О результативности подводников Кригсмарине

Я давно, еще со времен службы на подводной лодке, интересуюсь историей подводного флота.  В своих работах я уже перечислял, какие книги на эту тему прочитал, не хочу повторяться. Но я знал, что этот вопрос интересует не только меня, и не так давно нашел этому подтверждение.  Неизвестный мне автор пишет свои заметки под ником "Места, не столь отделенные".  У него я прочитал эту заметку, которой и хочу поделиться со своими читателями, которых тоже интересует подводных флот, особенно периода Второй мировой войны.

Много лет в интернете идет полемика, кто круче, наши подводники, или немецкие? А может, американские или английские? Каждый, кто отстаивает свое мнение, приводит свои аргументы.  Высокую результативность немецких подводников в первые годы войны можно объяснить двумя факторами. Первый - огромное количество кораблей торгового флота, перемещающихся на просторах Атлантики, причем безо всякой охраны, так что целей у командиров субмарин хватало.

Второй - революционная по тем временам тактика "волчьих стай", когда на пути каравана судов даже с охранением из эсминцев или сторожевиков выставляется завеса из нескольких немецких субмарин.  Когда одна из них обнаруживает конвой, то сообщает в штаб на  берегу количество судов, их скорость и курс. Штаб отправляет шифровку всем лодкам "волчьей стаи" эти данные, и те спешат на перехват конвоя. Когда стая собирается вокруг конвоя, то ночью из надводного положения лодки атакуют с разных сторон, и корабли охранения не знают, за какой лодкой гоняться.

Но такая тактика приносила успех до тех пор, пока кораблей охранения конвоя было не так много, как торговых судов. А потом и охраны стало намного больше, чем в первые годы войны, и в состав их стали включаться конвойные авианосцы, что провело к тому, что  немецкие подводные лодки загнали под воды, снизили их скорости, и тем стало труднее догонять конвои. Не помог даже шнорхель, позволяющий лодке двигаться по водой на дизелях. Так что результативность  немецких субмарин упала,  их стали уничтожать больше, чем они топили торговых судов. Почти все герои-подводники, обладатели Рыцарских крестов за потопление 100 тысяч брутто-регистровых тонн судов противника, получили свои награды в первые годы войны, которые подводники назвали "тучными".

Известный российский историк, кандидат исторических наук Мирослав Морозов прочитал две лекции о действиях немецких подводников против наших Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Он проанализировал огромный массив документов, в том числе журналы боевых действий всех немецких субмарин, воевавших против нас, и показал, что результативность наших и немецких подводников в реальности не очень отличается. Существовавшие в 70-е годы цифры результативности атак наших подводников с реальными победами на Северном флоте завышены в 5,5 раз, на Балтике в 2,5 раза, и на Черном море в 2 раза. Но такие же приписки есть и в немецком флоте.

Один из последних немецких подводников, получивший Рыцарский крест с Дубовыми листьями Лангер, приписавший себе потопление 2 транспортов, 9 эсминцев, корвета, повреждение линкора "Архангельск",  в реальности утопил норвежский мотобот, потерявший ход из-за поломки, и британский корвет. Но награды в те 1944-45 года давались подводникам не так, как в 1940-1942 годах, за потопление транспортов свыше 100 тысяч брутто-тонн водоизмещения Рыцарский крест, а за намного меньшие достижения.

А теперь предоставляю слово автору статьи, который выполнил большую аналитическую работу.
***
Опять в комментариях к предыдущей статье возник спор на эту тему. Да ещё обязательно приплетут низкую результативность советских подводников по сравнению с немецкими.

Не будем в который раз вспоминать о качестве советских лодок и их оборудования, особенностях театров, на которых они действовали, и в конце концов количестве.

Разные источники дают немного различающиеся, но в общем схожие цифры. Если СССР имел 267 лодок, из которых в боевых действиях участвовали 170, то в Кригсмарине было  1154, из которых воевали 965.

Я было замахнулся проследить судьбу всех их командиров, но понял, что труд этот не на один день, их порядка 1400 было, поэтому ограничился фамилиями на А и Б.

