Память, восприятие и влюблённость

Я снова рада приветствовать моих читателей!

Сегодня хочется порассуждать на такую интересную тему, как работает наше восприятие. Почему одни события мы отчётливо помним и много лет спустя, а другие - относительно недавние - как будто растворились в тумане?..

Каждый из нас по своему опыту знает, что лучше запоминается, врезается в память нечто необычное, как говорится, из ряда вон. А обыденные вещи, которые повторяются изо дня в день, не оставляют ярких воспоминаний. Это можно сравнить с палитрой красок. Вот проходит череда обычных дней, с их неизбежной рутиной, в чёрно-белых тонах. Один день практически неотличим от другого. Как вдруг происходит какое-то событие - долгожданное или, наоборот, неожиданное, которое делает нашу жизнь ярче. Как мазок красной или жёлтой краски на рисунке, выполненном простым карандашом. И такие дни наша память хранит долгие годы.

Мы можем не помнить что ели на обед два дня назад. Потому что это воспоминание не имеет для нас большого значения. Другое дело, если мы приглашены, например, в роскошный ресторан, да ещё для этого есть знаменательный повод - чья-то свадьба или юбилей.. Такие дня остаются в памяти надолго. И спустя несколько лет Вы будете помнить, во что были одеты Вы сами и сидящие за столом гости, о чём вели беседу, какие блюда подавали во время ужина и как поразил воображение поданный в конце вечера торт.

То есть, можно сделать вывод, что для нашей памяти очень важна свежесть и новизна восприятия! Необычные обстоятельства, в которых мы оказались; события, которые не являются обыденностью и не происходят с нами каждый день.

Писатели и режиссёры  любят помещать своих героев в необычные обстоятельства. И часто используют этот приём, описывая первую встречу героев и начало их любовной истории.

Например, сцена из романа Маргарет Митчелл "Унесённые ветром", в которой рассказывается, как Скарлетт влюбилась в Эшли.

"Она помнила всё до мельчайших деталей: блеск его сапог, камею с головой медузы в булавке, которой был заколот галстук, широкополую панаму, стремительным жестом снятую с головы, как только он увидел её, Скарлетт. Он спешился, бросил поводья негритёнку и стал, глядя на неё; солнце играло в его белокурых волосах, превращая их в серебряный шлем, и его мечтательные серые глаза улыбались ей."

                Маргарет Митчелл

Конечно, они и раньше были знакомы. Но эта встреча происходит после того, как Эшли несколько лет отсутствовал, путешествуя по Европе. А значит, это было как бы знакомство заново, потому что оба они изменились и повзрослели. Скарлетт просто взглянула на молодого человека "другими глазами" и влюбилась. Плюс ко всему, Эшли выглядел очень элегантно и, выражаясь языком кинематографистов, "удачно попал в кадр и поймал свет." Согласитесь, солнце, играющее в его волосах, несомненно сделало его образ в глазах Скарлетт романтичным и привлекательным.

А в романе Джейн Остин "Чувство и чувствительность" Марианна встречает Уиллоби при не самых приятных обстоятельствах. Она отправляется на прогулку с младшей сестрой Маргарет, и, когда они уже прилично удалились от дома, начинается сильный дождь. Сёстрам не остаётся ничего другого, как поспешить обратно.

"И они побежали. Марианна было опередила сестру, но вдруг споткнулась и упала, а Маргарет, не в силах остановиться, чтобы помочь ей, благополучно достигла подножия холма.
Но навстречу им поднимался какой-то джентльмен с охотничьим ружьём и двумя пойнтерами. От упавшей Марианны его отделяло лишь несколько шагов, и, положив ружьё на траву, он бросился к ней. Она попробовала встать, но удержалась на ногах лишь с большим трудом, так как вывихнула щиколотку. Джентльмен предложил свою помощь, но, заметив, что стыдливость препятствует ей согласиться на требования необходимости, без дальних слов подхватил её на руки и бережно снёс вниз. Маргарет оставила калитку открытой, и он, пройдя через сад, последовал за Маргарет в дом и расстался со своей ношей только в гостиной, где осторожно опустил её в кресло."
               
                Джейн Остин

Фактически, оказав Марианне помощь, незнакомец спас её. Одно это уже придало неприятному происшествию романтический оттенок. Всё произошло так быстро и неожиданно, что у девушки появилось много пищи для размышлений. А скудость сведений о молодом человеке породила множество домыслов и подогрело фантазию, что, впрочем, вполне в характере впечатлительной Марианны.

"Внешность его и манеры были в точности такими, какими она в воображении наделяла героев любимейших своих романов, а то, как он без лишних церемоний отнес её домой, говорило о смелости духа и совершенно оправдывало в её мнении такую вольность. Всё связанное с ним было исполнено чрезвычайного интереса. Прекрасная фамилия, и живёт он в прелестнейшей из окрестных деревушек, а охотничья куртка, бесспорно, самый бесподобный наряд для мужественного молодого человека. Фантазия её работала без устали, мысли были одна приятнее другой, и она даже не вспоминала о ноющей щиколотке."
               
                Джейн Остин

Ничего не зная об Уиллоби, о его характере, не подозревая что он за человек, Марианна уже с готовностью приписала ему храбрость и благородство, а также все мыслимые и немыслимые положительные качества. Она сама ещё этого не поняла, а читателям абсолютно ясно, что Марианна влюбилась в Уиллоби в этот же день.

Согласитесь, неизвестно, как всё могло обернуться, если бы Эшли никуда не уезжал, а все эти годы они со Скарлетт продолжали общаться и взрослели бы вмести. И что было бы, встреть Марианна Уиллоби в гостях у общих знакомых. Велика вероятность, что симпатия всё равно бы возникла. Но, согласитесь, что в одном случае разлука, а в другом спасение, усилили впечатление от встречи. Яркость восприятия ускорила возникновение влюблённости.

Вам известно, что в обеих историях это чувство ничем хорошим не закончилось. Возможно, то, что обе героини приняли за знак судьбы, было лишь стечением обстоятельств, подкреплённым их собственным восприятием происходящего. Кстати, читая эти отрывки, нельзя заранее предсказать, что закончится всё далеко не так красиво, как начиналось. А выбрала я именно эти фрагменты, потому что они позволяют увидеть зарождение чувства глазами главных героинь.


Рецензии