Голицын, Андрей Иванович и Собакины...


Голицын, Андрей Иванович (ум. 1703)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 марта 2021 года; проверки требуют 5 правок.
Перейти к навигацииПерейти к поиску
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Голицын; Голицын, Андрей; Голицын, Андрей Иванович.
Андрей Иванович Голицын
Дата смерти 1703
Род деятельности воевода, бояре
Князь Андре;й Ива;нович Голи;цын (ум. 1703[1][2][K 1]) — голова, воевода и боярин во времена правления Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича, Ивана V и Петра I Алексеевичей.

Из княжеского рода Голицыны. Сын боярина Ивана Андреевича († 1685) и Ксении Ивановны Морозовой († 1683), сестры ближнего боярина Б. И. Морозова, женатого на Анне Ильиничне Милославской, сестре царицы Марии Ильиничны († 1669), жены царя Алексея Михайловича. Это родство отразилось на судьбе князя Андрея Ивановича, т.к. царь Пётр I Алексеевич не любил Милославских[4].

Владелец ряда вотчин, включавших подмосковное село Богородское-Воронино[5].


Биография
C 1672[6], 1675[7] или 1679[1] года — стольник. В 1675 году голова выборной сотни стольников. В мае 1682 года дневал и ночевал первым у гроба царя Фёдора Алексеевича. Во время бунта стрельцов остался верен царской семье, вместе с Северским полком находился на Тверской дороге в селе Черкизове, близ села Преображенского, перекрывая дорогу из Москвы[8]. В сентябре 1682[1] года направлен воеводой в Киев[K 2][9]. С 30 сентября 1682 года — боярин[10][6], с 2 мая 1683 — ближний боярин. В 1683—1684 годах — воевода в Астрахани[9], куда прибыл стольник Собакин с пожалованным от правительницы Софьи Алексеевны (дочь от царицы М.И. Милославской) с золотым и милостивым словом.

В 1690 году в связи со следствием по делу Ф. Л. Шакловитого[1] лишён звания и сослан вместе с супругой. Иван Афанасьевич Желябужский писал в «Дневных Записках»:

В том же году, по извету человека боярина князя Андрея Ивановича Голицына и по розыску, что боярин, также и теща его, боярыня Акулина Афанасьевна, говорили про царское величество неистовые слова, и за ту вину ему, боярину князю Андрею Ивановичу, на Красном крыльце сказана сказка: “Князь Андрей Голицын. Великие государи указывали тебе сказать, что ты говорил про их царское величество многие неистовые слова, и за те неистовые слова достоин ты был разоренью и ссылке, и великие государи на милость положили: указали у тебя за то отнять боярство, и указали тебя написать в дети боярские по последнему городу, и жить тебе в деревне до указа великих государей[11]”

Тёща князя «за службу и за раденье мужа» была сослана на «вечное житьё в монастырь на Белоозеро», пострадавшие вместе с сестрой Степан и Алексей Афанасьевичи Собакины лишены чинов стольников и записаны «в дети боярские по последнему городу» с повелением жить в деревне до указа государей.

В 1692 году князь Голицын был прощён, благодаря усилиям родственника князя Б. А. Голицына[1]. 5 января 1692 года вновь пожалован боярством. С 1694 года — дворцовый воевода. Принимал участие в Кожуховском походе. Желябужский писал:

А за ними ехал Иван Иванович Бутурлин. А за ними ехали в немецком платье ратные люди: боярин и дворовой воевода князь Андрей Иванович Голицын, Петр Абрамович Большой Лопухин, Федор Абрамович, Василей Абрамович, Сергей Абрамович Лопухины, Василей Федорович Нарышкин…[11]

Заседал в Боярской думе, при царях Иване V и Петре I показан двадцать девятым бояриным. В сентябре 1695 года показан дворовым воеводою. В 1697 году оставлен четвёртым охранять Москву и ведать в Думе государственного правления во время государева путешествия за границу. Голицын был среди 47 приглашённых на заседание 1 апреля 1701 года, но заявил, что «сего 1 апреля поедет в Воронеж и в Палате быть некогда[12].» В Воронеже находился царь Пётр, наблюдавший за строительством первого российского линейного корабля. В 1700-е годы Голицын приглашался на верфи, а «1700 марта в 7 день» был отправлен указ царя боярам прибыть вместе с жёнами, в том числе и «князь Андрея Ивановича Голицына княгине[13].» В 1703 году показан двенадцатым бояриным.

Семья
Женат дважды:

Первой супругой была Василиса Ивановна (ум. 1695)ХИТРОВО -  СОБАКИНА  , дочь воспитателя царевича Фёдора Алексеевича боярина Ивана Богдановича Хитрово и Акулины Афанасьевны Собакиной, пострадавшей вместе с зятем.

