1. Флотская церковь в Баку 1840-1873

1.Флотская церковь  в Баку (1840-1873).
    Весной 1850 году Государь Император Николай I совершал очередную  поездку по России для осмотра крепостей и войск. Ему сопутствовал его старший сын Наследник Цесаревич. Всероссийский Император Николай I считал, что Наследник «должен быть военный в душе, без чего он будет потерян в нашем веке». Поэтому все Великие князья с малолетства получали военное воспитание. Великий Князь Александр Николаевич начал обучение военному делу в 1829 году и был рядовым кадетом, унтер-офицером, фельдфебелем, стоял на часах у знамени, исполнял обязанности канонира во время артиллерийской стрельбы и пр.(8).
    29 августа 1831 года Государь пожаловал Наследнику титул Цесаревича   и наименовал Казачий Атаманский полк Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича. В 1844 году Александр Николаевич был назначен   командующим, а затем командиром всей гвардейской пехоты. Он часто производил смотры различным частям войск, расположенным во всех концах России (9).  Летом 1850 года руководил лагерным сбором кадетов в Петергофе и гвардии в Красном Селе, а осенью   предпринял путешествие на Кавказ и в Закавказье. 
    Газета «Кавказ» писала: «То было триумфальное шествие, непрерывный ряд торжеств и ликований на пути царского первенца, впервые посещавшего благословенный край, утвержденный за Россией блестящими победами русского оружия, упорною борьбой русского солдата с отстаивавшими свою независимость дикими, но храбрыми горцами» (10).
    Согласно достоверного маршрута путешествия, прибытие Государя Наследника в Баку ожидали 13-го и 14-го октября 1850 года(7,11).  Город готовился к встрече. Все вокруг чистили и украшали. Такие торжества обычно сопровождались богослужением в главной церкви.
      На то время в Баку было две православные церкви: Крепостная и Флотская.
Первая (первоначальная) градская греко-православная Святителя Николая Мир Ликийского была устроена в крепости, рядом с Девичей Башней  в 1815 году по приказу Главнокомандующего Грузией и Главноначальствующего Кавказской губернии генерал-лейтенанта Н.Ф. Ртищева на пожертвования русских людей. 
     Церковь имела скромную архитектуру и представляла собой каменную постройку небольшого размера. Над главной алтарной половиной церкви находился деревянный купол, покрытый железом, с четырьмя окнами, над которым возвышался железный позолоченный крест. Над другой частью церкви - каменный купол без всякой кровли с металлическим крестом. С западной части по фасаду было семь окон с железными решетками.
    К церкви пристроена деревянная колокольня на каменных столбах со сквозными проходами между ними. Иконостас и церковная утварь выписали из гор. Тифлиса. Первым священником был грузин о. Давид Иванов, который прибыл в 1814 году (7,12).
    Многоуважаемый мною Протоиерей Александр Иванович Юницкий в своей книге «История церквей и приходов Бакинской губернии» пишет: «Тогда армян в Баку почти не жило, хозяйничали одни русские и мусульмане. Те и другие жили между собой ладно». Жители Баку отличались миролюбием и благочестием. Православный служебный люд, предаваясь воле Божьей, проживал смирно и тихо при постах своей службы и строго охранял свой семейный очаг. Каждый воскресный день и каждый праздник, глава семьи вместе с домочадцами и челядью отправлялись в, единственную на то время в Баку, греко-православную церковь» (7).
    В 1839 году неожиданно для бакинцев военным ведомством был возбужден вопрос о передаче градской церкви в военное управление. Требование это основывалось на том, что г. Баку в то время «именовался крепостью, а не городом» (13). Действительно, в силу Высочайшего указа в июне 1839 года бакинский градский причт был передан военному ведомству. При этом, ведомству сдано только здание церкви (по части строительной и ремонтной.) Церковная же утварь и ризница остались введении местного градского причта, который совершал богослужение в церкви. Таким образом церковь стала подчинятся, как епархиальному, так и военному ведомству.
   Военное ведомство провело частичный ремонт: колокольню покрыли железом, а каменный пол в церкви сделали деревянным. Здание церкви было простым, без каких-либо украшений, стены оштукатурены и выбелены известкой. Внутри церковь - тесная, сырая, с плохой акустикой и неудобная даже для того времени.
