К снятию либерализма
«Свобода сама себя упраздняет, если она не ограничена»; «…принцип государственного невмешательства в экономику - принцип, на котором основывается не ограниченная законодательно экономическая система капитализма, должен быть отброшен. Если мы хотим защитить свободу, то должны потребовать, чтобы политика неограниченной экономической свободы была заменена плановым вмешательством государства в экономику.»; «Действительно, правление, которое создает институты контроля за оружием и преступностью, но не за властью денег, вполне может попасть под влияние последних. В таком государстве может править бесконтрольный ганкстеризм богатых.»; «В истории бывали времена, когда, к примеру, всякая эксплуатация была грабежом, непосредственно основанным на власти военной силы. И сегодня немногие поддерживают наивный взгляд, согласно которому «прогресс истории» раз и навсегда положил конец этому прямому способу эксплуатации людей. Сторонники такого взгляда ошибочно полагают, что поскольку формальная свобода однажды была завоевана, для нас уже невозможно вновь подпасть под власть таких примитивных форм эксплуатации»; "Моральный радикализм всё ещё жив. Наша задача – сохранить его..." (Карл Поппер «Открытое общество и его враги» Том 2)
2. Л. Мизес:
«СОГЛАСИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ ПРАВИЛАМИ, соблюдение которых требует создание, сохранение и интенсификация общественного сотрудничества, представляется не жертвой мистической сущности, а использованием наиболее эффективных методов деятельности, ценой достижения более высоко ценимых результатов.»; "Разумеется, всегда будут существовать индивиды или группы индивидов, интеллект которых настолько ограничен, что они неспособны осознать выгоды, которые предоставляет им общественное сотрудничество."; "Выгоды от мирного сотрудничества и разделения труда всеобщи. Они тотчас же приносят пользу именно данному поколению, а не отдаленным потомкам. Ибо все, чем индивид ЖЕРТВУЕТ РАДИ ОБЩЕСТВА, он сполна компенсирует большей выгодой."; "Второе: [ИСТИННЫЕ] либералы не смотрят свысока на интеллектуальные и духовные устремления человека. Наоборот, с НЕИСТОВЫМ РВЕНИЕМ они стремятся к интеллектуальному и НРАВСТВЕННОМУ совершенствованию, к мудрости и эстетической безупречности." (Л. Мизес «Человеческая деятельность»)
3. Милтон Фридман:
"Ни одно общество не может быть стабильным, если в нем отсутствуют стержневые оценочные суждения, безоговорочно принимаемые подавляющим большинством его членов." (М. Фридман "капитализм и свобода"); "...все мы, возможно, хотели бы способствовать борьбе с бедностью при условии, что и все остальные поступят так же. Без подобной гарантии мы, наверное, не захотели бы внести ту же самую сумму. В маленьких общинах для осуществления этого условия за счет частной благотворительности может быть достаточно давления общественного мнения. В крупных имперсональных общинах, которые все в большей степени начинают доминировать в нашем обществе, добиться этого с помощью одного только общественного мнения значительно труднее."; «Он [истинный либерал - В.К. ] рассматривает частную благотворительность, рассчитанную на оказание помощи менее удачливым [людям], как пример разумного пользования свободой. И он может одобрительно относиться к действиям государства, направленным на борьбу с бедностью, как к более эффективному средству, с помощью которого большая часть общества может достичь общей цели. Однако он будет при этом сожалеть о том, что добровольные действия пришлось заменить принудительными.» (М. Фридман "Капитализм и свобода"); "Сердцевиной философии либерализма является вера в достоинство человека, в его свободу максимально развивать свои способности и использовать свои возможности по собственному разумению с единственным условием, что он не будет препятствовать другим людям поступать подобным же образом." (М. Фридман "Капитализм и свобода")
4. Б. Рассел:
