Разорение

 Во время летних работ, староста помещика Казначеева, неизвестно за что, побил весьма жестоко 60-летнюю старуху Яковлеву; побои были так сильны, что она находилась несколько времени без чувств, а, придя в себя, приобщилась Святых Таин. Сын ея, Иванов заступился за мать, принёс жалобу помещику, но, не получив удовлетворения, подал жалобу в Земский Суд. За принесение этой последней жалобы Казначеев отдал его в рекруты, а когда по освидетельствованию Рекрутскаго Присутствия, он признан негодным, представил Правительству для ссылки в Сибирь и поселение.
 Иванов был женат и имел троих малолетних детей. Тогда мать вступилась за своего сына и подала жалобу губернатору, по распоряжению котораго произведено изследование. По поводу последнего губернский предводитель дворянства писал губернатору, что по его мнению производство следствия было сделано преждевременно и не согласно с установленными на этот предмет правилами: не видно ничего, что бы могло обвинить Казначеева  в злоупотреблении помещичью властью. С другой стороны, сослать крестьянина в распряжение правительства помещик имеет законное право, и при сём правительство не входит в рассмотрение причин, заставившаго помещика сослать своего крестьянина.
 Тогда губернатор представил это дело министру внутренних дел, который предписал ему внушить помещику Казначееву всю неблаговидность и неосновательность действий его в сем случае, и вместе с тем убедить его принять крестьянина Иванова с семейством обратно в имение, оградив крестьян от дальнейших притеснений...
 Однако поддержка, которую Казначеев нашёл у губернаторскаго предводителя, принесла свои плоды: выслушав  распоряжение министра, Казначеев дал ответ, что он крестьянина Иванова с семейством принять в имение не желает, как грубаго, дерзкаго, своевольнаго беглеца, подававшаго повод другим крестьянам к неповиновению...
 Насколько это было верно, насколько причины высылки были основательны, насколько необходимо было вмешательство в это дело правительства, - видно из того что за личность был этот Иванов... Он был первым крестьянином в имении Казначеева, отличался умом, сметливостью и примерным трудолюбием, обладал способностью легко и скоро усвоивать разнаго рода мастерство, он особенно был искусен в деле столярном и плотничном, выстроил Казначееву без всякой сторонней помощи мельницу и сделал для имения молотилку...
 Сам Казначеев до настоящего случая с матерью Иванова, относился к последнему благосклонно, а с удалением Иванова не постыдился с половины тягла перевести к себе хлеб и взять лошадь с жеребёнком. Дом Иванова со времени вышеизложеннаго произшествия обнищал, тогда ка до того был лучшим и богатым домом в имении, дети его в настоящее время снискают пропитание милостынею. 

 Дело Двор. Деп. Собр. 1858 г. № 31. 

 Из сборника начальника Рязанской Архивной комиссии Александра Дмитриевича Повалишина. Долгое время запрещено цензурой. Издано стараниями князя Николая Сергеевича Волконского на 450 страницах в 1903 году.
 Переиздано при содействии Архиепископа Рязанского и Касимовского Симона в 1995 году.
 Прошу модераторов не удалять мою статью, так как эти данные слишком долго были запрещены цензурой.


Рецензии
К счастью, уже немного оставалось терпеть крепостным рабам: в феврале 1861 г. лавно изжившее себя крепостное право было отменено.

Карагачин   21.10.2022 11:34     Заявить о нарушении
Спасибо за внимательное прочтение не только текста но и дела дворянского собрания депутатов - 1858 г.

Валентина Газова   21.10.2022 12:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.