    Вторая церковь в Баку - морская Флотская. Она располагалась на форштадте (Vorstadt - за городом). Академик Шамиль Фатуллаев в своих фундаментальных трудах писал:» Все   население Баку, который с 1806 года стал уездным городом Каспийской области Кавказской губернии, в основном помещалось в Крепости. За крепостью (на форштадте) располагались постройки периода ханского правления: одно-двухэтажные жилые дома, караван-сараи, бани, торговые ряды пр». 
     В 1840-х годах в городе определилась главная магистраль форштадта -Базарная улица (ныне ул. Гаджиева), которая начиналась от Шемахинских ворот крепости на юге, а заканчивалась на севере площадью (Базарной, Почтовой, ныне пл. Физули), через которую проходил Шемахинский тракт. Там же начали размещать казенные и военные сооружения. Некоторые из них возводились на местах ханских построек.
    Старые строения стали использовались по новому назначению: казачий пост, расположенный на стыке Шемахинской дороги и Почтовой площади, здание почтовой станции. Рядом двухэтажный караван-сарай, занятый флотским экипажем, или, как тогда говорили, флотским двором. Там жили низшие флотские чины, располагался лазарет морского ведомства и Флотская церковь» (14).   
   Козьма Федорович Спасский-Автономов в 1847 году писал: » Морская станция заведовала одной военной брандвахтой(наблюдательный пост), которая размещалась частью в крепости возле Девичьей башни, а частью на форштадте в так называемом флотском дворе, где была церковь и казармы для береговых морских чинов. Морской двор составлял центр на форштадте и самое видное здание было увенчано куполом православной церкви. Около этого центра теснились незавидные домики обывателей с узкими улицами и переулками» (11).
   Спасский-Автономов был старожилом города Баку, служил долгое время Управляющим Бакинского карантинно- таможенного правления, начальником таможенной конторы, получил высшее образование в киевской духовной академии и был всесторонне образованным человеком. Он оставил потомках   ценные сведения и объективную историю Баку, которую он писал и публиковал на протяжении всей своей жизни (1807-1890) (1).
   15 июля 1850 г. Высокопреосвященный Экзарх Грузии архиепископ Исидор(Никольский), предполагая, что встреча с Государем Наследником  произойдет в Бакинской градской церкви, прислал за собственноручною подписью благочинному  священнику  о. Дмитрию Алексапольского (помощнику, наблюдающего за духовенством и прихожанами вверенного ему округа) соответствующие наставления. 
   Путь Государя в Баку лежал через Тифлис, Елисаветполь (Гянджу) и губернский город Шемаху, где он лично одобрил место закладки нового православного собора во имя Святителя Николая Чудотворца, которое произошло 13 августа 1851 года.
   13 октября 1850 года около 8 часов вечера «в вожделенном здравии» Его Императорское Высочество и Великий Князь Цесаревич Александр Николаевич прибыл в Баку. Город, крепость, окрестные горы, стоящие на рейде суда, берега моря и даже само море пылали ярким огнем. Для этого нефть разливали по гладкой поверхности спокойного моря и зажигали. Имя Августейшего виновника общего торжества, изображенное в виде вензеля, сияло в разноцветных огнях и в разных местах.
    Все жители города собрались у крепостных ворот с факелами. Здесь Государь Наследник был встречен бакинским сословием с хлебом и солью. С всеобщим восторгом и радостными восклицаниями всех бакинцев, Е.И.В. был сопровожден к приготовленной для его пребывания квартиры. Там он изволил принимать почетный караул от Грузинского Линейного №9 батальона и от беков, которыми остался весьма доволен.
   Священник о. Дмитрий Алексапольский вместе с причтом (штат священнослужителей и церковнослужителей одной церкви) ожидали дорогого гостя с 6 вечера, но в этот день Его Высочество отправился на отдых в приготовленные ему покои.      
   14 октября имели счастье представляться Государю Наследнику военные и гражданские чиновники, ханы, прибывшие из Ленкоранского уезда, беки и духовенство. Представился и о. Алексапольский.  Его Высочество удостоил
расспросами   об его призвании и о числе церквей, находящихся в городе Баку. И более ни о чем не спрашивал.
