2. Флотская церковь в Баку 1873-1892

    Батальонная походная приписная церковь во имя Архистратига Михаила  (1873-1892)
     15 августа 1873 года по Высочайшему повелению Государя Императора Александра II, помещение морской Флотской церкви было передано военному ведомству для надобностей 66-го Бакинского губернского батальона (7).
    Краткую историю батальона процитирую по прошению командира Сальянского резервного пехотного полка полковника Аркадия Григорьевича Мамврийского(13), адресованного Городскому голове г. Баку Николаю Августовичу фон дер Нонне 20 сентября 1899 года: »14 июня 1805 года по велению Императора Александра I из солдатской команды Каспийской морской флотилии с добавлением чинов от 4-х морских полков был сформирован   Каспийский морской батальон.  Прослужив в море до 1813 года, этот батальон был назначен в состав сухопутных войск Кавказской Армии и в 1826 году участвовал во взятии Ленкорани. 18 января 1830 г. Император принял решение о переформировании гарнизонных и резервных частей на Кавказе в 12 Грузинских линейных батальонов и батальон переименовали  в Грузинский линейный № 8 батальон. 21 марта 1834 года батальон  был переименован в Грузинский линейный № 7  и  в 1835 году переведен в г. Баку. По настоянию Баку деревянная церковь, которую они устроили в Ленкорани, была оставлена Епархиальному ведомству.
     Батальон   квартировал в Баку и нес службу по охране и высылкой ночью обходов. Кроме того, он окарауливал арестантов и охранял некоторые  правительственные  учреждения.
     В штате батальона был церковный причт, для работы которого приспособили небольшое помещение в "темных рядах" в крепости (крытый ряд лавок и мастерских). В 1839 году старая православная церковь   св. Николая Мир Ликийского была передана батальону и называлась Батальонной.
     8 августа 1840 году батальон переименовали в Грузинский батальон №9, затем 31 августа 1842 года опять в Грузинский линейный № 8 батальон, 8 апреля 1858 года -в Кавказский линейный 21-й, а 23 марта 1868 года - в Бакинский губернский батальон. Тогда окончательно решился вопрос о его полном переводе из Ленкорани на новые квартиры в Баку, который завершился в сентябре 1868 г.(7,27)
   Поступило распоряжение об исключении церковного причта из штата бакинского батальона и передачи церкви св. Николая Мир Ликийского   полностью Епархиальному ведомству. Но она была в таком плохом состоянии, что в 1869 году ее заперли, а в 1870 году окончательно закрыли. Митрополит позволил ее разобрать и на этом месте устроить лавки в пользу епархиальной православной церкви.   
   Церковная утварь и деньги батальона были переданы во Флотскую на форштадте. Отправление церковных треб для батальона проводили священники новой Портовой церкви в Николаевском соборе и во Флотской церкви» (13).
    Так в помещении Флотской церкви появилась новая, военная Церковь   Бакинского губернского батальона. В церкви один престол. Он посвящен  св. Архистратигу Божию Михаилу. Само имя Михаил означает по-древнееврейски "кто как Бог". И одно это уже говорит, сколь высоко он почитается Святой Церковью. Престольный праздник-8 ноября(7).
   Полковой праздник в данном случае совпал с церковным- в день Архангела Михаила, Архистратига (верховного военачальника, полководца воевода верных Богу ангелов, победителя зла). Он считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело.
   18 апреля 1874 г. Кавказский Наместник Великий князь Михаил Николаевич Воронцов провел смотр и похвалил батальон. 1 августа 1874 года Бакинский губернский батальон был назван Бакинским местным батальоном. Здание б. флотской церкви осталось за ним, как Батальонная церковь. 
   Военные православные священники с честью служили Богу и Царю «среди разноплеменного и разноязычного народа на Кавказе», как в мирные дни, так и во время военных действий. В случае необходимости воинским частям придавались также католические священники, евангелические пасторы, мусульманские муллы и даже представители буддийского духовенства .
    24 апреля 1877 года – 19 февраля 1878 года прошла война между Российской и Османской Империями.На этот раз Россия вела освободительную войну Балканских славянских народов, прежде всего болгарского. Боевые действия начались на Балканах и на Кавказе, в которых приняли участие некоторые роты Бакинского местного батальона.  Духовенство сопровождало свои части в походах, совершая богослужения в особых палатках, представлявших собой передвижные церкви со всеми необходимыми принадлежностями. На поле боя священники облегчали страдания раненых и готовили к кончине умирающих.
