47. Русь пригласившая и русь приглашенная...

Еще раз о мифической руси в ПВЛ

Русь, изначально, согласно Начальной летописи, помещается летописцем среди народов полунощных (западных) стран. Соседство русов с готами, агнянами, урманами, свеями, варягами указывает на возможную локализацию этого этнонима и народности среди народов Балтийского поморья.  Русь, как народ, в Южной Прибалтике присутствовал … но определить этническое значение слова «русь» источники достоверно не позволяют.

В «Сказании о призвании варягов»  автор настойчиво пытался связать происхождение  руси с Рюриком и варягами.

Предание о призвании гласит, что словене, меря и кривичи изгнали варягов за море.
Однако вскоре у них начались внутренние разногласия и поэтому они вынуждены были
призвать на княжение трех братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора. Летописец отмечал, что посольство отправилось за море к варягам, к руси.

Начальная летопись связывает «русь» с северным союзом племен, с Новгородом. Автор подчеркивал, что посольство отправилось не просто к варягам, а к варягам-руси, соседствующими с агнянами (англами), жителями южной части Ютландского полуострова.

Однако сей текст содержит удивителное противоречие:
 среди народов, которые направляли посольство к варягам-руси , названа … русь («реша русь, чюдь, словени и кривичи и вси»).

Но затем  автор подчеркивал, что от тех варяг, т.е. от варяг-русов, прозвалась Русьская земля, т.е. термин «русь» имеет варяжское происхождение.

Но, согласно летописным данным, этноним «русь» связан и со славянской средой, раз русь оказалась в составе приглашающей стороны.

Чудеса …

В Иоакимовской летописи, во многих данных которой стоит сомневаться, этот факт
подчеркивается: « Гостомысл, дожив до глубокой старости и видя приближающуюся к себе кончину, созвал к себе всех вельмож своих от славян, руси (выделено мной. – И. С.), чуди, веси, мери, кривич и дрягович и советовал им призвать на княжение по себе внука своего, дочерня сына из варяго-руссов».

Итак, по летописям в землях от Южной Прибалтики и до Пнта жили две руси:
= варяжская
= аборигенская… но не славянская!

Но название  Русьская Земля  по летописцу страна сия получила о именн от пришлой руси и она стала правящей   у народов этой Земли  …

Историки (проф-ые) разрешеили противоречие просто = это либо ошибка переводчика (писано то на иноязыке!) , либо … хитрая вставка русов о себе любимых по Пушкину !

Русь находят в нескольких  версиях (см. Скрипкин И.Н. К вопросу о значении термина русь в отечественных источниках):
1) вполне возможно говорить о группе русов, проживающих на территории будущей северо-западной Руси, и контактирующих с словенами, кривичами, чюдью. Данное утверждение вполне согласуется с данными о распространении этнонима «русь» на острове Эзель, близ Эстонии, и в устье Немана
2) можно предположить о переселении группы русов из-за моря, которых можно отнести к группе варягов-русов (археологические данные свидетельствуют о миграционном потоке, наблюдавшемся в середине IX, а именно из области Южнобалтийского поморья и северо-западнеой части Северного моря (фризы) в Приильменье)
3) опираясь на полянославянскую  концепцию происхождения этнонима «русь», используя византийские и арабские источники, которые говорят о какой-то руси задолго до призвания варягов, можно говорить о распространении слова «русь» в Поднепровье, а затем, возможно и в Приильменье, т. е. распространение термина шло с юга на север, а не наоборот
4) Сказание о варягах читается в различных летописях по-разному: например, в
Новгородской первой летописи вообще отсутствует этноним «русь» при описании призвания варягов; в ПВЛ сообщается, что «изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь», а в Новгородской летописи трактуется по-иному: изъбрашася 3 брата с роды своими, и пояша со собою дружину многу и предивну. Такое разночтение позволило исследователям предположить, что термин «русь» следует трактовать не как этноним, а как название дружины князя и потому «русь» - не этноним, а соционим.

С.А. Гедеонов  и Д.А. Иловайский родили идею, а М.Н Тихомиров показал (см.  «Происхождение названия «Русь» и «Русская земля»)  следующее:
1) термин «русь» имеет значение этническое и территориальное 
2) из области полян он распространился на все Древнерусское государство, поскольку именно полянский город стал столицей этого государства

Но есть еще гипотеза В.А. Брима о возможном одновременном существовании термина “русь” на севере и термина “рось”(огласовка – «русь») на юге Восточной Европы. Являлись ли носители этнонима «русь-рось» славянскими, норманнскими или какими-то другими племенами? Ответ на вопрос есть в гипотезе А.Г. Кузьмина, которая сейчас разрабатывается В.В. Фоминым, трактующую существование нескольких видов русов, изначально неславянских, но в процессе взаимодействия со славянами – ославяненных народов. «Южные» русы стали прослой славянского общества Киева, варяго-русы – Новгорода.  Кроме того. К.А. Максимович провел анализ, позволивший  говорить о распространении термина «русь» среди восточных славян и финских народов  задолго до призвания варягов  …

Но противоречие летописей о наличии руси приглашенной и руси приглашающей осталось … Прелесть его в том, что оно есть не во всех летописях – так в Радзивиловском списке ничего этого нет! 


***
Источники:
1. Максимович и окончательное решение русского вопроса
2. Прицак Омелян. Происхождение названия R;S  RUS' - 1991
3. Скрипкин И.Н. К вопросу о значении термина русь в отечественных источниках
4. Тележко Г. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭТНОНИМА РУСЬ С УЧЁТОМ ГИПОТЕЗЫ ОБ ЭТНОГЕНЕЗЕ СЛАВЯН В ВОСТОЧНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ - 2022


Рецензии