёртых крыл.

А метели? Они что стаи
Птичьи; застят собой от нас:
Небо, землю, над ней летая -
Даль,  насколько хватает глаз.

Отрясут мягкий пух, исчезнут,
А она вся белым-бела…
Снова ангельского крыла
Взмаха жду я, но бесполезно.

Встретил я не одну зарю
У оконца под самой крышей.
Всё стараюсь быть к небу ближе,
Всё смотрю на него смотрю…
Только ангелов, - нет, - не вижу.

Понапрасну ли время трачу
На пустой и никчёмный труд?
Может статься они прозрачны?,
Или в небе ином живут…

16.03.22



***


24. Боги

Мы видим небо в лужах у дороги.
Меж стебельками паутинки нить.
Кто мы с тобой? - Стареющие боги,
Пришедшие на Землю погостить,

Вкусить вина и хлеба, нежность женщин
Вдохнуть в себя, как аромат цветка.
Здесь на Земле нам Рай был не обещан,
Но мы его испили до глотка.

Добыли что, а что за «так» досталось.
Всё минет! Что об этом говорить?
Останутся похмелье и усталость.
Ну а богам самим себя судить.

Когда пройдём в обратные приделы
Мы по созвездий брошенным мостам -
Расскажем поэтично и умело,
Как на Земле гостить случилось нам.

Ноябрь 2021 г.


***




25.

В осеннем воздухе прохлада.
Уснули в сумраке поля,
И кажется, что звёзды рядом
И близко к небесам земля.

Они сияют словно свечи,
Дрожат в холодной вышине.
И в этот грустный тихий вечер
Им также холодно, как мне.

Бредёт мой конь по чахлым травам,
В них ветер катился волной.
Поля налево и направо,
Вдали и за моей спиной.

А небо это поле тоже… -
Вот только-только понял сам.
Дороги  нет туда, но всё же:
Земля так близко к небесам.




***

26. «Счастье»

Вдыхаю ветер, знаки звёзд читаю
В них тайно явлен день грядущий, час,
Пути-дорожки счастья помечая,
Его с бедою путал я не раз.

Всё замерев, прислушиваюсь к звукам,
Смотрю прищурясь хищно в темноту.
Лишь только повод выпустишь из рук и
Проскачешь даром не одну версту

Плутаешь ищешь верную дорогу,
Ну а её снегами замело,
Метель бы вот опередить немного
А так ищи свищи — кругом бело.

Коня исхлещешь и с досады плачешь,
Ну надо ж так? -  Доверился судьбе!
Ну где теперь добыча, где удача?
Другим она досталась; не тебе!

...К несчастью не успел ты «к счастью» в гости
Конь виноват, метель, да что с того?
Кресты успевших вместе на погосте.
И близко место есть для одного…

Зима 2021


***


27. Частица

Где ширь голубая смыкает границы
С землёй, облака близко к тверди плывут.
В душе моей тоже есть неба частица -
Безбрежья и выси  пришитый  лоскут.

Безбрежье небрежно порой отрываю,
Безбожно швыряю под ноги и в грязь…
Но кто-то заплату опять нашивает
Бесплатно на место нисколько не злясь.

И снова горит голубым перламутром
Душа, что зияла корявой дырой.
Опять всё на месте, всё правильно, мудро
Ни кверху ногами, ни вниз головой.

Я вижу, как черная птица на ветку
Садится,а иней на ней серебрист…
Сегодня усну я спокойно и крепко,
С надеждой, что завтра дадут белый лист.

Зима 2021




***

28. Кочевники

С темного неба в осеннюю слякоть
Падают серые капли дождя.
Теплое лето не может не  плакать,
Пасмурным днём навсегда уходя.

Хмурый возница, промокший до нитки,
Что-то поёт; - не молчит никогда
Я на коне, он в добротной кибитке -
Вместе в полях мы гоняем стада.

Смотрит он вдаль, тянет воздух ноздрями
Нужно идти до полуночной тьмы!…
Степь впереди, справа, слева, за нами!
Скифы, скитальцы, кочевники — мы!

Вечно он грезит про дальние страны,
Смотрит виденья и вещие сны…
Луки и стрелы, мечи и арканы
В долгие странствия припасены.

Где мы идём - ни жилья, ни погоста…
Нам и не надо — была бы трава!
Всё у нас запросто, всё у нас просто:
Кони, поводья, небес кружева…

Он умолкает, а я запеваю: -
Всё не о том, всё не в лад не впопад!
Что я пою — сам порою не знаю,
И говорю и живу наугад.

Волчии песни про долгие зимы,
Про холода, про неведомый край,
Где нас не знают… Кочевники с ним мы!…
… Теплое лето — потерянный рай!

