Сбитый летчик подвиг трагедия и любовь по-пермски

                ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Те из жителей Перми кто, уж извините, постарше должны помнить, что в советское время, среди достопримечательностей нашего города, как это не кощунственно, была могила старшего лейтенанта Сергея Сафронова на егошихинском кладбище.
Про нее говорили "летчик, которого вместо Пауэрса сбили.

Считается аксиомой, что есть дружественные страны, но нет дружественных разведок.
А, если страны вовсе и не дружественные?

10 марта 1950 года RF-80A, разведчик на основе реактивного истребителя, пилотируемый лейтенантом Брюсом Пое, пролетел над Владивостоком.
Это считается первым случаем осознанного нарушения границ СССР воздушным судном НАТО.

Затем последовали новые полеты, в т.ч. над Курилами и Сахалином. Но RF-80A не хватало скорости и особенно дальности, а поршневые самолеты оказывались еще более уязвимы.

В итоге, 8 апреля того же года над Балтикой в районе Либавы был сбит флотский разведчик PB4Y Privateer, весь экипаж погиб.

Перед рождеством 1950 года президент США Трумен и премьер-министр Великобритании Эттли договорились о совместной программе разведывательных полетов.

За «Спитфайрами» последовали реактивные RB-45С. В ночь с 17 на 18 апреля 1952 года три самолета совершили групповой разведполет. Любопытная деталь – с машин были удалены все опознавательные знаки ВВС США, и нанесены британские. Вероятно, в случае попадания самолета в руки СССР, США могли бы откреститься, указывая на чужие опознавательные знаки.
А британские ВВС могли бы честно ответить, что у них на вооружении таких самолетов нет.
При захвате члены экипажей должны были говорить, что выполняли метеорологический полет.
Пока удавались даже массовые вылеты – но советская ПВО стремительно совершенствовалась, и угроза возрастала.
Нужен был более совершенный самолёт. И он появился.

19 ноября 1954 года было принято окончательное решение о «путевке в жизнь» будущего самолета-шпиона, совместного детища армии и ЦРУ, знаменитого Lockheed U-2 или, просто U-2.

Самолет должен был доставить нужную камеру на нужную высоту и расстояние – и ничего больше. Размах крыла увеличился до 24 метров.
Никто б не выдержал десятичасового полета в закрытом гермокостюме, поэтому герметичной стала кабина. Вместо первоначальных полозьев будущий U-2 получил шасси велосипедного типа, а под длинные крылья – дополнительные стойки, сбрасываемые при взлете.

Теперь дело оставалось за малым – определить, кому летать.
.Президент Эйзенхауэр, понимая щекотливость шпионских полетов, утвердил их программу с условием, что летать будут неграждане США.
 ЦРУ набрало поляка и четырех греков – но первый не имел нужного опыта полетов, а вторым мешал языковой барьер.
Пришлось все же обратиться к ВВС США.

Кандидат должен был иметь около 1000 часов налета на реактивных самолетах, иметь опыт одиночных вылетов над морем, знать ПВО и быть офицером резерва.
Подходящих летчиков вызывал командир и предлагал совершенно секретную работу. Согласившихся подробно опрашивали люди «из правительства» – ночью в отеле вне авиабазы. Затем их подвергали проверке на детекторе лжи и тщательным медицинским осмотрам.

В итоге были отобраны первые шесть пилотов. Они уволились из рядов ВВС и, уже как гражданские, подписали контракты с ЦРУ. Эта же схема чуть позже была пройдена и Пауэрсом.

 29 апреля 1956 года началась переброска, якобы «эскадрильи разведки погоды» U-2 на базу в Англии.
Вскоре британское правительство узнало настоящее назначение «метеоразведчиков», и тем пришлось перебазироваться в Висбаден, ФРГ.
20 июня U-2 успешно слетал над ГДР, Польшей и Чехословакией. Качество снимков было отличным. Полеты показали, что количество советских бомбардировщиков и ракет значительно завышено.