Нередко они получали ранения или погибали. В любой ситуации они самоотверженно выполняли свой пастырский долг. Подвиги на поле брани всегда отмечались наградами.
      Отличились и бакинские военные священники. Так, священник 15 драгунского тверского полка о. Козьма Миролюбов  стяжал себе славу на поле брани в турецкой  войне и был награжден орденом  Анны  2 степени.  Священник 81 пехотного Апшеронского полка о. Гречко Виктор Иванович и  священник Форта Александровского о. Иосиф Лиадзе отмечены орденом  Анны 3 степени с мечами. Священник 155 пехотного Кубинского полка о. Николай Преображенский был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Такую же награду получили: о. Павел Пузанов св. Драгунского Его Императорского Высочества Вел. Князя Николай Николаевича полка за участие в 1853 году во многочисленных походах и действиях Кавказской армии, соединенных с необычайно трудным передвижением и крайнею опасностью для жизни;  священник 153 Бакинского пехотного полка о. Иоанн Орлов- за отличие в турецкою кампании 1877 года и мл. священник 76-го  Кубанского полка о. Иоанн  Костянский - за  подвиг при сражение с дикими горцами в 1862 год (22). 
     Исходя из метрических книг, уже в 1883 году церковь имела название "Армии и флота Бакинская батальонная церковь" и в ней служили священники ,как Портовой так и Батальонной церквей. В газете »Каспий» ее называли Флотской церковью Архистратига Михаила(28).         
    Батальонная церковь была рядом с Базарной улицей. Перевощиков позже писал, что правильнее ее называть «Безобразной» - нельзя ни проехать, ни пройти. Все тротуары заставлены товаром. Возле магазина персы-писцы, сидя без стола, на руках, пишут письма своим единоверцам. Они отличаются от духанных писцов тем, что не требуют предварительного угощения(5).
    В конце улицы расположился базар, где сторож «Батальонной церкви», не только торговал, но и был ее представителем в житейских делах. Так, газета  «Каспий»  печатала объявления об уроках  на скрипке в военной церкви и о том, что »ее певчие могут приглашаться на свадьбы и похороны по весьма умеренным ценам. Спросить у сторожа флотской церкви на базаре» ( 29, 30 ). Был ли сторож тем  Иваном Рысаковым, который 9 мая 1887 года убил денщика священника «флотской церкви» Цехановского, трудно сказать, но и такое случалось(31).
    В праздничные и особые дни в церковном хоре пели воспитанники бакинского реального училища (32). Купол военной Бакинской батальонной церкви на то время по описанию Спасского-Автономова, выглядел ветхим (33).
    24 июля 1887 года Император Александр III  в  милостивом внимании к  нуждам  военного духовенства, Высочайше соизволил утвердить положение Военного Совета о возвышении служебных  прав  этого духовенства , в том числе их  право на награждение орденом  Св. Владимира за выслугу лет и на определение дочерей в женские   учебные заведения. Размер их содержания   приравнен к содержанию военных чинов. Так, настоятели военных соборов  и протоиереи-благочинные получали, как  полковником и младший штаб-офицер; священник-благочинный, как подполковник; священник, как капитан-ротный командир; диакон, как поручик; псаломщик, как подпрапорщик(34а).
    На Баиловской Морской церкви  в 1888 году треснул колокол и его срочно отправили  в Москву для переделки. О-во «Кавказ и Меркурий» доставило новый колокол в 103 пуда, но при высечении слов с обозначением лиц, при помощи которых он был привезен, колокол дал трещину. Ожидали новый,  107-ми пудовый колокол (1).
     В 1888 году состоялся первый визит Императора Александра III   вместе  со своей семьей  в г. Баку.  9 октября, в воскресенье в 10 утра Их Величества слушали Божественную литургию в Морском соборе на Баилов мысе, которую совершили протоиерей Масютин с диаконом Николаевского собора Буцем.
Здесь же, напротив собора был устроен павильон в персидском стиле, убранный коврами и цветами на щитах.
    По окончании литургии состоялся смотр  войск. Всего участвовало 9 батальонов (включая, местный), 1 рота, 2 сотни 1 отряд, 3 батареи. Кроме того, на смотру находилась рота ветеранов и служивших в полках 21-й дивизии. Парадом командовал начальник 21-й пехотной дивизии, генерал-лейтенант  граф  Борх.
