На выход моей книги Человек-звезда

RЕX LUPUS DЕUS

Аве, Цезарь! Истину  любя,
Книгою приветствую Тебя!


ПРИЛОЖЕНИЕ

Вольфганг Акунов. Человек-Звезда. Жизненный путь Гая Юлия Цезаря. – СПб.: Алетейя, 2022. – 506с.: илл.

Мало, видимо, можно назвать исторических деятелей, кои бы оставили столь значительный «след в Истории», как военачальник, правитель, реформатор, писатель и прочая-прочая – Гай Юлий Цезарь. Оный «след» проявляет себя доселе в самых подчас «неожиданных» областях. Например, один из наиболее значительных «расколов», потрясших Мiровое Православие в ХХ столетии – был раскол «календарный», связанный с противостоянием сторонников «старого» и «нового» стиля. В ряде поместных Церквей (Греческой, Румынской, Болгарской и др.), наряду с «оффициальными», перешедшими на «григорианский» кадендарь церковными организациями, возникли «альтернативные» Православные церкви, так называемые «старостильники», отрицающие «папистский» новостильный календарь, как «еретический», и отстаивающие традиционный «юлианский» календарь, как «истинно-православный»… А «юлианский» календарь-то – он от Юлия Цезаря берёт своё начало!... И так обстоят дела во множестве многих других весьма значимых в контексте Европейской истории моментов. Они обстоятельнейшим образом разсмотрены в труде историка Вольфганга Акунова, посвящённом «божественному Юлию» (предшественник В.Акунова, римский историк Светоний так озаглавил свою биографию Цезаря). В данной работе В.Акунов, «яже по обычаю», демонстрирует свою неистощимую эрудицию, так что по праву сей опус может быть рекомендован заинтересованному читателю как исчерпывающее «введение в цезариану»… Мы в своей рецензии коснёмся лишь одного аспекта из многогранного «наследия Цезаря»… А именно – его Имени, точнее «прозвища» (по Римски, «cognomen») «Цезарь», кое стало именем нарицательным для Царей (Цесарей, Кесарей, Кайзеров) в последующих веках…«Мною цари царствуют» (Притч. 8, 15), говорит Господь-Царь Царствующих. «Но и мною», мог бы добавить Цезарь, как «давший царям своё имя»… Род Юлиев, из коего он происходил, по слову самого Цезаря, «семья царских кровей, повелевает человечеством и скреплена святостью богов, коим послушны даже цари»… В арио-христианской мифологии «Священной Римской Империи» фигура Цезаря воплощает собой «архетип Императора» наряду с фигурой Святого Равноапостольного Императора Константина. В «Божественной Комедии» великого Данте, коя может быть разсматриваема и как некий compendium имперско-христианской мифологии Средневековья (чьи «отголоски», впрочем, «не утихли» и по сей день), первая часть («Ад») заканчивается тем, что Поэт спускается к замёрзшим водам озера Коцит, где «мучительной державы властелин», или rex inferni («царь ада»), терзает зубами трёх самых страшных грешников:

Тот, наверху, страдающий всех хуже, –
Промолвил вождь, – Июда Искарьот;
Внутрь головой и пятками наружу.
А эти – видишь – головой вперёд:
Вот Брут, свисающий из чёрной пасти;
Он корчится и губ не разомкнёт!
Напротив – Кассий, телом коренастей…

Согласно Данте, Июда, предавший Христа-Всецаря, обречён адским мукам вместе с Брутом и Кассием, убийцами Юлия Цезаря, самыми большим грешниками в истории «Римского» человечества. Подобное «соседство» может показаться неожиданным только лишь «современным людям», отчуждённым от Церкви и Империи. Для Данте и для европейских гибеллинов (чьи идеологом был Поэт), как для византийских и святорусских «василеологов», миссия Господа Исуса есть не токмо дело «личного» спасения отдельного лица, но и всемiрный процесс. Посему, отнюдь не случайно Исус рождается в то самое время, егда сначала Цезарь, а затем его преемник Октавиан, прозванный Августом, объединяют под своей властью всемiрное Римское государство и устанавливают в нём мир – pax Romana («Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста», доселе воспевает Православная Церковь в своём рождественском Богослужении). Христос объединяет Рим-Мiр в духовном плане, а Цезарь - в плане политическом. Именно поэтому убийцы Цезаря в аду помещены рядом с Июдой. Они совершили самое предательское убийство в истории, посягув на Божественного Цезаря, «христа» (сиречь, «Помазанника») Господня, как и Июда посягнул на Христа-Бога, Божественного Прообраза Царей-Цесарей… Сходства добавляет и то, что подобно Июде, Брут был лично близок Цезарю, так что, почти по-Евангельски, умирающий Цезарь вопрошает Брута, узрев его средь цареубийственного сонма: «кай сю, о текнон?» («и ты, о дитя?»). Брут и Кассий предстают в дантовом «Аду» столь же активными злодеями, как и Июда в Четвероевангелии, повинный в смерти Кесаря-Исуса…
Отметим и ещё одну, имеющую выход на Историософию, линию повествования в книге В. Акунова. Он отмечает, что «основной опорой Цезаря на пути к вершинам Власти было римское сословие «всадников» («ordo equester»), переосмысленное в эпоху Средневековья как «рыцарский орден», то есть Цезарь косвенно, но является основоположником «сословия» рыцарей Христа и Европы… Есть и ещё один (так сказать, «личный») мотив, побудивший достопочтенного Автора взяться за Жизнеописание «Божественного Юлия». Он связан с отрочеством Автора, егда интерес, почтение и приязнь к «Юрию Цезарю» ему привил его «незабвенный отец» (памяти коего и посвятил Автор свой труд). Поистине, Вольфганг Акунов, возследуя величайшему Поэту-Гибеллину, «цезарианцу» Данте, мог бы рещи о Цезаре: lo miomaestro e’l mio autore, се – мой учитель и причина моего писательства…

Роман Раскольников


Рецензии