   Священник поспешил в церковь, облачился и вместе с причтом опять стали ожидать высоких гостей. Но Государь Наследник проследовал мимо гауптвахты, которая находилась возле Шемахинских ворот крепости, по главной улице, где изволил произвести смотр Грузинского Линейного №9 батальона и остался весьма доволен. По окончании церемониального марша, Е.И.В. с открытою головой подошел к памятнику Кн. Цицианову, воздвигнутому по распоряжению Наместника Кавказского Кн. М.С. Воронцова на том самом месте, где в 1806 году он был убит. Затем ЕИВ осмотрел училища: четырехклассное уездное и мусульманское. Далее Наследник Цесаревич поехал на форштадт, где посетил казармы и лазарет морского ведомства. Здесь же отслушал краткое молебствие в Флотской церкви того же морского ведомства.
   Возвратившись оттуда в крепость, Наследник Цесаревич поехал осматривать Ханский дворец, одно из лучших   произведений мусульманской архитектуры, построенной в 1491 году. Дворец находился в разрушенном состоянии, а в уцелевшей части этого замечательного здания располагались артиллерийские склады. Государь даже решился взойти на башню Кызляр (Девичью башню), но передумал. Деревянные лестницы были разрушены и опасны. Посетив некоторые крепостные батареи, он так и не зашел туда, где так его ждали и надеялись, что он, хоть мимоходом, зайдет -  в Градскую церковь.
   Во второй половине дня Е.И.В. посетил нефтяные колодцы (которые назывались »Балахана») и интересовался состоянием этого заведения, количеством добываемой нефти, ее сбытом и пр. По обозрению в подробностях Балаханских источников, Государь Наследник изволил продолжить путь к Бакинским вечным огням (называемых »Сурахана»-горячий дом ), куда прибыл в сумерки. Неугасимые огни в ограде храма огнепоклонников (приверженцы древнеиранской религии зороастризма, в ритуале которого главную роль играет огонь) и вокруг освещали многочисленные толпы собравшегося народа со всех окрестных мест, чтобы удостоится лицезрения Августейшего посетителя.
      Е.И.В. попросил разрыть землю в нескольких местах, которая по прикосновению огня тут же воспламенялась. Затем Государь изволил прослушать богослужение Гебров по обряду их религии. Оно началось с того, что один индиец трубил несколько раз в раковину, а после и до окончания, оно сопровождалось звуками колокольчиков, тарелок и треугольников. Присутствующие в продолжении этого служения поняли только то, что огнепоклонники упоминают имена Государя Императора и всю Императорскую фамилию. Окончив молитву один из Гебров поднес ЕИВ на тарелке леденец, которыми угостили потом всех присутствующих.
   Государь Наследник осмотрел в подробностях обиталище этих поклонников огня и расспросил, кто из них и с какого времени находиться при огнях. Он велел щедро наградить отшельников и отправился обратно в Баку. Дорога   по обеим сторонам была освящена нефтяными факелами. Множество жителей собралось на всех пунктах окрестных селений. «Проезд Е.И.В. до Баку был истинно великолепным, а восторг и крики радости делали его торжественным   выражением преданности народа, его усердия и восхищения «. 
  В Баку Государя Наследника встретил командующий войсками в Прикаспийском крае генерал-адъютант Кн. Аргутинский-Долгорукий и имел счастье представляться.
  15 октября утром намечался отъезд Е.И.Высочества. Благочинный о.Алексапольский  в  6 утра в облачении ожидал в надежде на то, что Государь Наследник решит пройти узким базаром и зайдет в крепостную градскую церковь. Но этого не случилось. В 7 утра Государь Наследник выехал из Баку и в тот же день в здравии   прибыл в Кубу.
   В письме Экзарху Грузии о. Алексапольский объяснял это тем, что «Бакинская градская православная церковь находится в таком закоулке, и сама по себе так низменна, что незаметна между городскими зданиями и путь к ней для Его Высочества был бы очень неудобным». Эта запись дает представление о состоянии первой русской православной церкви св. Николая Мир Ликийского в Баку в эти годы.