     Его Величество, поздоровавшись с войсками, пропустил их мимо Себя церемониальным маршем, причем каждая часть удостоилась Царского «спасибо». По окончании парада Его Величество вызвал к Себе офицеров  доблестного 84-го пехотного Ширванского полка и поздравил  их  с  назначением Его Высочества Наследника Цесаревича Николая Шефом полка(33а). В память посещения ЕВ Александром III храма, Морскому собору было подарено священническое облачение из индийской парчи.
    Руководство военными церквями осуществлялось из Духовного правления при протопресвитере военного и морского духовенства, которое находилось в Санкт-Петербурге. В 1888 году главным священником церкви Бакинского местного батальона был и.о. Протопресвитера, гренадер военного н морского духовенства протоиерей Александр  Алексеевич  Желобовский (34). 
      В связи с очередной реформой местных войск 20 сентября 1889 г. батальон был преобразован в 12-й Кавказский резервный пехотный (кадровый) батальон.
    14 января 1889 года в церкви Бакинского местного батальона прошла панихида по умершему 12 января от воспаления легких командиру и бакинскому уездному воинскому начальнику полковнику Андриану Семеновичу Кишинскому, 62 года. Последнюю дань этому уважаемому человеку отдали офицеры, солдаты и городское начальство(35). (1878- 12.01.1889).
    15 января 1890 года Екатерина-Эльмерина-Мальвина, 25 лет, лютеранского вероисповедания, 25 лет - дочь С-Петербургского 1- й гильдии купца Антона Рейнгарда Шефферлинга, сочеталась первый браком с помощником бухгалтера Бакинской Казенной палаты, дворянином Апполоном Дмитриевичем Мономаховым, православным, 29 лет, первый брак. Поручители по жениху: лейтенант Сергей Александрович Рыбалтовский и купеческий сын Александр Егорович. По невесте: лейтенант Николай Федорович Чернопольский и мл. землемер Тифлисской судебной палаты Вильгельм Иосифович Орбан. Венчание в б. флотской церкви Баку (36).
     В воскресенье 29 апреля 1890 года после божественной литургии в  Батальонной церкви, на Парапете при громадном стечении публики привели к присяге новобранцев 1889 года(37).
    С 20 июля 1890 года   на должность настоятеля и благочинного Бакинской Портовой церкви  по его просьбе был перемещен настоятель Динабургского военного крепостного собора Протоиерей Петр  Пятибоков (34а). Он сразу    же   обратил внимание на   уличных  детей, вырастающих без образования и христианского воспитания.
    Местность около Портовой церкви гор. Баку, расположенная по Баиловому мысу, населена частью отставными и запасными матросами Каспийского экипажа, частью людьми пришедшими с разных мест для работы в порту. Дети этих родителей, большею частью несостоятельных, до последнего времени были лишены почти всякого надзора и руководства.
    И он решил помочь родителям этих детей и устроить при порту даровую школу, в которой последние могли бы научиться как  грамоте, так  и первоначальным  истинам христианской веры.В этом добром  деле он  нашел  содействие у бывшего командира порта контр -адмирала г. Шамшина, с согласия которого  командир Каспийского экипажа, капитан  1-го ранга г. Завалишин дал  помещение со всеми классными принадлежностями, даже книгами.
     1-го ноября 1890 г., была открыта даровая школа грамотности для детей, родители которых проживают в районе портовой церкви. Заведывание школою и преподавание Закона Божия он взял  на себя; обязанности попечителя школы принял на себя командир  экипажа, капитан  1-го ранга г. Завалишин ; обучение чтению, письму и начальному исчислению поручено было подшкиперу экипажа Василию Разину; обучение детей церковно-славянскому чтению и пению с голоса принял  на себя и. д. псаломшика, по вольному найму, запасной унтер -офицер  Прокофий Киселев. В школу приняли 22 мальчика, которые занимаются охотно и с усердием .
   Протоиерею помогает священник Беляев Николай Михайлович,1873 года рождения, который после окончания духовной семинарии со степенью студента с 1890 года по 15 мая 1895 год служит  в этой церкви (63).