Похоже ЧТО КНЯЗЬ  ГОЛИЦЫН  ИЗ  ССЫЛКИ  ВЕРНУЛСЯ  ОДИН  БЕЗ ВАСИЛИСЫ  ИВАНОВНЫ  СОБАКИНОЙ  ТАК  КАК  ЖЕНИЛСЯ  НА  ПЕЛАГЕИ  ДМИТРИЕВНЕ  СТРОГОНОВОЙ  ДАЛЬНЕЙШАЯ  СУДЬБА  ВАСИЛИСЫ  ИВАНОВНЫ  ПОКА  НЕИЗВЕСТНА ...ВОЗМОЖНО  СИБИРЬ.




Второй супругой стала Пелагея Дмитриевна, дочь именитого человека Дмитрия Андреевича Строганова и сестра Г. Д. Строганова. Брак бездетен[K 3].
Иван Андреевич (1683—1741) — женат на Прасковье Борисовне Лихаревой (1688—1742), дочери генерал-майора Бориса Ивановича Лихарева. Супруги имели двух сыновей: Александра (1700[3]/1710[7]—1728), женатого на Степаниде Матвеевне Ржевской (1705—1762), и Сергея (1710/1711—1723).
Анна Андреевна (ум. 1734) — жена князя Ивана Алексеевича Урусова, сына князя Алексея Никитича Урусова.
Со смертью единственного правнука Андрея Ивановича, гвардии подпоручика князя Николая Александровича (1726—1751), эта ветвь рода Голицыных (т.н. Ивановичи) прервалась.

Примечания
Комментарии
 Дата смерти указана по БРЭ, в труде Е. Серчевского «Записки о роде князей Голицыных. Происхождение сего дома, развитие поколений и отраслей его до 1853 года, биографии и некрологии мужей сей фамилии, прославивших себя на службе престолу и Отечеству, родословныя таблицы, новый и старый гербы сего дома» указан 1701 год, у Н.Н. Голицына в «Материалах для полной родословной записи князей Голицыных» — после 1706 года, в других источниках [3] встречается 1717 год.
 В «Материалах для полной родословной росписи князей Голицыных» указан в 1682 году воеводой казанским, а с 19 апреля 1683 — киевским.
 У Голицына и Серчевского указаны только 2 супруги, в ряде источников [3] указывается третья жена с 1697 Пелагея Борисовна Змеева (ок.1680-?). Рождение дочери относится к третьему браку, а первые две жены имеют обратный порядок.
Источники
 Голицыны // БРЭ / С.Л. Кравец. — М.: Большая российская энциклопедия, 2007. — Т. 7. — С. 322. — 768 с. — 65 000 экз. — ISBN 978-5-85270-337-8.
 Примечание: П.В. Долгоруков указывает год смерти 1701 год.//Князь П.В. Долгоруков. Российская родословная книга. СПб. Тип. К. Вингебера. 1854 г. Ч.I. Голицын Андрей Иванович. стр. 286.
 Князья Голицыны (потомки князя Ивана Андреевича). Дата обращения: 14 сентября 2013.
 Сост: канд.истор. наук С.В. Думин, П.Х. Гребельский, А.А. Шумков. М.Ю. Катин-Ярцев, Т. Ленчевский. Дворянские роды Российской империи. Т. 2. Князья. Ред. док.ист. наук  В.К. Зиборов. СПб. ИПК. Вести. 1995 г. Князья Голицыны. стр. 34-59. ISBN 5-86153-012-2.
 Богородское - Воронино (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 сентября 2013. Архивировано 13 мая 2013 года.
 Алфавитный указатель фамилий и лиц, упоминаемых в Боярских книгах, хранящихся в I-ом отделении московского архива министерства юстиции, с обозначением служебной деятельности каждого лица и годов состояния, в занимаемых должностях.  М., Типогр: С. Селивановского. 1853 г. Голицын Андрей Иванович. стр. 92.
 Голицын Н.Н. «Материалы для полной родословной росписи князей Голицыных». — Киев: Типография Е.Я Фёдорова, Крещатицкая площадь, собств. дом, 1880. — С. 20.
 Бобровский П.О. Внутренние события и лица // Историч лейб-гвардии Преображенского полка. 1683-1725. — М.: Кучково поле, 2007. — С. 103. — 624 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-901679-95-1.
 Чл.археогр.ком. А.П.  Барсуков (1839 - 1914). Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия по напечатанным правительственным актам. - СПб. тип М.М. Стасюлевича. 1902 г. Голицын Андрей Иванович. стр. 463. ISBN 978-5-4241-6209-1.
 Примечание: М.Г. Спиридов указывает, что пожалование титулом боярин было на третий день коронации царей Ивана V и Петра I на царство, т.е. 27 июня 1682 года.
 Иван Афанасьевич Желябужский. Дневные записки. Дата обращения: 14 сентября 2013.
 Богословский М.М. Пётр I. Материалы для биографии. — ОГИЗ Госполитиздат, 1948. — Т. 4. — С. 256.
 Богословский М.М. Пётр I. Материалы для биографии. — ОГИЗ Госполитиздат, 1948. — Т. 4. — С. 345.
Ссылки
Голицын Андрей Иванович. Дата обращения: 14 сентября 2013.
Голицыны князья (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 сентября 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
М.Г. Спиридов. Сокращенное описание служб благородных российских дворян, расположенное по родам их, с показанием, от кого те роды начало свое получили, или откуда какие родоначальники выехали, или которых их происхождение…..  М. Унив. тип. 1810. Ч. 1. 1810 г. Голицын Андрей Иванович. стр. 93.
Голицын, Андрей Иванович (ум. 1703) на «Родоводе». Дерево предков и потомков