«Летом 1915 года я написал «Принципы социальной реконструкции»…»; «Там я выдвинул философию политики, основанную на убеждении, что человеческая жизнь строится скорее под влиянием импульсов, чем разумно обусловленной цели. Импульсы я разделил на две группы — импульсы обладания и импульсы творчества, считая лучшей жизнью ту, которая по большей части строится на ТВОРЧЕСКИХ импульсах. В качестве примеров, демонстрирующих импульсы обладания, я привел государство, войну и бедность, а примерами творческих импульсов мне послужили образование, брак и религия. По моему убеждению, преобразующим принципом должна стать свобода творчества.» (Б. Рассел «Автобиография»)
5. Ф. Фукуяма о необходимости регулирования финансовых институтов:
"Те, кто выступает за «сумерки государственности» — являются ли они поборниками свободного рынка или преданы идее многосторонних договоров, — должны объяснить, что именно заменит силу суверенных национальных государств в современном мире (см. Evans 1997). На самом деле эту пропасть заполнило разношерстное собрание международных организаций, преступных синдикатов, террористических групп и так далее, которые могут обладать в определенной степени властью и легитимностью, но редко и тем и другим сразу." (Ф. Фукуяма "Сильное государство"); «Этот продолжительный период, начавшийся с Рейгана и Тэтчер, во время которого закрепилась идея о преимуществах нерегулируемого рынка, во многом имел разрушительный эффект"; "Говоря о социальном равенстве, это привело к ослаблению профсоюзов, переговорных возможностей рядовых рабочих, практически повсеместному росту олигархического класса, который в итоге получил чрезмерную политическую власть. С точки зрения финансов, если мы чему-то и научились благодаря финансовому кризису, так это тому, что данный сектор [то есть финансовый] необходимо регулировать по полной, иначе он заставит платить за него всех остальных. Вся эта идеология очень глубоко укоренилась в пределах Еврозоны, политика экономии, которую Германия навязала Южной Европе, была разрушительной». (George Eaton 17. октября 2018г. Francis Fukuyama interview: “Socialism ought to come back” («Социализм должен вернуться»)
6. Н. БРАНДЕ:
«…разумность – это предварительное условие независимости и уверенности в себе.»; «…отвергающий ответственность мышления, может существовать, только паразитируя на разуме других. А паразит не может быть индивидуалистом.»; «Бунтарство или необычность сами по себе не являются доказательствами индивидуализма. Точно так же, как индивидуализм не сводится к отрицанию коллективизма, он не сводится и к отсутствию подчинения нормам.»; «Психически нездорового человека вряд ли кто-нибудь станет обвинять в конформизме, однако как психически больной, так и субъективист отнюдь не являются представителями индивидуализма.» (Натаниэль Бранде «Фальшивый индивидуализм»)
7. Ф. Хайек:
"Популярность идеи «планирования» связана прежде всего с совершенно понятным стремлением решать наши общие проблемы по возможности рационально, чтобы удавалось предвидеть последствия наших действий. В этом смысле каждый, кто не является полным фаталистом, мыслит «планово». И всякое политическое действие — это акт планирования (по крайней мере, должно быть таковым), хорошего или плохого, умного или неумного, прозорливого или недальновидного, но планирования. Экономист, который по долгу своей профессии призван изучать человеческую деятельность, неразрывно связанную с планированием, не может иметь ничего против этого понятия."; "...если мы хотим распределять доходы или блага в соответствии с определенными стандартами, мы должны прибегать к планированию."; «Несогласие с таким [с ложным см. по тексту] пониманием планирования не следует путать с догматической приверженностью принципу laissez-faire. Либералы говорят о необходимости максимального использования потенциала конкуренции для координации деятельности, а не призывают пускать вещи на самотек."; "И они вовсе не отрицают, а, наоборот, всячески подчеркивают, что для создания эффективной конкуренции нужна хорошо продуманная система законов, но как нынешнее законодательство, так и законодательство прошлого в этом отношении далеки от совершенства. Не отрицают они и того, что там, где не удается создать условий для эффективной конкуренции, надо использовать другие методы управления экономической деятельностью.» ("Дорога к рабству")