     В 1889-90 годах в Батальонной церкви служили священники:  о. Николай Миролюбов, о. Александр Казанский, настоятель и благочинный Каспийской флотилии Феоктист Брижовский и др. С декабря  1890 года священником Батальонной церкви во имя Архангела Михаила стал Иоанн Виссарионович Лиадзе. Он родился в 1852 году, окончил духовную семинарию со степенью студента.Такой аттестат свидетельствовал о выдающихся способностях и открывал путь в духовную академию, возможность получения должности помощника инспектора в семинарии, зачисление на гражданскую службу и пр. Звание студента получали немногие. С 12 сентября 1875 г. - учитель Мингрельского духовного училища; 1889 г.- священник Озургетской местной команды;с декабря-в Баку(63).
    25 марта 1891 года батальон был переименован в Сальянский резервный пехотный (кадровый) батальон. 
    В штат Батальонной церкви был включен церковный причт. Священник Портового собора был откомандирован(38). В газетах указывали: « флотская церковь для местных военных на Спасской улице во второй части города»(39),  а  в  быту  продолжали называть  ее "флотская или старофлотская". 
    Церковь нуждалась в благоустройстве и обновлении. Ждали помощи от ведомства и ожидали приезда своего главного священника, с 12 июня 1890 года Протопресвитера  военного н морского духовенства А. А. Желобовского.
   12 августа 1891 года  о. Александр  выехал из Петербурга для обозрения церквей Кавказского военного округа. Он хотел на месте собственными глазами посмотреть военные Кавказские церкви и их священнослужителей.  По бумагам, и по слухам ему было известно, что в далекой стороне они имеют  свой, несколько особенный, характер. Ему желательно было побеседовать с подведомыми  пастырями  лицом  к лицу и обменяться мыслями и взглядами.
   31 августа в  4 часа пополудни он прибыл на пароходе «Князь Барятинский»  в  «город  Кирасима» (Хиросима), как   некоторые  величали Баку. На пристани  его встречали настоятель Бакинской портовой церкви, протоиерей Петр Пятибоков   с  причтом(40).
     Остановился О. Протопресвитер на Баилов мысе, где проживал причт церкви.  В этот день он посетил Портовую церковь, благоустроенную со  вне и внутри усердием Генерал-Адмирала, Е.И.В. Великого Князя Алексия Александровича и поблагодарил за исправность   заслуженного о. настоятеля,   старика П. Пятибокова.
   Ранним утром, в шесть часов он отправился с Баилова мыса  за четыре версты осмотреть церковь Сальянского резервного батальон (флотскую). То, что он увидел, очень его огорчило. Церковь помещалась во дворе в весьма неприглядном старинном здании. Убогому помещению соответствовала, более, чем скромная, и утварь церковная, но все было в порядке и в подобающей чистоте. О. Протопресвитер посоветовал священнику о. Іоанну Лиадзе хлопотать о другом, более удобном, помещении для храма  Божьего. 
    Неподалеку от Батальонной церкви в наемном доме Гумилевского (дом гл. священника на Кавказе) на   углу Торговой и Губернской улиц находилась подвижная церковь "Бакинской бригады 6 округа Отдельного корпуса пограничной стражи". Устроена она была на средства Министерства финансов по ходатайству Бакинского таможенного округа, в состав которого, до создания отдельного корпуса пограничной стражи, входила Бакинская бригада.
    С разрешения и благословения Экзарха Грузии Архиепископа Павла(Лебедева), 23 февраля 1886 г. церковь была освящена во имя святого благоверного князя Александра Невского священником о. Ильей Дзампаевым с псаломшиком  Савватием Чайкиным(12.40). В 1890-1898 годах  бригадным священником  был  Симеон Лиадзе (7,34,36).Притч из священника и псаломщика получал содержание от Министерства финансов.
   Священник церкви Илья Джампаев любезно пригласил О. Протопресвитера посетить их церковь. Там он увидел другую картину и в своем отчете о поездке написал: »У богатого таможенного ведомства и церковь относительно богатая: порядок безукоризненный, делающий честь о. настоятелю». 
     Провожая гостя о. Джампаев высказал сожаление, что священники таможенного ведомства, неся такие же труды, как и полковые пастыри,   имеют  не одинаковые  с  ними права  и преимущества. О. Александр   выразил полное сочувствие   справедливому его заявлению и поблагодарил  священника  за оказанную честь.
    о. Дзампаев происходил из осетин. Обучался в Тифлисской духовной семинарии, после 5 класса был уволен. С 1895 по 1898 год  священником был о. Симон  Лиадзе, грузин , происходящий из духовного звания и обучавшийся в  Тифлисской духовной семинарии, которую окончил  со званием студента.