Не привожу тех, кто никогда не выходил в боевые походы. По разным причинам, но только на эти две буквы их более двух десятков. Лучше посмотрим, кто выходил в море, но не добился ничего, или ограничился одной победой. Большинство из них погибли, нередко в первом-втором выходе. А кто же потопил столь внушительное количество вражеских судов и кораблей? Получается, именно те, кто умел выживать и совершал более 3-х боевых походов.

В статье Андрея Малеева "Асы и смертники" приводится такая статистика: 254 лодки, что составляет порядка 30%, сумели совершить только 1 поход и потопили только 3% вражеского тоннажа. Совершившие 2-3 похода составляют 29% и потопили 15% тоннажа. Выходит, что 82% потопленного тоннажа противника приходятся на всего 40% от всего числа лодок.

А теперь перейдём к конкретным командирам и их лодкам. Для начала те, чей патруль продлился всего несколько дней и окончился гибелью без всякой пользы.

Обер-лейтенант Ульрих Абель, U-193, погиб со всей командой на 2-й день своего первого патруля в качестве командира, не нанеся противнику никакого урона. А за плечами у него было несколько лет в качестве 1-го вахтенного офицера под началом успешных командиров.
Обер-лейтенант Густав Борхардт, U-563, 3 суток.
Лейтенант Ханс Баде имел за плечами 200 суток в патрулях в качестве вахтенного офицера. Прошёл подготовку на командира, погиб со своей U-626 на 7 день первого похода в этом качестве.
Обер-лейтенант Вольфганг Альдергапманн, U-297, 12 дней.
Капитан-лейтенант Герман Бауэр, U-169, 10 дней.
Капитан-лейтенант Вернер Бендер, U-841, 14 дней.

Дальше идут командиры, безрезультатно погибшие со своими лодками, совершившие 1-2 патруля общей длительностью до 50 суток: Ханс Баден, Франц Барш, Хайнц Бекман, Фридрих Берендс, Георг Бассе.

Находившиеся в море до 200 суток в течение нескольких патрулей и ничего не добившиеся: Хуго Бальдус, Дитхельм Балке, выжили. Курт Барлебен, Эрнст Блодов - 2 года, 6 патрулей, всё без толку, погиб. Ханс Блауэрт, Гельмут Блок, Отто Блюм, Вольфганг Бартен, Эрвин Бартке, Ханс Боос - но этот хоть выжил до конца войны, Эберхардт Бопст, Курт Браун, ему было всего 21 год, когда он отправился на своей U-763 в первый и единственный патруль, 36 суток в последние дни войны, выжил.

Клаус Беккер, 4 патруля, 86 дней, безрезультатно. Его U-260 в итоге потоплена, вся команда попала в плен.

Далее Вольфганг Брайнтхаунт, Ханс Брозин, этим выжить было не суждено.
Ханс Бёрнер 2 года командовал учебной лодкой U-735, на ней и погиб под английскими бомбами.

Также безрезультатно погибшие Вольфганг Бергер, Конрад Борнхаупт, Герберт Браммер, Ханс Бранс. Курт Бёме выжил. Как и Эрнст Болдуин, сумевший за 4 патруля потопить только наше судно "Революция" , 433 тонны.

Обер-лейтенант Карл Бодденберг, U-963, 7 патрулей, 188 суток в море. 0 успеха. Выжил.

Капитан-лейтенант Хайнц Бенциен 9 патрулей, 196 суток в море. Его U-425 погибла со всей командой 17 февраля 1945 года в Баренцевом море.

А кто же чемпионы по длительности безрезультатных походов?

Обер-лейтенант Ханс Бугс, U-629. Два года в командирской должности, 11 походов, в основном коротких, действовал на севере с баз в Норвегии. За 204 суток в море не добился ничего, так и погиб на 2-й день последнего патруля, едва выйдя с нового места базирования в Бресте.

Обер-лейтенант Карл Альбрехт базировался в далёком Пенанге. Его U-1062 до момента своей гибели в море совершила 2 безрезультатных патруля общей продолжительностью 207 суток.