Алексей Афанасьевич, в 1658 г. стольник царицы Марьи Ильинишны, в 1683–86 гг. воевода в Вятке. В 1690 г. по извету человека боярина кн. Андрея Ив. Голицына возникло дело о непочтительных разговорах про Царское Величество, которые были ведены кн. Голицыным, его тещей боярыней Акулиной Афанасьевной Хитрово, урожденной Собакиной, и братьями боярыни, стольниками Степаном и Алексеем Афанасьевичами Собакиными. Вследствие этого все они подверглись опале. Указано было у братьев Собакиных отнять стольничество и написать их в дети боярские по последнему городу, и сослать в деревню до указа Великих Государей. Опала была непродолжительна. 26 декабря 1691 г. звание стольника было им возвращено.

Лета 7080-го году….

 


Тово же году октября в... день (в рукописи число не написано) свадьба царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, а понял благоверную царицу и великую княиню Марфу Васильевну, дочь боярина Василья Степановича Собакина.

Роспись свадьбе.

Уменьшить

(Поскольку я занимаюсь здесь Са(о)бакиными, буду выделять их крупным рифтом. И.М.Я.)



В отцово место сидети у государя царя и великого князя сыну его государеву царевичю князю Федору Ивановичю.

В тысецких быти сыну же его государеву царевичю князю Ивану Ивановичю.

А за столом сидеть у государя царевичю Михаилу Кайбулатовичю (Кайбулатовичю Черкаскому, второе слово приписано в строке другими (черными, как пометы на полях) чернилами О.).

А в друшках быти у государя Иван Сабуров да Калист/л. 478 об./ Васильев сын Сабакин. [286]


Царицыны друшки Борис Федоров сын Годунов да Малюта Лукоянов сын Скуратов.

Свахи царевы  Иванова жена Сабурова да Калистова жена Васильевича Собакина Софья.

Царицыны свахи Борисова жена Федоровича Годунова Марья Григорьевна да Малютина жена Лукьяновича Скуратова Марья.

С кикою сваха Ондреева жена Игнатьева Софья.

С чарою да з гребенем  итти Ондрей Игнатьев.

С осыпалом итти Иван Дмитреев сын Собакин

А за столом сидети боярыням: князь Михайлова княиня Ондреевича Трубецково княиня Оксинья, князь Васильева княиня * Ондреевича Трубецково княиня Настасья, боярина князь Федорова княиня Михайловича Трубецково княиня Настасья, князь Данилова княиня Ивановича Тулулова  княиня Анна. Ондрееве жене Пояркова Оксинье, Романове жене Судимонтове Марфе, Семенове жене Лыкова Федосье, Васильеве жене Воейкова Офимье, Лаврове (Лаврентьеве Э., О.) жене Лодыженсково (Ложенскова О.) Дарье.

Да против боярынь сидеть: князь  Петр Тутаевич /л. 479/ Шейдяков, бояре князь Федор Михайлович Трубецкой, Иван Меньшой Васильевичь Шереметев, окольничей Дмитрей Ондреевичь Бутурлин, [287] дворяне  Григорей Папин сын Сабуров, Тимофей Плещеев, Иван Черемисинов.

А в кривом столе сидети боярин  Василей Степановичь Собакин, окольничей Григорей Василъевичь Сабакин.

А на государеве месте сидеть Богданове дочере Сабурове Домне.

А звати государя царя и великого князя на место - боярин Иван Меньшой Васильевичь Шереметев.