Август 2021

Это стихотворение  наполнено особым смыслом, о котором расскажу в заключении.


***


29. Мельница

Падает с черного камня вода
В круга дубового лопасти-пасти,
Навийтуман, мутных грёз череда
Явят оттуда мне- горе ли, счастье
Ждут меня; Ведьма, смотри ворожи!
Щедро с тобой я делился добычей!:…
Вертится мельница, катится жизнь.
Каркают вороны — беды ли накличут?

Ходят враги словно волки за мной,
Злые друзья мне завидовать стали.
Кто там стоит за моею спиной?
Ангел-хранитель?… Да только едва ли
Спустится он в этот чёрный овраг…
Над головой ветер ветви качает.
Брызги и шум!…  Здесь и свет буд-то мрак…
Ведьма умолкла!…  Сказать, что; - НЕ знает…

сентябрь 2021 г.



***


30. Осень

Ни золото и ни багрянец
Ещё не вылились на клёны.
Ещё не наступило срока
Остыть хрустальной глади рек.
Ты рядом, ты неподалёку
Придёшь, и встречу я поклоном
И листьев падающих танец,
И ветра рвущего их бег.

Ты, Осень — рыжая лисица,
Полей колдунья золотая,
Кудесница и ворожея,
Хозяйка сумрачных лесов.
Тебя почувствовал уже я,
Давным-давно тебя я знаю.
Так небеса познала птица,
Парящая у облаков.

Что делала в далёких странах
Тебя распрашивать не буду.
Я знаю тайны постигала
В гадании и ворожбе.
Да я и сам постиг немало!
Я угадал тебя в туманах,
Я угадал тебя повсюду,
Я угадал тебя в себе!

Ты — красок буйное веселье
На празднике великой Жизни,
Что возродится умирая,
Пронизав  прах живым ростком!
Моё вино, моё похмелье,
Ночной костёр на бражной тризне,
Молитва тихая святая
Над увядающим цветком.

Ещё есть время, растоянье.
Ещё не догорело лето
И журавли не прокричали
Тоскливо в небе серым днём.
Во всём, везде твоё дыханье,
Твои черты, твои приметы.
  В моей задумчивой печали
  И даже в зеркале моём.

Август 2021 года


***

   31.

 Который день — нельзя и посчитать,
В краю моём уже гостят метели.
Устали на ветвях своих держать
Пушистый иней сумрачные ели.

Давным давно в небесной вышине
Не видно голубого перламутра.
Кругом всё тихо, пасмурно и мудро
И внемлет сердце мудрой тишине.

Порою с ветки серебро обронит,
Взлетая ворон мглою черных крыл.
Кто рукавом белёсым на ладони
И от чего мой рай земной укрыл?

Зима 2022 г..


***

   32.

Я верю есть, Кто скоро всех рассудит.
А мне судить себя лишь по плечу.
Я думать не хочу, что дальше будет
И вспоминать, что было не хочу.

Что было — перевёрнута страница,
Что будет — пролестнётся, поглядим.
Кружит метель, порхает словно птица,
Роняя белый пух к вискам моим.

Чему случиться всё за ней незримо.
И свет что мрак за дымом нелучист.
Зачем я в ней стою — необъяснимо,
Но сам весь бел уже, как чистый лист.

Не видно лиц. Всё пусто не искристо.
Покойно всё или покоен сам?
На ветках елей иней серебристый.
Они ли не ступени в небеса?



***

 
 33.

Таюсь в углах, живу от всех с оглядкой.
Не мыты руки, совесть не чиста
Строкой плескаю словно мёдом сладким
На скатерть белоснежного листа.

Слагаю вирши складно и умело
Зачем-то свыше даром окрылён.
Я не живу. Я сплю, но с явью сон,
Не путаю — переплетаю смело
Между собой не в нити, а в слова,
           Из них плету я сети, вью арканы
          Ловлю метели  ими и туманы
          Холодных вьюг седые кружева,
Как в рукава в тетради укрываю
Туда же ветры, звёзды я бросаю
Любуюсь ими, а потом теряю
Наступит срок — найду едва-едва.



***

 
 34.

Укрыта мглой небесная равнина.
Порой луна из дымных облаков
Блеснёт и спрячется опять за их седины
В глубины тьмы без дна и берегов.

Дрожа свечой в таинственном пространстве,
Лишь иногда подобием ножа,
Пронзает ночи чёрное убранство,
Земле открыться блеском не спеша.

Легко, крылато ветра дуновенье.
Когда он дышит, постоянства нет.
И вновь смотрю я улучив мгновенье,
Как спорят меж собою тень и свет.