   То, что Наследник Цесаревич предпочел слушать молебен не в Бакинской градской церкви, а во Флотской церкви морского ведомства, объяснить можно тем, что там размещался морской пехотный батальон. Удивляет другое- это событие лишено всяких подробностей. Нигде не упоминается имя священников(ка), кто отслужил молебен, что представляла собой флотская церковь, кто еще присутствовал и пр. Это большое для города событие упоминалось много раз в последующие годы, но никаких новых и дополнительных сведений нами не было обнаружено (16).
   В 1858 году Флотскую церковь посетил Его Высокопреосвященство Архиепископ Исидор. После тридцатилетнего управления Закавказским Экзархатом и своего назначения в Киев, он на прощание предпринял поездку из Тифлиса в Баку по тракту, через Елизаветполь, для освящения ново устроенных Шемахинского Николаевского собора и Бакинского  Николаевского собора. (17) Поездка Экзарха длилась с 25 апреля по 15 мая 1858 года.   
  «На сколько радостен  был  день этот  для  всех истинно русских людей, может  понять только тот, кому выпало судьбою пожить вдали от  православного русского края, среди иноверцев , где русский человек  теряется в  массе иноплеменников  и где русского духа совсем  не слышно. Тяжело жить в стране такой!»- позже делился впечатлениями  очевидец(17а).
   Спасский-Автономов  писал: » Посещение  владыки нашего края составляем историческую эпоху, потому что здесь никогда еще не видели  не только Митрополитов, но даже и Епископов православных. Нет никакого сомнения, что проезд владыки через мусульманское народонаселение произведет сильное впечатление на коренных жителей и доставит истинное утешение жителям этих городов» (18).
    1 мая Экзарх Грузии Исидор освятил в Шемахе собор во имя  Св. Николая Чудотворца (19,7). 2 мая с полудня до глубокой ночи все ждали Его Высокопреосвященство на форштадте у Флотской церкви.  Форштадт к 1858 году преобразился. Если в начале 40-х годов он состоял из десятка строений, то теперь он представлял собой совершенный городок с прямыми, хорошо вымощенными улицами, с опрятным базаром и с красивыми домиками. От крепости он отделялся большим плацом, на средине которого сооружен памятник правителю Грузии князю Цицианову(18). Это был единственный памятник в городе до революции. Двадцать пять лет собирались поставить памятник Императору Александру 11, даже Парапет переименовали в Царскую площадь, но вместо памятника построили в 1898 году Александро-Невский собор.
   3 мая в 11 часов утра встречающие  имели утешение наконец увидеть Архипастыря и принять его благословение. При въезде в город по Базарной улице у Флотской церкви он был встречен парадом из войск Линейного № 9 батальона. В самой церкви его встретили с крестом и святой водой священник Флотской церкви о. Александр Преображенский и священник Бакинской  градской церкви о. Дмитрий Алексапольский. Помолившись в церкви морского ведомства и благословив собравшееся там общество христианских обитателей города, Митрополит Владыка отправился в крепость, в старую часть города.
    Он остановился в верхнем этаже городского заезжего дома, который содержался в примерном порядке и исправности. Тут же остановился во втором этаже военный губернатор Шемахинской губернии князь К. Д. Тархан- Моуравов.
    После осмотра расположенного в Баку Линейного батальона, Митрополит
возвратился на отведенную для него квартиру и нашел ее наполненную беками и почетными жителями, которые, после разных речей и объяснений относительно управления и устройства края, сказали ему следующие небольшие, но приятные слова: «В ознаменование настоящего события   просим принять от нас посильный дар на доброе дело- 500 руб. сер. в пользу Шемахинского Заведения Св. Нины» (20).
    Еще в 1850 году в крепости около Шемахинских ворот было отведено место для постройки нового Бакинского собора во имя Николая Чудотворца (взамен ветхой градской церкви) и 18 марта того же года произошла его закладка, в которой принимали участие как гражданские, так и военные власти. 4 мая 1858 года Экзарх Грузии Исидор вместе со священником о.Алексапольским провели его освящение (7).
    Николаевский собор, выстроенный в строгом русско-восточном стиле из тесанного камня, красовался внутри гладкой, белоснежной одеждой алебастровой штукатурки и побелки. «Частью новый, частью обновленный золоченный иконостас с серебренными ризами и золотыми венцами местных икон сиял на этом белом фоне и сердца православных христиан утешились при созерцании благолепия храма Божия. Мусульмане, наши сограждане, толпами приходили смотреть и рассуждать о великолепии русской мечети» (18).