ЦРУ принялось использовать базы в ФРГ (Гибельштадт), Турции (Адана), Пакистане, Японии, Норвегии, Бразилии.
В совокупности к июлю 1960 года U-2 выполнили 38 полетов над СССР и странами Восточной Европы, отсняв свыше 4,5 млн км территории, еще 13 полетов сделали над Китаем.
До полета Пауэрса U-2 совершили 25 вылетов над территорией СССР. Кроме того, летали и над странами Ближнего Востока, от Саудовской Аравии до Ливана.

"Сказка" закончилась 1 мая 1960-го года.

                ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Эра безнаказанных полетов закончилась!

Именно в этот день Фрэнсис Пауэрс получил задание отснять ракетные полигоны у Свердловска и Плесецка.
Но, как сейчас любят говорить, "все пошло не так".

1 мая 1960 года Сергей Сафронов нёс боевое дежурство в 87-й истребительной дивизии в Перми, вместе с заместителем командира эскадрильи капитаном Борисом Айвазяном, который в этой паре МиГ-19 был ведущим.

По сигналу боевой тревоги они взлетели в 7:03 мск и через 32 минуты были на военном аэродроме «Кольцово» — в Свердловске, где самолёты срочно начали заправлять горючим. Однако взлёт был задержан на 1 час 8 минут — сначала на перехват американского самолёта-разведчика U-2 поднялся более высотный истребитель Су-9 с приказом лётчику таранить нарушителя (самолёт на тот момент был без вооружения), но таран не состоялся из-за ошибок оператора наведения на командном пункте (КП).
В 8:43, после команды лётчику Су-9 идти на посадку, в воздух была поднята пара Пермских МиГ-19.

В 8:53 U-2 был сбит ракетчиками, но более 30 минут(!) после уничтожения самолёта и на КП полка, и на КП армии ПВО считали, что он продолжает полёт.

В результате несогласованности действий различных служб самолёт Сафронова, шедший на высоте 11 000 м был принят за U-2 и в 9:23 поражён ракетой зенитного ракетного комплекса С-75.
Трагедия разыгралась в небе над Дегтярском (30—40 км к юго-западу от Свердловска) во время первомайской демонстрации.
Борис Айвазян сманеврировал, совершив резкое пикирование до высоты 2000 м, и с большой перегрузкой вывел самолёт на высоту около 300 м (по другим источникам, около 500 м, уйдя таким образом из зоны действия ракеты.

Причиной гибели лётчика, как было установлено правительственной комиссией, послужила плохая работа боевого расчёта главного командного пункта армии ПВО.
Начальники родов и служб не сообщали о принятых решениях на главный командный пункт, который, в свою очередь, не информировал об обстановке командиров частей и соединений.
В 57-й зенитно-ракетной бригаде просто не знали о нахождении истребителей в воздухе.
Система оповещения "свой-чужой", то ли была отключена, то ли не сработала.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1960 года № 237/12 старший лейтенант С. И. Сафронов награждён орденом Красного Знамени (в указе о награждении слово «посмертно» было опущено).
Сведения об обстоятельствах гибели оставались засекреченными вплоть до наступления перестройки в СССР.
По этой причине многие, до сих пор считают, что сначала сбили Сафронова, а уж потом Пауэрса.

Но это ещё не конец истории

Сергей был женат.
Супруга — Анна Васильевна Сафронова (урождённая Панфилова), училась с Сергеем Сафроновым в Гусь-Хрустальном в одной школе.
Борис Айвазян, напарник Сафронова в том злополучном пилоте, возможно чувствуя вину, за то что он, в отличии от своего ведомого выжил (хотя, откровенно говоря, такая уж доля у "ведомых") помогал, как мог, его вдове и сыну.
В итоге, через 8 лет Бориса и Анна поженились, переехали в Москву, у них родилась дочь.

Родной сын Сергея, Александр, пошел по стопам отца и стал летчиком.
Правда гражданской авиации.

P.S. Если вам понравилось, заходите в ВК, в сообщество:"ПЕРМЬ-ЗДЕСЬ НАЧИНАЕТСЯ ЕВРОПА".


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.