А збирати детей боярских и ведать - князь Иван Тевекелеевичь Канбаров да дьяк Василей Дядин.

А ходить перед государем царем и великим князем: Борис Васильев сын Собакин, Перфилей

(Парфеней Э., О.) Иванов сын Собакин, Степан Васильев сын Собакин, Ондрей Игнатьев.

А за саньми царя и выеликого князя ходить: Дмитрей Иванов сын Годунов да Микита Дмитриев сын Собакин Григорей Хитрой да дети боярские царацы и великие княгини.

А вь ясельничево место быти - Иван Дмитреев сын Овцын, а конюхом быти  с ним по росписи.

А у платья царицы и великие княини быти дьяку /л. 479 об./ Офонасью Бентееву и отпущать платье по нарядом ему же, Офонасью.

А списки носить и розряжать по приказом дьяку Василью Щелкалову.[288]

А мыльню топить: Петр Собакин да Богдан Яковлев сын Бельской, да с Петром к воде царицы и великие княини дети боярские Ондрей Мещеренинов да Иван Микифоров сын Коростелев.

А у большово платъя государя царя и великого князя быть - князь Иван Жировой Засекин, а быти князю Ивану у мастеров в ызбе, не ходить, только платье к государю отпускать.

А колпак  государя царя и великого князя держати: Иван Васильев сын Сабуров да Семен Васильев сын Собакин; да Семену же Собакину   итить к (в рукописи повторено дважды) месту, нести свечи, которые свечи государя царя и царицу обручали, как от того дела отделаетца, и ему быти по старому у колпака.

А в мыльне мытися з государем царем и великим князем: Борис Васильев сын Собакин, Калист  Васильев сын Собакин (-в Э. приписано по правому полю другими (темно-коричневыми) чернилами), Борис Федоров сын Годунов, Богдан Яковлев сын Бельской,  Парфен Иванов сын Собакин.

У  коня государева быти и ездить около подклета Булату Орцыбашеву /л.480/.

Вино нести в склянице к церкви Григорью Осипову сыну Полеву.

У зголовей быти у месных (меньших О.):

У государева зголовья царя и великого [289] князя быти князь Иван Козловской.

У царицына зголовья и великие княини быть  Юрью Дмитрееву сыну Овцыну .

А у места держать сорок соболей, которыми опахивали государя царя и великого князя и царицу * и великую княиню , Петр Сабакин; да отделався от того дела, быть ему у мыльни по старому.

Место ведать и всякая рухледь столовая -Субота Осорьин.

У постели быть Дмитрею Иванову сыну Годунову да Миките Дмитрееву сыну Собакину.

Свечи  нести у государя царя - Степан да Федор Волковы.

Другую свечю нести - Семен Велин да Иван Бибиков (Бабаков Э.).

Коровай нести - Таварищ Григорьев сын Велин, Лука да Иван Кузминские, да Матвей Воейков.

А к другому короваю - Степан Кузминской, да Федор Елченинов, да Иван Григорьев сын Хитрово, да Баим Васильев сын Воейков.

Над государевою свечею  нести фонарь - Данило Мурза /л. 480 об./ Купкеев да Неустрой Мокеев. [290]

Над царицыною свечею нести фонарь - Савин Мокеев да Микита Панин.

С обручалными свечами итти - Семен Собакин.

Зголовье  нести  к  церкви - Степан Васев сын Собакин да Парфеней Иванов сын Собакин.

С подножием итти в церковь  з государевым - князь Тимофей князь Романов сын Трубецкой да Василей Федоров сын Годунов.

3 другим подножием - князь Ондрей Тулупов да Богдан Яковлев сын Бельской.

Скамейка с ковром нести - Григорей Овцын да Офонасей Головленков, а скамейка  за ними нести истопником.

На государеве цареве и великого князя дворе у огня беречь и на дворе не пущати– Микифор Ульянов да Левонтий Велин.

У государевых больших ворот на государеве дворе - Семен Овцын да Фома Велин .

За царицыными хоромы у других ворот - царицыны дети боярские Иван Унковской да Ондрей Бакеев.

У ворот, которые ворота  у новой мыльни - царицыны же дети боярские  Тархан Иванов сын Булгаков да Иван Дмитреев сын Сидоров.

Да у ворот  же, которые у царицы на [291] дворе к сенни/л. 481/ку, - Иван Иванов сын Булгаков да Кижман Тонеев.
У ворот же, что на  малам  дворце к избушкам, - Федор Панин  да царицын сын боярской Офонасей Коровин.
На леснице мимо царевичевых хором от сенника стоять истопничему Семену Якушкину да сыну боярскому царицыну… (В рукописи имя не написано, хотя далее около строки не заполнено, также, далее оставлено чистыми около трети листа, между текстом сверху и снизу).