    После обеда, совершенного по - монастырски , без всяких официальностей, но при полном внимании гостеприимного хозяина бакинского уезда, Его Высокопреосвященство осматривал знаменитую Бакинскую древность – Шахский дворец с изразчатою древней входной аркой и любовался оттуда красотой города и моря.  Там же посетил старую градскую церковь в крепости, которая выглядела совсем ветхой. Тогда же был возбужден вопрос о том, чтобы ее обратить в военную католическую церковь или мечеть, но Митрополит Исидор не дал на это согласия.
   Он прогулялся по крепостному саду (в будущем - Губернаторский), созданный усердною заботливостью командиром Бакинского батальона полковником Ховеном  и  содержащий им в  отличном порядке.
   Митрополиту очень понравилась кроткая наружность мусульман и заметная во всех их движениях и поступках благонравность.  Газета »Кавказ» писала: «Бакинцы отличаются многими прекрасными качествами: они трудолюбивы, покорны и чужды обыкновенных в здешнем крае шалостей - разбоев. Торгуя с Россией и плавая на судах до Астрахани, многие из них порядочно говорят по-русски, охотно сходятся с русскими людьми и склонны к принятию полезных нововведений».  11 мая Экзарх Грузии Исидор покинул Баку. (17) И опять никаких подробностей о  Флотской  церкви.
   22 сентября 1858 года в город прибыли Их Высочества Великие князья Николай Николаевич старший (шеф 1-го Кавказского Саперного батальона)  и Михаил Николаевич(шеф Кавказской Гренадерской артиллерийской бригады ), братья Императора  Александра II.
   У Шамахинских ворот крепости их встречали: уездный начальник, коллежский асессор (к.а.- капитан) Л. В. Пигулевский, комендант Ховен, командующий Каспийской флотилией, контр–адмирал Машин Р.Г. и командующий войсками в Прикаспийском крае, генерал-адъютант, б. Шамахинский губернатор барон А.Е. Врангель. Это в его честь, одна из улиц в центре города Баку, была названа Врангельской.
    Почетный гражданин Касым-бек Гаджибабабеков со своими гражданами поднесли хлеб-соль. Пигулевский разместил почетных гостей в казенном доме уездного  управления, возле крепостной стены, отделявшей город от взморья.   После обеда гости вышли на террасу дома. Оттуда открывался вид на весь Бакинский залив, где стояли 8 военных судов, из них, три парохода. Все они празднично были освещены фальшфейерами и бенгальскими белыми огнями. 
   Великие князья  посетили новый Николаевский собор, где выслушали краткое о здравии   Их Высочеств молебствие и приложились к святым иконам.
В крепости они осмотрели Шахский дворец и зашли  в мусульманскую мечеть, где почетный бакинский житель Назарбеков выразил от имени мусульманского населения свое почтение.
    Затем они приняли участие в военном параде на Баиловом мысе и осмотрели вновь устроенный парк. Флотскую церковь они не удостоили своим вниманием (21).
   Существующие материалы о Флотской церкви в Баку дают основания утверждать, что в различные годы своего существования она имела разное ведомственное подчинение, а соответственно, и разные названия. С 4 апреля 1800 года Величайшим повелением Императора Павла 1 в Российской Империи православные гражданские (обывательские) церкви подчинялись Епархиальному ведомству, морские и военные церкви подчинялись Ведомству Главных священников Армии и Флота.
   Многие церкви военного ведомства являлись одновременно приходскими, что приводило часто к неблагосклонным отношениям из-за двойной зависимости от духовного начальства или из-за «тяжелого материального положения, а еще чаще, из безысходной нужды священнослужителей».   
   Но непреложным законом для всех церквей является их освящение (посвящение) во имя какого-либо святого либо события (19). И именно это имя определяет название церкви. При этом, в случае военного подчинения, в начале  указывается, кому принадлежит церковь и только потом, во имя кого она освящена, например: «Флотская церковь  во имя Петра и Павла». В случае епархиального подчинения сразу же указывается имя: например: »Церковь Александра Невского». Это канонические названия. Обиходные имена церквей производны от канонических и сводятся обычно к одному простому или составному слову: Флотская или Александра Невского.
