Хронос, часть 1, 4

Начало http://proza.ru/2022/06/18/1300
предыдущее http://proza.ru/2022/06/18/1329

МУЗЫКА  СФЕР  И  МОНОХОРД



Древнегреческий бог Аполлон покровительствовал одновременно и музыке, и медицине. В Греции существовали особые храмы, куда приходили люди, страдающие от болезней. Главным орудием исцеления в этих храмах была музыка: приводя в гармонию тело и дух человека, она заставляла недуги отступить. Одним из самых выдающихся мыслителей Греции, чьё учение не утратило актуальности и до сей поры, был Пифагор. Этот философ, живший в VI в. до н.э.,  известен нам как  великий посвящённый, выдающийся философ, основоположник математики, музыкальных законов, геометрии и этики. Он первым из учёных  установил соотношение между музыкальными интервалами.
Море Пифагора      
на сайте Семь Морей.
 
;
ГИМН   ПИФАГОРУ  (Учителю Мудрости)



О,  Величайший  Учитель  людей! 
Златомудрый!
Свет  откровения  в  души  людские  вливая,
Знания  вечные  юным  умам  прививая,
Шёл  ты по жизни  блистательной,  долгой  и  трудной.

Ты  посвящён  был  в  мистерии  многих народов,
Признанный миром,  царями и  всеми  веками.
Мощный  и сильный  умом  и  земными  делами,
Миру  дарил  ты  значения  вечных  Законов.

Богоподобный,  прекрасный и телом  и духом!
Имя  твоё  светит  солнцем,  лучами  играя,
Горное  эхо  звучит,  все  слова повторяя…
Строгий  и  властный,  владеющий  божеским  слухом.
Песни, что  сферы небесные  людям  даруют,
Ты понимал,  и  река  говорила  с тобою,
Много  чудесного  явлено  было  судьбою,
Тысячи  лет  об Ученье  твоём  повествуют.

Слово  твоё,  Пифагор,  не иссякнет  вовеки!
Тайное  Слово  Учения  мир  охранит,
Жемчуг  волшебный,  для  душ  человечьих  Магнит!
Золото  слов  твоих  -  звёздные,  млечные  Реки.


        Ключом к этому открытию стал простейший музыкальный инструмент — монохорд, представлявший собой кусок дерева с единственной струной. Зажимая струну монохорда в отмеченных местах, Пифагор обнаружил, что между длинами получаемых отрезков и длиной целой струны существует определённое математическое соотношние.

Тоны, составляющие гармонические интервалы с первоначальным тоном, появляются только в том случае, если соотношение длин звучащей части и целой струны представляет собой соотношение целых чисел, к примеру, 2:1, 3:2, 4:3. Эти целочисленные соотношения — архетипы формы, выражающей гармонию и равновесие, и в этом качестве они фигурируют в культурах самых разных народов. А «зажимы» струны, с точки зрения эзотерической науки, представляют собой замыслы разных миров, первословом озвученные гармоники единого Сознания мира Космоса.
          Если струну зажать посередине, разделив её таким образом на две равные части, полученный тон составит с первоначальным тоном октаву. Частота вибрации половины струны составляет с частотой вибрации целой струны соотношение 2:1. Если же струну разделить на три равные части, мы получим соотношение 3:1. Деление на четыре отрезка дает соотношение 4:1.
         Вероятно, раздел арифметики, посвящённый простым дробям, восходит к учению Пифагора о музыке. Древнему мыслителю приписывается следующее выска¬зывание: «Изучайте монохорд, и вам откроются тайны мироздания». Одна-единственная струна даёт человеку возможность постичь не только микрокосмический аспект феномена вибрации, но и макрокосмические законы Вселенной.


         Согласно Учению Пифагора, сама Вселенная представляет собой грандиозный монохорд, чья струна протянулась от земли (мира материи) до небес (мира духа). Её верхний конец соединён с неделимым духом, тогда как нижний — с неделимой частицей материи. Изучение музыки как точной науки ведёт к познанию всех проявлений бытия. Пифагор распространил открытый им закон гармонических интервалов ко всем природным явлениям, так как оказалось, что и стихии, и планеты, и созвездия связаны между собой гармоническими отношениями...

 
           Пифагору принадлежит Учение о «Музыке сфер», он утверждал, что движение каждого небесного тела через космическое пространство рождает звук. Звуки эти способен услышать лишь тот, кто разовьёт свой внутренний слух для этой цели, расширив сознание ритмами сердца. И тогда «музыка сфер» зазвучит для него гар¬моническими интервалами монохорда.

 
             Для Пифагора и его учеников понятие «музыка сфер» было не просто метафорой. Великий философ на самом деле обладал способностью слышать, как плывут планеты по своим небесным орбитам. Взаимосвязь слышимиого звука и звуков небесных тел на протяжении многих веков волновала умы многих мыслителей. И лишь недавно, используя математические принципы, основанные на вычислении орбитальной скорости планет, учёным удалось соотнести определенные звуки с определенными планетами. И вот удивительный результат: эти звуки оказались гармонически связанными!
В наше время на роликах Ютуба уже можно услышать их вариации,  гармоничные звуки планет!

Гармоники порождаются любой формой вибрации. Возможности человека слышать звук далеко не беспредельны. Наше ухо способно воспринимать колебания лишь от 16 до 25 000 Гц, но за пределами этого ограниченного диапазона существуют неисчислимые множества звуковых волн, которые мы не слышим.
Вселенная, по сути, состоит из вибраций, каждый заключённый в ней объект — от электрона, вращающегося вокруг ядра атома, до планеты, вращающейся вокруг звезды, — обладает собственным основным тоном и обертонами.
Подробнее в книге «Море Пифагора», часть 2.



Музыкальная теория Розенкрейцеров исходила из представлений довольно оригинальных. Они полагали, что свет божества, исходящий из чёрного, истинного солнца, скрытого под солнечной короной, отражается (частью зеркально, частью - с фазовым сдвигом) от центра Земли, в котором находится "трон люцифера". Проходя "с Неба на Землю", Свет приобретает 7-ричную структуру (по числу "небесных сфер"), а возвращаясь отражённым - 12-ричную (первоначальные 7 + возникшие из-за смещения 5). Отсюда две различных системы нот: 7-ричная - "тональная", "орфическая" или "белая", и 12-ричная - "атональная", "дионисическая" или "чёрная". (Это представление отразилось в устройстве пианино: 7 белых и 5 чёрных клавиш октавы...).


Одна лишь Музыка  бессмертна,
Звучит во веки всех  веков,
А плоть  дискретна, зрима, мерна,
Слова – замкИ  её  оков…


Со-творение  означает  сотворчество,  сочетание  творческих  усилий  людей или других сущностей.  Иначе  не  может  проявиться  творческое  действие.  Время  творчества наступает  тогда лишь,  когда  душа  открываются небу,  гармонии,  когда  её  воспоминания  становятся  явью…



Для нашей встречи нужно... расставанье.
Так Время созревания должно
Из мрака прорастить своё зерно
Для будущего света осознанья.

Приходит за одним витком другой,
И чувства  птицей  вещей  улетают,
И грозди винограда созревают,
А сердце… зажигается звездой.

Для нашего прощанья нет закона,
Что Времени прикажет не идти,
Но есть закон для светлого пути.
Ему стезя прощанья не знакома.

Когда мы расстаёмся, верный друг,
В спираль преобразуем жизни круг.

Далее - http://proza.ru/2022/06/18/1348


Рецензии