   В 1898 г. штаб Бакинской бригады пограничной стражи был переведен из Баку в урочище Геок-тепа Ленкоранского уезда. Туда же была переведена и церковь со всей утварью. С 1898 года   священником состоял о. Александр  Баскарев, происходящий из  духовного звания.  Обучался в Вологодской духовной семинарии, откуда по своему прошению выбыл из третьего класса. Приход состоял из чинов пограничной стражи, состав которых  ежегодно менялся. Чины бригады делились по вероисповеданиям: 2/3 православных и 1/3католиков. Встречались и лютеране, но их очень мало попадало в пограничную стражу. Религиозное развитие православных нижних чинов очень слабое.  Православные понятия о  религии смешаны с католицизмом (7).  В 1906 г. церковь Бакинской пограничной стражи была возвращена в Баку и разместилась в наемном доме на Шемахинской улице (ныне улица Дж.Джаббарлы) (7,12).
   Возвращаясь на Баилов мыс,  О. Протопресвитер проехал  почти через  весь город , и дивился типу построек  и образу жизни обитателей: »Все узкие улицы   переполнены народом: тут и жарят, и пекут , и варят , и куют . Какое разнообразие народностей и костюмов! При этом, ни единого деревца, никакой зелени: с одной стороны -песок, с другой- вода. Правда, у губернаторского дома стояли в кадках два небольших деревца, но такие хилые, тощие, жалкие, точно сироты на чужой стороне.
      Воздух пропитан керосином и не удивительно, так как улицы политы остатками керосина, пароходы, паровозы и печи в домах топят керосином, неподалеку громаднейший керосиновый завод. В квартире окна нельзя  открывать : мельчайшие, черные  частицы от  дыма   покрывают  собою все…»
   О. Александр с радостью вернулся на Баилов мыс. В Портовой церкви св. Алексия Митрополита он с местным военным духовенством отслужил  Божественную литургию. День был праздничный, народу собралось довольно много. После литургии О. Протопресвитер посетил командира Бакинского порта контр-адмирала К. Н. Назимова, от которого услышал лестные отзывы о пастырской деятельности священников Бакинской портовой церкви.
   Затем в квартире о.протоиерея Пятибокова о. Александр  с особенным удовольствием  и интересом  принял  священников местного епархиального собора о. о. Юницкаго  и Поташева: » оба они священники молодые, кандидаты Богословия, питомцы родной С.-Петербургской духовной академии, и оба, по отзывам городских обывателей, пастыри достойные».
      
Он участливо расспрашивал их о служебном и семейном положении. «Хорошо нам здесь живется, отвечали собеседники: служба частая, уроков  много, материально обеспечены , квартиры в  новом  церковном  доме  удобные. Наш архипастырь (Экзарх Грузии Архиепископ Палладий) заботится о нас отечески. Правда, сначала, пока не присмотрелись и не познакомились, немножко поскучали на чужой далекой стороне, а теперь привыкли» (о. Юницкий прожил в Баку уже пять лет, о.Поташев- около трех).
   О. Протопресвитер на это заметил: «Хорошим людям везде хорошо.   Блюдите между собою мир и согласие: работайте дружно на пользу церкви Божьей. Если где православные пастыри Христовы должны стоять на высоте своего призвания, то именно здесь, среди множества разноверцев и иноверцев. Помогай вам Бог!»(40).
   В результате ходатайств Протопресвитера А.А Желобовского  и  о.И.Лиадзе, Святейший Правительственный  Синод выделил 22 тысячи на ремонт Батальонной церкви, который начался в ноябре 1891 года. Размер молитвенного зала не изменился. Были устроены новые царские врата, жертвенник и др. части иконостаса. Все живописные работы выполнил местный учитель рисования и черчения г.Емец .
   В церкви был только один престол - во имя Св. Архистратига Михаила, вождя Небесных сил, поставленного над всеми ангельскими чинами "Ибо он низринул с неба возгордившегося сатану Денницу". Обычно люди приходят к нему с молитвой "Отведи от меня всех врагов видимых и невидимых".
   1 ноября 1892 года переосвятили перестроенную на основе б. флотской церкви походную Батальонную церковь во имя Св. Архистратига Михаила. На освящении присутствовал командир батальона полковник Лев Васильевич Симонов, все офицеры и по два унтер-офицера от каждой роты(38,41). 8 ноября 1892 года в день престольного праздника Св. Архистратига Михаила состоялся общий батальонный парад.
       


Рецензии