Духовная грамота царя Ивана Васильевича

июнь-август 1572 г.


      Единственная духовная грамота Ивана Грозного дошла только в позднем списке. Вместе с документом публикуются примечания, послесловие и вступление переписчика.
      Выверено по изданию: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. Подготовка к печати Л.В.Черепнина.
     Издательство Академии наук СССР. М.-Л., 1950.
      В настоящем электронном издании используется современная орфография, в печатном же издании текст идентичен источнику.

Выдержка, касающаяся Марфы Васильевны Сабакиной, жены Ивана Грозного, которая пробыла ею всего-то чуть больше двух недель... после чего  и была отравлена.

"А что, по грехом, жон моих, Марьи да Марфы[4], не стало, и вы б жон моих, Марью да Марфу, а свои благодатныя матери, поминали во всем по тому, как аз уставил, и поминали бы есте их со всеми своими родители незабвенно."

Царь Иван IV. Парсуна. XVII в
и примечание "
[4] Зде упоминает он трех жон умерших, а именно: Анастасия Романовых, Мария Черкаских, Марфа Сабакиных, да живая Анна, по ней была Марфа Нагих, итого 5. А Курпский в "Истории" показует: прежде сея Анны бысть 5 жен.


Вот как об этом пишет  Забелин Иван Егорович в книге

Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях
 "О царе Иване Васильевиче повествуют, что для избрания третьей супруги, к нему "из всех городов свезли невест в Александрову Слободу, и знатных и не знатных, числом более двух тысячь. Каждую представляли ему особенно. (Испытанию о девицах многу бывшу надолзе, говорит сам государь). Сперва он выбрал 24, а после 12, коих надлежало осмотреть доктору и бабкам; долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильевну Сабакину, дочь купца новогородского."

"Скорбь разлуки с избранною невестою, именно вследствие дворских интриг, должен был испытать из царей первый Иван Васильевич Грозный. Со многим и долгим испытанием (в 1572 г.) он избрал в супруги девицу Марфу Васильевну Собакину. Она была испорчена еще в невестах и скончалась с небольшим через две недели после свадьбы, совершенной царем вопреки обычному предубеждению и страху за собственное здоровье. Об этом засвидетельствовал сам царь, когда просил соборного разрешения вступить потом в четвертый брак на Анне Алексеевне Колтовских: "ненавидяй добра враг, воздвиже ближних многих людей враждовати на царицу Марфу, еще в девицах сущу, точию имя царское возложено на нее, и тако ей отраву злую учиниша. Благоверный же царь к в. к., положа на Божие всещедрое существо упование, либо исцелеет, поя за себя девицу Марфу, и только была за ним две недели и преставися. И понеже девства не разрешил третьего брака, царь и в. к. о таковых много оскорбися и хоте облещися во иноческое" {Вивл. XIII, 105.}.

   


Марфа Васильевна Собакина - третья, так и не случившаяся, жена Грозного.
По легенде, вскрытие ее гробницы обнаружило поразительный биологический феномен. Царская невеста лежала в гробу как бы живая, не тронутая тлением, несмотря на то что пролежала в гробу 360 лет. Достаточно было нескольких минут, чтобы лицо ее почернело и превратилось в прах.
Если её отравили солями ртути, то такая сохранность и быстрое разрушение останков - вполне возможная вещь.
Взяла с сайта ПЕРВЫЕ КРАСАВИЦЫ МОСКОВИИ: http://edwardjournal.livejournal.com/2702264.html

     На 163 странице помещённых ниже "ИЗВЕСТИЙ о ДВОРЯНАХ РОССИЙСКИХ" (1790 года) на 10  строчке сверху фамилия Сабакин... До сих пор известно было точно, что знаменитый предок моего мужа Павел Петрович Аносов был воспитан своим дедом по матери. Звали его Лев Фёдорович Сабакин.
     У меня нет уверенности, что именно Калистъ Васильевич Сабакин, упомянутый в "ИЗВЕСТИЯХ О ДВОРЯНАХ..." в прямом родстве со Львом Фёдоровичем Сабакиным... но пока не доказано обратное, буду отслеживать эту родословную ветку.
     Очень уж интересную должность занимал   Калистъ Васильевичъ Сабакинъ при дворе Царя Ивана Васильевича... был он кравчим. Он "стоялъ при столе, когда Государь кушал". Я сохранила на сканах  всё что написано про эту  должность.  А здесь цитирую со стр. 163  то, что касается Сабакина:
   -"Страшно было кравчим быть при царе Иване Васильевиче, какъ к подозрению в верности своих подданныхъ столь склонном государе, такъ и о бережении здоровья своего весьма старательномъ. С 1565 по 1574 годъ казнены сряду три кравчие: Князь Петръ Ивановичь Горенской, Фёдоръ Алексеевичь Гасмановъ и Калистъ Васильевичь Сабакинъ"
Уменьшить