        Берендеево царство

Вот мы с вами и познакомились  со сказочной лирикой Владимира Козлова. Этот мир, который мне представился при прочтении его стихов  открылся как Берендеево царство, мир древнего уже почти сказочного  народа,  кочевавшего в восточно-европейских степях и стоявшего у истоков возникновения Руси. Тема вольной кочевой жизни как лейтмотив присутствует в поэзии поэта-скотовода, а Берендеево царство - это мир, куда он переносится в своих грёзах: с талантливыми поэтами, способными к сверхчувственному восприятию мира такое случается. Особенно описанием своих грёз известны А. Блок и Игорь-Северянин… Блок там встречался со своей Прекрасной дамой, Северянин - называл эту грёзовую страну Миррэлилей...
По каким-то мистическим причинам близка она и мне: в юности мечтал босиком с котомкой совершить такое путешествие по тем степям. Владимир недавно открылся мне, сообщив, что в героях стихотворения «Кочевники» он имел в виду нас двоих: в добротной кибитке он представил меня, сам же едет рядом верхом на коне… В реальной жизни конь -  его любимое средство передвижения.  Это стихотворение о наших  удивительных беседах, о нашем живительном общении…  Откуда у поэтов такая проницательность и такая образность -  не знаю.  Без К.Г. Юнга и его коллективного бессознательного понять и объяснить это трудно...
У меня  впечатление Берендеева царства сложилось после многократного перечитывания стихов этого сборника. Первоначально  было желание назвать  его «Воспоминания берендея», настолько меня поразило мировосприятие этого человека, живущего в двух километрах от нашей деревни. На их хозяйстве в летнее время бывал много  много раз, и внуков туда возил, чтобы коров живых посмотрели:  ничего сказочного мы там не приметили: земля у края леса на пересечении двух дорог, коровы, телята, конь, кучи навоза, скромный, наспех построенный домик, коровник, малоэстетичные, грубо сколоченные хозяйственные постройки и... розы!… Ирина, пользуясь вольными удобрениями из под коров, пытается украсить большую поляну перед домом  за воротами кустами роз... 
А в стихах Козлова райская жизнь, сказочные чудеса, Берендеево царство, мудрость пращуров… Меня всегда привлекали различного рода духовные феномены, о них  только и пишу - это один из них. Название этому феномену «душа русского поэта», возвышенное состояние этой души предельно ясно описал А. Блок в стихотворении «Поэты»:

Пускай я умру под забором, как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала, -
Я верю: то бог меня снегом занес,
То вьюга меня целовала!

Владимир  прекрасно знает это откровение Блока, он мне и указал на него. В нём  один из лучших поэтов Серебряного века потрясающе правдиво описывает разницу в восприятии окружающего и себя поэтами и обывателями, разницу, о которой я говорил в самом начале этой статьи. Поэты действительно имеют связь с духовным миром и находятся под мистическим покровительством Бога. Осознание этой разницы может дать читателю ключ к пониманию поэтического творчества, в благоговении склонить голову перед Поэтами и с особым усердием начать учиться пользоваться этим уникальным инструментом познания.
Удивительно для судьбы поэта, но жизнь Владимира сегодня вполне устроена, хотя было время, когда она пыталась втоптать его в грязь… Стойкость его характера и сегодняшняя по-крестьянски устроенная жизни, несмотря на все выпавшие на его долю испытания, на мой взгляд, и есть залог нашего светлого будущего, которое нам предвещали пророки и учителя: он при своих поэтических наклонностях и странностях не только сам со своей семьёй от своих трудов живёт в достатке, но и еще окрестный народ свежими молочными продуктами бесперебойно и по божеским ценам снабжает.  Дай Бог Владимиру   с Ириной сил и здоровья продолжать своё дело как можно дольше! Достойные, трудолюбивые и очень талантливые представители русского народа!

                ***

P.S. Одна из черт нашего национального характера - нежелание прочно устраиваться на земле, а парить над нею в воздусях, мечтая о другой более счастливой и свободной жизни. Об этом много статей и трактатов написано и философами и писателями, и русскими и зарубежными. Это одна из фундаментальных черт «народа Христа»,  как определил нас в своих работах великий мистик, создатель духовной науки Рудольф Штайнер. Эта тема красной нитью проходит через мои работы, поэтому здесь ограничусь только констатацией и добавлю, что наш герой вполне типичный представитель своего народа, отличающийся от большинства тем, что награжден ко всему прочему  поэтическим даром и способен высказать, выплеснуть наружу чувства, свойственные такому состоянию русской души, и помочь нам в постижении нашей национальной идентичности.

Добавлю в завершение, что похоже мы с Козловым родственные души, иначе бы наша встреча не состоялась...


Рецензии
Буду заново изучать нашу национальную литературу по Вашим работам, которые открывают душу народную в литературном творчестве. За это низкии Вам поклон.

Нинон Пручкина   08.07.2022 15:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.