de omnibus dubitandum 101. 258

ЧАСТЬ СТО ПЕРВАЯ (1872-1874)

Глава 101.258. ПО ПРОТЕКЦИИ ГРАФА ОРЛОВА…

    - И вот осенью 1873 года Варвара Ивановна Александрова со своими подружками из кружка "фричей" оказалась в Париже. Желая продолжить своё "образование" на медицинском факультете Сорбонны.

    Контекст отправки. Слово Вере Фигнер.

    "Разорили студенческую общину, разрушили все начинания, все группировки и развеяли нас в разные стороны. Студентки старших курсов остались в Цюрихе, правильно рассчитывая, что, если учащаяся масса рассыплется, они, не уезжая, втихомолку благополучно кончат курс, и правительство не будет мстить этим одиночкам, раз Цюрих, как революционное гнездо, будет разорён. Многие, по разным мотивам, вернулись на родину. Растаяла, как-то рассосалась мужская молодежь.
Группа студенток отправилась в Париж

    ...В Париже в то время две русские уже были на медицинском факультете; тем не менее, получив десяток новых прошений о приёме в университет, министр народного просвещения обратился с запросом в русское посольство и, получив соответствующий ответ, отказал в приёме.

    Лишь спустя некоторое время граф Орлов {Граф Орлов Николай Алексеевич - русский посланник во Франции}, познакомившись с бывшей цюрихской студенткой Окуньковой, переменил гнев на милость. По его протекции Окунькова* была принята; тогда министр не нашёл нужным отказывать и другим. Так были приняты Бардина, моя сестра Лидия, пишет Вера Фигнер, - В. Александрова, две Тумановы и другие".

    *) ОКУНЬКОВА Зинаида Николаевна (евр.)(1848, Орлов. губ., женщина-врач - † в 1914 (?) (см. фото).{Венгеров}(по мужу Гольдингер), дворянка, дочь землевладельца Орловск. губ., коллежск. советника  — гражданский чин VI класса в Табели о рангах. Соответствовал чинам армейского полковника и флотского капитана I ранга. Род. в 1848 г. В 1870 г. (22 года) жила за границей в Швейцарии; училась в Цюрихск. ун-те; принадлежала к бакунинск. кружку.
Окуньковых находим в Списке владельцев помещичьих имений в 100 душ и выше (источник: «Приложения к трудам редакционных комиссий, для составления положений о крестьянах выходящих из крепостной зависимости. Сведения о помещичьих имениях». Том 2. Санкт-Петербург, 1860 г.) 
В 1872 г. приезжала в Москву с письмами от эмигрантов. Привлечена к дознанию по обвинению в сношениях с эмигрантами и подчинена надзору полиции. В ноябре 1872 г. (24 года) получила разрешение на выезд за границу с условием не возвращаться в Россию в течение трех лет. Жила в Париже и в 1877 г. получила степень д-ра медицины. В 1875 г., (27 лет)
По ходатайству русск. посланника в Париже кн. Орлова, в семье которого она давала уроки (с 1872-73 гг.), Зинаида Николаевна (23 года) – разрешено приехать на время в Россию, а позднее, после 1877 г., по возвращении ее в Россию, по ходатайству того же кн. Орлова, освобождена от надзора. В 1900-х г.г. — вольнопрактикующий врач в Москве. Умерла ок. 1914 г.
Справки (З. Окунькова, Буренина, Л. Любатович, Н. Махалов, В. Окуньков). — Голицын. Десятая глава, 130. — Справ, листок. — Список 1883 г., 111, стр. 30. — Медиц. список.— С. Венгеров, Список.

    Александр II назначил 14 декабря 1871 года генерал-лейтенанта, князя Н.А. Орлова чрезвычайным посланником — во Францию (г. Париж). Дипломатическая карьера князя Орлова развивалась параллельно военной. Князь Н.А. Орлов не унаследовал консервативных взглядов своего отца: он принадлежал к числу убежденных сторонников «великих реформ» императора Александра II, проповедовал веротерпимость и был врагом насилия. Записка «Об отмене телесных наказаний в России и в Царстве Польском», поданная им в 1861 году императору, имела широкий резонанс; следствием ее обсуждения стал Высочайший указ 17 октября 1863 года, превративший Россию, по выражению Д.А. Ровинского, «из битого царства в небитое». Свой досуг князь посвящал истории и искусству; он составил превосходную коллекцию рисунков старых мастеров и собрал фамильные документы. Супруга Николая Алексеевича, Екатерина Николаевна, урожденная княжна Трубецкая, по материнской линии приходилась внучкой Ивану Васильевичу Гудовичу: по этой причине грамота, выданная ему Павлом I, также оказалась в архиве Орловых. 4 августа 1875 г. жена князя Орлова умерла. В 1870-х годах расстроенное здоровье заставило князя Н.А. Орлова поселиться близ Фонтенбло, в замке Бельфонтен (Chteau de Bellefontaine), приобретенном его тестем, князем Николаем Ивановичем Трубецким (1807-1874) в середине XIX века; жители общины Сануа (Samois), к которой принадлежал замок, до сих пор помнят о покровительстве, которое оказал общине князь Орлов во время прусской оккупации, последовавшей за Франкфуртским миром 1871 года. В 1884 году князь Орлов получил назначение на должность полномочного посла в Берлине; оно оказалось последним: 17 (29) марта 1885 года Николай Алексеевич скончался. Князья Н.И. Трубецкой и Н.А. Орлов похоронены в Сануа, на кладбище при капелле, выстроенной Николаем Трубецким.
Сыновья:  Алексей, р. 1865/7 г. и Владимир, р. 1867/8 г. Алексей Николаевич (1867–1916) не дожил до пятидесяти и умер бездетным; продолжателем рода стал его младший брат князь Владимир Николаевич Орлов, родившийся в последний день 1868 года, впоследствии генерал-лейтенант, генерал-адъютант, начальник Военно-походной канцелярии Николая II, а затем помощник по гражданским делам наместника Кавказа.
   
В.Н. Фигнер, Полное собрание сочинений, т. V, 79 (Студенческие годы); т. III, 203 (После Шлиссельбурга).


Рецензии