Собакины, дворянский род
Собакины, московский дворянский род. Его родоначальником считается Данила Григорьевич Собака, в 1495 г. вместе со своим братом Семеном Нагого перешедший из Твери на службу к Московскому вел. князю Иоанну III; оба они были тверскими боярами. По преданию, прадед их Ольгерд Прега, в крещении Дмитрий, в 1294 г. выехал из Дании к вел. кн. Михаилу Ярославичу Тверскому, был у него в боярах и женился на родной его сестре, княжне Ярославе Ярославовне. Это предание, однако, недостоверно: судя по летописи, у Михаила Ярославича было только две сестры, неизвестных по имени: одна из них с 1282 г. была за кн. Юрием Волынским, а другая, будучи девицей, постриглась в 1291 г. Есть еще другая неверность: трудно допустить, чтобы в течение двух столетий (1294–1495 г.) было только четыре поколения. (Обыкновенно считают в столетии три поколения; а потому надо полагать, что между родоначальником Собакиных и Данилой Григорьевичем пропущено несколько поколений). В более старых родословных записях предок Собакиных и Нагих назван просто выезжим «из немец» (и приуроченье его к Дании, по-видимому, является позднейшим генеалогическим измышлением, как то часто бывает в дворянских родословных), а потому можно предполагать, что Собакины и Нагие происходят от какого-нибудь немецкого выходца в Новгород, откуда потомки его (при тесных отношениях с Новгородом тверских князей, из которых многие там княжили) могли перейти на службу в Тверь (очевидно лишь одно, что Данила Григ. принадлежал к высшему служилому классу в Твери и что его праправнучка Марфа Вас. Собакина никак не могла быть дочерью новгородского купца, как это сказано у Карамзина и у Соловьева. Эта ошибка произошла оттого, что оба историка не обратили должного внимания на генеалогические подробности).

Наиболее выдающимися представителями рода Собакиных были следующие лица.

Алексей Афанасьевич, в 1658 г. стольник царицы Марьи Ильинишны, в 1683–86 гг. воевода в Вятке. В 1690 г. по извету человека боярина кн. Андрея Ив. Голицына возникло дело о непочтительных разговорах про Царское Величество, которые были ведены кн. Голицыным, его тещей боярыней Акулиной Афанасьевной Хитрово, урожденной Собакиной, и братьями боярыни, стольниками Степаном и Алексеем Афанасьевичами Собакиными. Вследствие этого все они подверглись опале. Указано было у братьев Собакиных отнять стольничество и написать их в дети боярские по последнему городу, и сослать в деревню до указа Великих Государей. Опала была непродолжительна. 26 декабря 1691 г. звание стольника было им возвращено.

P. P. C., 2-е изд., с. 230. – Акты ист., V, с. 241. – Доп. к акт. ист., VIII. с. 100; X. с. 31. – А. А. Э., IV, г. 434–436. – С. ;. ;. и Д.: IV, с. 655. – Оп. Арх. Мин. Юст., ;, № 1721. – Туманский «О жизни и деяниях Петра Великого». СПб. 1787 г., ч. VII, с. 109.

Василий (Богдан) Степанович, средний, сын Степана Васильевича, отец Марфы Васильевны, третьей жены Иоанна Грозного. У Степана Васильевича было три сына Василия, которые для отличия назвались «большой», «средний» и «меньшой». Что отцом царицы был именно «средний» Василий, доказывает следующая запись «Новгородской Летописи»: «Да той же осени (1572 г.), месяца октября 28, в неделю после Дмитриева дни в первую, женился царь православный на третьей царицы Марфы у Богдана у Собаки». Странно, что в послужном боярском списке, помещенном в Др. Рос. Вивл. Новикова, Вас. Степ. средний совсем не значится. В этом послужном списке сказано, что в год свадьбы царя Ивана Васильевича с Марфой Вас. Собакиной боярство получил Вас. Степ. большой, а братья его (дяди царицы) Григ. Степ. и Вас. Степ. меньшой пожалованы чином окольничего. Можно предполагать, что в год свадьбы царя Ивана Васильевича тестя его Василия Степановича среднего не было уже в живых.

P. P. С., II, 2-е изд., г. 228. – Др. Рос. Вивл., XIII, с. 88; XX с. 52–54. – Новгородские Летописи. СПб. 1879 г., т. II, ст. 107. – Карамзин, Ист. Гос, Рос., IХ.