А сколько надо находиться в море, чтобы утопить шхуну водоизмещением 146 тонн и повредить два судна покрупнее?

Капитан-лейтенант Ричард Беккер доказал, что для этого хватит всего 372 суток. Столько он потратил на свои 8 патрулей. Зато выжил и дотянул аж до 2000 года.

Карл Борн несколько отстал от него. Совершив 8 патрулей продолжительностью 230 суток, он сумел победить советский пароход "Щорс", подорвавшийся на поставленной Борном мине у пролива Югорский шар. А Борн сумел дожить до 1995 года.

Гюнтер Ла Баум, командовал U-355 с 29 октября 1941 года по 1 апреля 1944-го. Приличный срок, совершил 9 патрулей длительностью 211 суток. Сумев потопить лишь одно судно, погиб со всей командой.

Другие командиры, сумевшие потопить только 1 корабль или судно:
Хайнц Бедун, 45 дней в море, погиб со всей командой на своей U-25, потопив лишь 1 корабль, но какой - 11 000 тонн. Правда это было в июне 1940 года, ещё раздолье для немецких подводников.
Фридрих Альтмайер, 121 день в море, HMCS Chebogue (K 317).
Герберт Брюннинг, 4 патруля, 185 дней, 1 судно в 2125 тонн.
Вильгельм Брауэль, 153 дня, 1 судно.
Рудольф Бальтц, 129 дней, 1 судно, правда приличное, 4800 тонн.
Арендт Бауэр, 1 судно. Его U-131 была потоплена экипажем 17 декабря 1941 года. В этом единственном боевом выходе, вся команда попала в плен. Но произошло это в отчаянном бою с кораблями и авиацией противника. Это была первая лодка, сбившая самолёт во 2-й Мировой войне. Жаль, фото его не нашёл.

Несколько отдельных историй о выживших.
Капитан-лейтенант Тило Боде. На подводном флоте с октября 1942 года. 30 сентября 1943 года стал командиром U-858. До конца войны совершил 2 патруля продолжительностью 173 дня. Никого не потопил, никого не повредил. 14 мая 1945 года сдал свою лодку U-858 в Кейп-Мей, штат Нью-Джерси. Дожил аж до 2014 года.

Фрегаттен-капитан Хайнц Бёке с 15 июня по 20 сентября 1942 года (98 дней в море) патрулировал в Карибском море. Безрезультатно. По возвращению был отстранён от участия в боевых действиях, так как оба его брата были убиты и он остался единственным сыном в семье. Продолжил службу на штабной работе. Конец войны встретил в звании капитана 1 ранга.

Ну вот, это командиры с фамилиями на первые две буквы алфавита. Сколько было неудачников с фамилиями на остальные двадцать букв - слишком долго перечислять.

А в заключение об одном успешном командире.
Корветтен-капитан Хайнрих Бляйхродт отправил на дно 24 транспортных судна, 1 военный корабль и повредил 2 судна. Всё это он совершил за 8 патрулей общей продолжительностью 405 суток. Хватило бы на десяток выше перечисленных.
Только надо знать, что своих успехов он достиг до января 1943 года, того года, когда счастливое время немецкого подводного флота закончилось.
Так вот, когда он находился в море, пришло радиосообщение о награждении его за достигнутые успехи Рыцарским крестом. Это было в октябре 1940 года. И он заявил, что не наденет награду, пока такую же не получит его 1-й вахтенный офицер Рейнхардт Зурен.
Потому что именно Зурен руководил всеми атаками в надводном положении лодки и половина успеха принадлежала ему. Что ж , 3 ноября Зурен стал первым из вахтенных офицеров, награждённых Рыцарским крестом.

В дальнейшем Бляйхродт стал обладателем Дубовых листьев к своему кресту, но Зурен превзошёл его, - став командиром, получил помимо Дубовых листьев и Скрещённые мечи.

Фото на заставке - Бляйхродт, на шее хорошо виден Рыцарский крест с Дубовыми листьями  чуть выше креста на той же ленте.
Первый дожил до 1977 года, а второй до 1984-го.


Рецензии