   Существуют сведения, что первоначально флотская церковь была устроена  в 1822 году   на острова Сары, близ Ленкорани в Баку, где размещалась эскадра Каспийской морской флотилии и по инициативе офицеров и прочих служивших там морских чинов. Освящена она была «во имя Пресвятой Богородицы, честного её Успения». 
    Известно, что в 1804 году Персия объявила войну России, которую тайно поддерживали англичане.  Англия употребляла все усилия, чтобы продолжить эту войну, не жалела ничего для достижения своей цели и высылала в Персию не только оружие, но даже офицеров, для обучения персидского войска.
   Во время русско–персидской войны 1805-1813 годов у Ленкорани была база русской флотилии на Каспийском море. В 1813 году морской батальон под командованием начальника Каспийской флотилии капитана 1 ранга Е.В. Веселаго вместе с русским отрядом Петра Котляревского, брал участие во взятии крепости Ленкорань, которую построил Персидский хан Баба-хан под руководством английских инженеров по всем правилам фортификационного искусства.  Она умело была устроена и представляла собой грозную твердыню   своими стенами и своим вооружением.  Всюду ее защищали громадные рвы, , каменные стены и природные болота. В стенах крепости видны были грозные зевы орудий. Эта крепость одним своим устройством наводила ужас.
   Персидский гарнизон состоял из 4 тысяч отборных войск . Начальником их был отважный Сардар Садык -Хан. Наследный персидский  принц  Аббас –Мирза  отдал  ему приказ  защищать  «сей ключ  к  сердцу Персии» до последней капли крови.
   Котляревский послал несколько писем с предложением сдаться и сохранить себе,своей семье и воинам жизнь. Но   Садык-хан был воином и предпочел бой.
   31 декабря, в последний день 1812 года -великого  года Отечественной  войны, разыгрался финал 12 -летней эпической войны незначительных русских сил с громадными полчищами персиян. Котляревский отчаянным штурмом взял крепость. »Бой на стенах  крепости был  до того кровопролитен , что от  грома и молнии пушечных и ружейных  выстрелов  даже  самые облака разразились каплями кровавого дождя». Русские потеряли 925 чел. Кавказский герой П.Котляревский был тяжело ранен. Сардар Садык-хан  погиб.
   Последствием кровавого штурма был Гюлистанский мир, подписанный 12 (24) октября 1813 года в селении Гюлистан (Карабах), который юридически закрепил присоединение Бакинского и Талышского ханств к России. 
   В 1826 году Персия опять начала войну.  В начале войны было принято решение об эвакуации семей солдат Каспийского морского батальона и других жителей, боявшихся мести персов, на о. Сары. Батальон остался защищать Талышинское ханство и конкретно Ленкорань «до последней возможности».
  28(10) февраля 1828 года был заключен Туркманчайский  мирный договор , который закрепил за Россией монопольное право на содержание флота в Каспийском море.
    В 1833 году на остров Сары перевели морской батальон пехоты вместе со священником. В 1835 году там военных практически не осталось.Только большое кладбище, где похоронено много убитых или умерших от нездорового климата матросов.
   Учитывая, что жизнь российского воина с момента крещения до минуты отпевания всегда связана с церковью, устройство церкви не вызывает сомнений (23). При этом,  »церковь»  могла быть в виде отдельного здания, при здании(домовая), походная или устроена в виде специального места.
   А.И. Юницкий, посетив этот остров, писал: » Что касается церкви на острове Сары, то она построена купцом Некиным из камыша, обмазанного глиной с железною крышею. Здание наружным видом напоминает забытую казарму. Внутреннее убранство и живопись производит крайне гнетущее впечатление» (7).
   В 1844 году эскадру морской флотилии перевели в Баку, а вместе с ней церковь Пресвятой Богородицы к лазарету, который разместился во флотском дворе. Отсюда и название- Флотская церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы.
    Как правило, во имя иконы Божией Матери «Целительница» освящали военные госпитали, где солдат лечили от ран, полученных в сражении. Там  же  болеющие  могли помолиться  об исцелении души и тела.