Василий Степанович меньшой, в монашестве Варлаам, ум. 1574 г. В 1571 г., перед свадьбой царя Ивана Васильевича с родной его племянницей Марфой Васильевной Собакиной, пожалован в окольничие. В 1572 г. участвовал во втором походе царя в Новгород. Неизвестно, что побудило его принять монашество, и в какой монастырь он первоначально поступил. Можно только предполагать, что пострижение его было добровольное и что он был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь Иоанном Грозным для ближайшего наблюдения за иноком Ионой Шереметевым (в миру Иван Васильевич большой). Единственным источником кратких сведений о Варлааме служит послание Иоанна Грозного к игумену Кирилло-Белозерского монастыря Козме, написанное, по справедливому мнению А. П. Барсукова, не в 1578 г., а между весною 1574 г. и весною 1575 г. Как видно из этого послания, монастырская братия уважала Шереметева и не благоволила к Собакину, и между Ш-м и Собакиным возобновились недружелюбные отношения, существовавшие уже раньше в миру. Вероятно Варлаам позволял себе отступления от монастырских правил, и об этом было доведено до сведения царя, потому что он приказал «про его безчиние посмирити, по монастырскому чину». Между тем три племянника Варлаама (сыновья его братьев), жившие в Москве, пожаловались царю, что дядя их терпит из-за Шереметева разные притеснения от монастырской братии. Царь приказал было отозвать Варлаама в Москву, чтобы лично от него узнать, за что у них с Шереметевым вражда; но приказание это было отменено по случаю похода в Ливонию в 1573 г. По окончании похода инок Варлаам был вызван в Москву особою «злокозненною грамотою», написанною его племянниками «от имени царя». Грамота эта по-видимому напугала братию Кирилло-Белозерского монастыря, и С. был выслан в сопровождении старца Антония, который явился к царю с «поминками», т. е. подарками от братии. Когда царь стал расспрашивать Варлаама, он, как сказано в Послании, «заговорил вздорную, на вас (т. е. иноков Кирилло-Белозерского монастыря) доводити учял, что будто вы про нас негораздо говорите, с укоризною; и аз на то плюнул, и его бранил; и он уродствует, а сказывается прав. И яз его спрашивал о его жительстве, и он заговорил не весть что, нетокмо что не знаючи иноческого жития или платья, и он и того не ведает, что на сем свете есть чернецы, да хочет жити и чести себе, по тому ж, как в миру.... А той сам за свою душу отвещает, коли не ищет своей души спасения. A к вам есмя его не послали, воистинну потому: не хотя себя кручинити, а вас волновати; а ему добре хотелось к вам; а он мужик очюнной, врет и сам не ведает что... Варлааму есмя не поверили ни в чем». Где жил Варлаам по прибытии в Москву из Кирилло-Белозерского монастыря – неизвестно; мы знаем только, что он умер в 1574 г.

Р. Р. С., II, 2-е изд. с. 228. – Др. Poс. Вивл., XIII, с. 98; XIV, 317; XX, 52, 54. – Акты ист., I, с. 372–395. – Карамзин, Ист. Гос. Рос., IX. – Барсуков, ;. ;., Род Шереметевых. I, с. 323–324.

Калист (Калиник) Васильевич ум. в 1574 г., родной брат царицы Марфы Васильевны, третьей жены Иоанна Грозного. В 1571 г. на свадьбе Иоанна с Марфой Васильевной, Калист Вас. был вторым дружкой, а жена его Софья – свахой; на другой день он был приставлен к мыльне. В 1572 г., во время новгородского похода царя Ивана Васильевича, С. был рындой с сулицею. В 1573 г. он участвовал в ливонском походе и следовал за царем Ив. Вас. и царевичем Ив. Ив., «с шеломом». По возвращении из похода пожалован в кравчие и в 1574 г. казнен. ;. Фр. Миллер говорить по этому поводу: «Страшно было кравчим быть при царе Иване Васильевиче, столь склонном к подозрениям в верности: с 1565 по 1574 гг. казнены сряду три кравчих, а именно: кн. Петр Ив. Горенский, Фед. Алексеев. Басманов, Калист Вас. Собакин». Имя Калиста Вас. (Калиник) записано в Синодике.

Р. Р. С., 2-е изд. II, с. 228–229. – Др. Р. Вивл., т. т. XIII и XX. – Карамзин, Ист. Гос. Рос., IХ. – Устрялов, Сказания кн. Курбского, с. 390. – Щербатов, VIII, 350. – Голиков. XIII, 207.