Д. Роулс:
«фундаментальным для справедливости является понятие честности, относящееся к честным деловым отношениям между лицами, которые сотрудничают или конкурируют друг с другом…»; «…люди, в идеале, должны хотеть служить друг другу.» (Д. Роулс «Справедливость как честность»)
7. Адам Смит:
«Какую бы степень эгоизма мы ни предположили в человеке, природе его, очевидно, свойственно участие к тому, что случается с другими, участие, вследствие которого счастье их необходимо для него, даже если бы оно состояло только в удовольствии быть его свидетелем.»; «Из всего сказанного нами следует, что выражать свое сочувствие другим и забывать самого себя, ограничивать насколько возможно личный эгоизм и отдаваться снисходительной симпатии к другим представляет высшую степень нравственного совершенства, на какую только способна человеческая природа. Только таким путем мы можем достигнуть того ГОСПОДСТВА СОГЛАСИЯ В ЧУВСТВОВАНИЯХ ЛЮДЕЙ, при котором СТРАСТИ наши оказываются законными и приносят нам счастье.» (А. Смит «Теория нравственных чувств»)
---------------------------------
Карнеги, Форд и Рокфеллер о необходимости отчуждения и циркуляции капиталов:
Генри Форд (крупнейший автопромышленник):
«Бережливость – излюбленное правило всех полулживых людей.»; «Принцип правильной траты есть единственный необманный принцип. Трата положительна, активна, животворна. Трата жива. Трата умножает сумму всего хорошего.»; «Излишек есть общий продукт всей организации.»; «Никто не имеет права считать подобный излишек личной собственностью, ибо не один он его создал»; «Всегда следует платить высшие ставки. Каждому участнику должно быть дано приличное содержание, безразлично, какую бы роль он не исполнял.» (Г. Форд «Моя жизнь, мои достижения.»)
Э. Карнеги (крупнейший металлопромышленник)
«Людям, которые всю жизнь продолжают накапливать огромные состояния, правильное использование которых во всеобщих интересах было бы благом для общества, следует дать понять, что общество в лице государства не может быть лишено права на пристойную долю этого состояния.» (Э. Карнеги «Богатство»)
Д. Рокфеллер (крупнейший нефтепромышленник):
«Я твёрдо верю в то, что истинное человеколюбие, скорее всего, заключается в способности применить свои силы, время и средства так, что бы состояние, возрастающее из этого дела, дало возможность найти КАК МОЖНО БОЛЬШЕМУ числу людей и занятие, и приличный заработок...»; «Считать добрым делом бессмысленную трату денег, на мой взгляд, необычайно ошибочно и характерно для людей очень близоруких.»; «Деньги полученные человеком без труда, редко бывают благодеянием и гораздо чаще проклятием для него.»; «Мы, американцы уже достигли в жизни народов таких успехов, что вправе требовать от наиболее видных своих сограждан больших пожертвований для общества, в пользу общего блага, как временем, так и разумом, и средствами.»; «Учителя, РАБОЧИЕ и великие вожди наций должны быть освобождены от давящих и угнетающих забот о деньгах.» (Д. Рокфеллер «Как я нажил 500 000 000 долларов»)
Дж. М. Кейнс:
«С конца ХIХ века был достигнут значительный прогресс в устранении чрезмерного неравенства богатства и доходов посредством прямых налогов: подоходного, добавочного прогрессивного и налога на наследства, особенно в Великобритании. Многие хотели бы пойти по этому пути ещё дальше, но их останавливают...»; «Главным же образом их смущает, как я думаю, представление, что рост капитала зависит от силы побуждения к индивидуальному сбережению…»; «...наш анализ приводит к выводу, что в современных условиях рост богатства не только не зависит от воздержания состоятельных людей [от трат], как обычно думают, но, скорее, всего, сдерживается им.» («Общая теория занятости, процента и денег» стр. 434)
Г. ГЕГЕЛЬ:
«Более чистая диалектика состоит в том, что относительно какого-нибудь рассудочного определения-предиката [например класса предпринимателей - капиталистов -В.К.] показывается, как в нем самом оно столь же есть и противоположность себя самого, что оно, следовательно, упраздняет себя внутри себя.» (Г. Гегель «Философская пропедевтика»)
Свидетельство о публикации №222061700933