    Сюжетом для написания иконы послужило предание о чудесном исцелении некоего благочестивого монаха, описанном в сочинении святителя Димитрия Ростовского "Руно Орошенное».  Богородица     предстает у постели болящего клирика. При этом, Она исцеляет страдающего либо жезлом, изображенным в Ее руке, либо молоком, изливающимся из Ее груди.  На створах складня находятся изображения: на левом – Архангела Михаила, на правом – Архангела Гавриила, как бы поддерживающих икону. Память иконы церковь праздновали 18 сентября(по н.с.1октября   
    В 1847 году священником и благочинным в этой церкви служил, окончивший курс богословских наук, Василий Кудряшев (6).
   Если речь идет об одной и той же церкви, то похоже, что она была приходской и одновременно, походной морского батальона. Но, в любом случае на новом месте церковь подлежит освящению, Для освящения вновь устроенной церкви испрашивается у местного Архиерея  или военного главного священника благословение и освященный антиминс(вместо стола   четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения Иисуса Христа во гроб, с зашитой частицей святых мощей, на котором совершается литургия). Только после этого там может совершаться общественное богослужение и литургия.
    Это обстоятельство усложнило составление истории флотской церкви не только для нас, через столетия, но и для А.И.Юницкого, который писал по этому поводу в 1905 году очень кратко и категорично:» когда возведено здание и кем церковь освящена  в церковном архиве об этом сведений не имеется» (7).
   И это при том, что со старожилом(с1847года) и знатоком истории города К.Ф.Спасским-Автономовым они были не только близки- он называл его «негласным благочинным и настоятелем Бакинского Николаевского собора, рукой которого написаны все церковные бумаги по всем важным вопросам» (7).
   15 мая 1859 года сильное землетрясение разрушило Шемаху. Правитель края фельдмаршал Кн.А.И.Барятинский, придавая большое значение морскому порту на Каспии, возбудил ходатайство о перенесении губернаторства в Баку.  22 октября 1859 года  было  введено Губернское правление, а 6 декабря Указом Александра II  Баку  получил степень губернского города.
    В начале 1858 года Морское министерство, которым управлял в то время Вел. Кн. Константин Николаевич, «предназначило Баку, как место устройства порта в Каспийском море, имеющего военное и торговое значение». Тогда же    приняли решение о строительстве порта и завода. Бакинский торговый флот стал главным по грузообороту в Российской Империи. Этому способствовало и открытие Европейско- Персидского тракта в 1863 году.
   В 1868 году Морское Каспийское ведомство со всеми своими службами переселилось на Баилов мыс. Дорога к нему проходила по берегу самого залива. Там же 7 июня 1868 года (по сведениям А.Юницкого -6 мая) в присутствии генерал- адмирала Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича Романова была заложена пятиглавая церковь с двумя престолами - главным во имя Святителя Алексия Митрополита Московского и престолом во имя Рождества Пресвятой Богородицы в приделе с южной стороны церкви, который был освящен в 1898 году.
  Некоторые сведения об этой церкви оставил черноморский офицер С.А.Гунаропуло, прибывший вначале июля 1870 года в Баку и следовавший далее в туркменские степи. Там он встретился с командиром  Бакинского порта    контр-адмиралом  Александр  Александровичем Давыдовым. Это был  человек  «приблизительно около 60-ти лет, небольшого роста, весьма подвижный, добродушный, с еще довольно свежим, озаренным радушной улыбкой лицом».
   Адмирал указал на строящуюся близ здания порта церковь, возникшую по его инициативе и о благолепии которой он неустанно заботился в продолжение всего времени пребывания своего в Баку. Александр Александрович,» продолжая улыбаться и заметно волнуясь, сказал: “Вот это мое детище, еще годок, и церковь готова, я уеду из Баку, может быть, меня кто-нибудь и вспомнит”.
   Церковь построена на расстоянии около трех верстах от города и пяти верст от Флотской церкви и к 1871 году была готова.  С.А.Гунаропуло  оказал услугу глубоко уважаемому адмиралу-он отослал в том же году во “Всемирную Иллюстрацию” фотографический снимок церкви, с подробным ее описанием. Так, проект новой церкви составил строитель Бакинского порта капитан Самойлов. Средствами к постройке послужили деньги, отпущенные Морским министерством, и частью церковные суммы (15.690 руб.)