Никифор Сергеевич, ум. в 1656 г.; имя его впервые встречается в 1627 г., когда царица Евдокия Лукьяновна пожаловала ему соболь на шапку. Такое милостивое внимание царицы объясняется близостью к ней матери Никифора Сергеевича – Ульяны Степановны, и его жены, имя и девическая фамилия которой неизвестны. Ульяна Степановна, овдовев в 1625 г., вскоре попала ко двору, и в 1628 г. занимала при царице Евдокии Лукьяновне ответственную должность кравчей, а затем была мамой царевича Алексея Михайловича и царевен. Жена Н. С. значилась в списке приезжих боярынь царицы Евдокии Лукьяновны. В 1629–31 гг. С. был воеводой в Курске и получил царские грамоты. 12 января 1634 г. царь Михаил Феод. принимал в Золотой подписной палате шведского посла Якова Руселя, а после приема послал к нему Собакина со своим государевым жалованьем «с ествою и с питьем». В том же 1634 г. С. был послан в Боровск осведомиться, действительно ли нездоров кн. Фед. Сем. Куракин, сказавшийся больным. 22 августа 1634 г. ездил «со столом» от царя к голштинским послам. В 1635 г. был при приеме царем литовского посла Александра Песочинского и при приеме кизильбашского посла. Во время поездок царя на богомолье в Троице-Сергиев монастырь и в Московский Новодевичий монастырь находился в числе сопровождавших его лиц. В 1645 г. С. пожалован из стольников в окольничие и в тот же день обедал за царским столом: два месяца спустя, при поездке царя на богомолье, был «перед государем по станам», т. е. приготовлял путь царю. В 1646 г. сопровождал царя Алексея Мих. в Новодевичий монастырь и обедал там за царским столом. Осенью того же года объявлял государю польского посланника Юрия Ирича, отправлявшегося с посольством в Кизильбаши. В 1647 г., марта 14, С. назначен воеводой во Псков. Сохранились довольно подробные сведения о бунте, происшедшем при нем во Пскове в 1650 г. С. был отозван в Москву и 25 марта на смену ему приехал из Москвы другой воевода, окольничий кн. Вас. Петр. Львов. Сдавши ему город, С. хотел уехать, но псковичи не пустили его, говоря: «Когда воротятся по здорову наши челобитчики из Москвы, тогда тебя и отпустим». Этим дело не кончилось: кн. Львов едва не был убит, а сыновья его и Собакина были насильно взяты мятежниками для отсылки в Москву вместе с их челобитчиками. В челобитной, посланной Государю, псковичи жаловались, что С. во время своего воеводства брал из лавок всякие товары без денег, а ремесленников заставлял работать на себя бесплатно. Писали они также, что когда они в феврале просили Собакина, не отдавать хлеба шведам до государева указа, то он грозил им ссылкою и смертною казнью. Когда 30 марта приехал из Москвы во Псков для розыска окольничий кн. Ф. Ф. Волконский, то «гилевщики», как называли тогда во Пскове бунтовщиков, послали за Собакиным, поставили его на чан и порывались убить, крича: «Ты писал к государю, что во Пскове хлеб дешев, так мы тебя из Пскова не отпустим, поживи с нами на дешевом хлебе». Неизвестно, когда именно С. уехал из Пскова, но, как видно, он оправдался в глазах царя Алексея Мих.: осенью 1650 г. и в 1651 г. С. несколько раз сопровождал царя в с. Коломенское и на богомолье в разные монастыри. В 1651 г. он был сборщиком денег на жалованье ратным людям. В день Рождества 1651 г. С. навлек на себя царскую опалу за местничество с кн. Хворостининым, но «того ж дни пожаловал Государь окольничего Никифора Собакина и детей его, Василия и Григория, по-прежнему в комнату». В 1653 г. С. заведовал набором ратных людей на засеки, для охраны от нападения татар. В этом же году он был назначен в Судный Московский приказ. В 1654 г. объявлял царю грузинского царевича Николая Давыдовича, а во время похода против польского короля был оставлен царем в Москве охранять царевен.

Р. Р. С., II, 2-е изд., с. 229. – Доп. к акт. ист., III, 87–92, 133, 130, 241, 266, 268, 269, 510: VI, 414. – Разр. кн. II и III. – Дв. разр., т. т. II и III. – Р. И. Б., X. с. 204, 344, – Акты Моск. госуд. I, с. 258, 265; II, 399. – II. С. З., т. I, ст. 259, 284, 287. – Забелин, Домашний быт русских цариц – М. 1872 г., с. 358; прилож., с. 73. – Рождественский С. В., Служилое землевладение в Московском государстве XVI в. СПб. 1897 г., с. 228, 229, 231. – Соловьев, История России, т. X, с. 169–172, 189–194.


Рецензии