Учитель тоже человек

 
    Сегодня я не пошла в школу, в субботу тоже не ходила. Немного заболела, но в больницу не ходила и поэтому завтра пойду без справки. Не знаю, как меня примут, у нас - новый зауч, каждый день записывает, кого нет в школе.
      
    Сегодня увидела в окно, как по нашей улице проходили Дудник, Юрьева и Литовченко. Как я испугалась, думала, они ко мне зайдут.
   
    Вообще-то я сегодня собиралась идти в школу и даже все уроки сделала. Начала готовить форму, погладить и пришить белый воротник, который я ещё в субботу постирала и как назло не нашла его, везде искала, а без воротника я не могу пойти, так как сегодня  начинается неделя юного антифашиста, сегодня будет школьный митинг и нужно быть в парадной форме. А ещё я плохо  физику подготовила. И нам сегодня надо к часу, А я дотянула с поисками до часу, А опаздывать я не люблю.
      
     Конечно, все эти причины неуважительные. Если это было бы на производстве, то это были бы прогулы, так  как у меня нет доказательств в том, что я болела. Мне не хочется сегодня идти в школу, хочется остаться дома наедине с собой. Мне кажется, если я останусь сегодня дома, то я обязательно что-то сделаю  хорошее для себя и других, что-то придумаю.

     Мне хочется побыть одной. Зачем? Не знаю. Хочу что-то такое сделать. 
Но мне не хватает времени придумать это. Сейчас  я начну убираться в комнате, закончу, наверное, в три часа и у меня останется два часа и даже меньше побыть наедине с собой. А ведь за это время не успеешь понять себя. Да, я больна, но и не настолько серьёзно, я могла бы учиться.
      
     У меня появилась мысль перейти в другой класс, но это будет трусость, а я давала себе клятву, бороться против плохого. Я должна что-то сделать, придумать, но что?
      
    Четверг  Второй урок. Английский. Всё как всегда, мальчишки шумят, балуются, не слушают Валентину Михайловну. У Рябошапка оказались витамины, которые он глотал на уроках. Его выгнали из класса.

    Сильного напряжения в классе не было и я до сих пор думаю, что это было сделано с целью. Валентина Михайловна бросила урок, класс и ушла. Мы остались сами. Мы не стали шуметь, а продолжили урок. Сами были и учителями, и учениками. И было тихо и даже хорошо. Кстати, надо заметить, что я тоже была вроде учителя. Подсказывала, исправляла и читала новый текст.
      
    Тут в класс вошёл зауч, никак не запомню как его зовут.
"Где учитель? "- сурово начал он.
"Ушла" - растеряно ответил Отаров, который был у нас за главного и был вообще нашим председателем отряда.
"Как ушла? Куда ушла? - всё также сурово продолжал зауч.
- Не знаю. Бросила и ушла.
- Как это бросила?? - стал повышать голос зауч - Что вы делали на уроке?
- Ничего - всё также растеряно и испуганно отвечал за нас Отаров.
     Надо сказать, такого ответа никто не ожидал, потому что все знали, что они делали.
- Как ничего?! Тогда зачем ушёл учитель?
- Не знаю .
- Так что же вы делали?
    Встал Иванов Андрей . Ему было стыдно за то, что Отаров сказал, ему некогда было думать, что ему надо ответить. И потому он сказал немного взволнованным голосом первое пришедшее нами слово" "Мы шумели".
- Кто шумел? Ты?
      
     Зауч стал всех по-одному спрашивать: " Шумел ли ты? ". Мальчишки как один говорили, что шумели, а девчонки - нет, в том числе и я  . Девочки оказались в стороне, не замечая, что они виноваты больше, чем мальчишки. Мальчишки встали в ряд возле доски, а девчонки сидели за партой и им, наверное, было спокойно, а впрочем - не знаю.
      
     Потом мальчишки пошли в учительскую просить прощения у Валентины Михайловны, которой было горько и обидно, что её не понимают и не слушаются, что она не выдержала и заплакала.  Думаю, и из учителей её не все правильно поняли, а Майя Петровна точно не поняла всего происшедшего. Это происшествие вскоре знала вся школа.
      
     Пятница. Третий урок. Английский. В класс быстро вошла Валентина Михайловна с журналом, тетрадями и книгами.
- Sit down (садитесь)
   Все сели. Изменений я ждала и они были почти во всём. Валентина Михайловна спросила на английском, кто отсутствует. Никто не вставал. Надо спасать, я встала, перечислила отсутствующих. Потом меня посадили и больше не трогали. Спрашивали больше всего Шараевскую, которая не ответила почти ни на один вопрос. Так она обращалась почти со всеми, но больше всех досталось Шараевской и Отарову.
В середине урока она сказала всем: "Вы ведь одни такие хорошие, а учителя у вас все плохие. А на математике, что у вас делается? " Не знаю вдумался кто в эти слова, а я до конца урока об этом думала.
      
     Ведь это и верно, мы, весь класс, думаем, что мы лучше всех, даже учителей, да ведь и я так думала. Но я поняла, что мы были не правы, мы просто никого не уважали и не думали, вернее не вдумывались, что учитель, такой же человек, как и мы все. А Человек - это святое. Обидеть человека, посмеяться над ним, над его слабостями, это всё-равно что убить человека . Вряд ли мы, обижая учителя, Человека, задумываемся о том, а как же он чувствует эту обиду. Да и вряд ли мы ему даже сочувствуем. Ведь мы не умеем  уважать Человека.
      
     А ведь обиженному человеку не легко сносить обиду, да при том, когда его не понимают. Валентина Михайловна, когда объясняет материал, часто говорит "ребятки", сразу можно определить, что у неё хорошее настроение, ей интересно рассказывать, объяснять. У неё возвышенное настроение, от которого веет утром и свежестью. А мы, ребятки, не замечаем и хамим, как говорит Анатолий Фёдорович и отсюда у нас плохой учитель.
    
     И когда учитель объясняет страстно, повторяет несколько раз, чтобы мы запомнили и поняли, у него прекрасное настроение. И не портьте его, ладно! Ведь учитель - Человек. Он живой. И он также хочет, как и все люди счастливо жить. Так не мешайте ему!  Ведь вы тоже будете счастливыми тогда!

   03.02.1975 г.


Рецензии