   Пятиглавый храм был каменный, в византийском (так называемом Тоновском) стиле, имел две колокольни. По внешне и внутреннему расположению своему он  был  похож  на церковь Благовещения лейб-гвардии конного полка в С-Петербурге. Над тремя наружными дверьми сделаны резные украшения. Под оконными плитами алтарных окон  высечены кресты. Иконостас был заказан в С-Петербурге у Пошехонова. Образа в иконостасе  написаны на досках и имеют фон золотой, чеканный. Вмещала до 500      Церковь строилась под личной опекой Великого Князя Алексея Александровича, который подарил храму изумительной красоты   вызолоченную центральную люстру со множеством свечей и лампад. В вечернее время сияние огромной люстры создавало атмосферу торжественности, праздничности(24).      
    28 ноября 1871 года прошло освящение церкви, получившей официально название: Церковь Бакинского военного порта во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского.Каждая православная церковь имеет    престольный праздник, который отмечают именно в день того святого, в честь кого был основан престол. В 1898 г. с южной стороны храма был построен и освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы придел. Таким образом, у этой церкви было два престола, поэтому и отмечали Главный престольный праздник 20 мая в день Обре;тения мощей свт. Алекси;я, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431год) и второй- 8-го сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы. 
   В день освящения 28 ноября 1871 года прошел церковный парад при участии  портовых музыкантов. Нарядная публика  рано потянулась к храму. Дорога из Баку на Баилов мыс представляла собой »волнующуюся, пестую, живую ленту».По окончании обедни в 12 часов избранная публика с дамами отправилась на обед в экипажную казарму.
  Собор  позже был окрашен в коричневый цвет. Его обнесли  каменной оградой с колонами из старых пушек дулами вниз, соединенных цепями.  Против церкви был разбит сквер, получивший название  «Адмиралтейского».


 
    

 
    В храме было много дорогих и ценных икон: Иоанна Богослова в серебреной ризе с датой на клейме «1772 г.» и надписью «Сим образом благословил меня, Евдокию Туличеву, Преосвященный Гаий, Архиепископ Астраханский и Кавказский, 1817 г., сентябрь, 27»; металлический, вызолоченный напрестольный крест, сооруженный в 1812 году флотским иеромонахом Иеронимом; бронзо-вызолоченное кадило, подаренное Великим Князем Алексеем Александровичем; три Евангелия печати 1745, 1791 и 1831 годов(1).
     Так маленькая флотская церковь послужила основанием для постройки новой церкви, которую в быту называли по - разному: Портовая Алексия Митрополитского церковь, Бакинский Портовый собор, Морской собор или просто-  Баиловская церковь (25).
    Согласно метрических книг, сохранившихся с 1869 года, Флотская церковь  продолжала свою деятельность до 1871 года и в это время имела название »Портовая церковь Успения Пресвятой Богородицы». Там служили три священнослужителя: протоиерей Дмитрий Бордюжо, о. Иоанн Костянский и о.Павел Пузанов (26). 
    Так, 11 августа 1869 года протоиерей Дмитрий Бордюжо крестил, родившуюся 4 августа Лидию, дочь капитана каспийского экипажа лейтенанта Александра Михайловича Тумило-Денисовича и его законной жены Марии Александровны, оба православные. Восприемниками были инженер подполковник Иван Александрович Водинин и девица дворянка Екатерина, урожденная Россель.
  4 октября 1869 года крестили Андрея (родился 25 августа), сына дворянина  Андрея Васильевича Каменского, православного и его законной жены Леонтины Карловны, римско-католического исповедания. Восприемниками
были надворный советник Василий Павлович Каменский и София Яковлевна, жена с.с. Карла Леонтьевича Чермака.
   О.Иоанн Костянский отпевал умершего от кори Георгия, незаконнорожденного сына дочери подполковника Георгия Немировича- Данченко –Евдокии, а 21 января 1870 года бракосочетал Каменно-Подольского мещанина Андрея Яковлевича Яцкеева, римско-католического исповедания, 28 лет, первым браком и дочь коллежского секретаря, девицу Ольгу Осиповну Керт, православного исповедания, 23 года(26).
    В 1874-1883 годах в Бакинской Портовой церкви(26а) протоиереем был Іоанн  Іоаннович  Сосунцов ( 1842- 7 декабря 1890).


Рецензии