Диалектика пороси в работах Ленина

"Стеление сломки" - это забота. Это уже "порося". ("Не было у бабы забот, так купила порося"). Будет ли результат - неизвестно. А забота уже есть.  Этого уже достаточно, чтобы "стеление соломки" назвать "покупкой порося".

Но есть и еще кое-что. Более важное. Главное.

Главное заключается в том, что в современном динамичном, быстро меняющемся мире это "стеление соломки", т.е. забота о будущем, выстраивание модели своей траектории на 2-3 хода вперед, — часто превращается в свою противоположность. Диалектически превращается в свою противоположность.
 
Потому что "стеление соломки" - это всегда ориентация на стереотипы, стандартные решения, шаблоны, - суммой которых является человеческий опыт, формирующийся на основе "здравого смысла". А "шаблоны" часто не подходят для "новых ситуаций", которые и есть результат  "быстрых изменений". А иногда и смертельно не подходят, т.е. при всем своем "здравом смысле" дают ложный, противоположный, ведущий к катастрофе результат.

Простому человеку, недиалектическому философу, очень трудно отличить ситуацию, где нужно проявить осмотрительность, а где не "стелить соломку"? ему трудно ответить на вопрос "что нужно проявить — смелость или осторожность?" или: "продолжать упираться или воспринять препятствие, как знак того, что нужно изменить траекторию?"

И тогда он что-то выбирает. Выбирает что-то одно. Выбирает одну из сторон этой противоположности. Таким образом упрощая диалектическую ситуацию. Которая характеризуется присутствием одновременно (!) двух сторон противоположности и необходимостью одновременно (!) совершать 2 противоположных действия. Но человек так не может, поэтому он выбирает что-то одно, упрощает, и дальше так всегда и действует с этой позиции.

Например:

Каждый управленец знает принцип "решаем проблемы по мере их поступления". Правильно? Правильно. Но в результате возникает "реактивное поведение", т.е. человек лишь "реагирует" на изменения среды, но не предваряет их и, тем более, не формирует их. Пассивная функции. Позиция "вечно догоняющего". Ленин называл это "хвостизм", т.е. "быть в хвосте у событий". А другая сторона описана выше — стереотипное "стеление сломки", и далее впихивание "живой жизни" - своих действий, деятельности других людей -  в "сапог" своей схемы, своего шаблона, - Ленин называл это "начетничество".

Хвостизм и начетничество - это две стороны диалектического противоречия, которые возникают когда диалектическую проблему движения живой жизни решает "недиалектический философ", представитель "здравого смысла".

Он никогда не сможет вырваться из замкнутого круга противоречия, которое можно сформулировать так:

И начетничество плохо, и хвостизм плохо, но кроме них ничего нет, так что же делать? Рисовать чертежи будущего (а затем по ним действовать) — это начетничество. Не рисовать чертежи будущего (а затем действовать как придётся, маневрировать) — это хвостизм. Рисовать или не рисовать чертежи будущего? Дзен. Коан. «И так нельзя, и противоположным способом нельзя, а ничего другого вообще нет» — так формулируется структура этого типа  «диалектической проблемы».

Есть ли у него, у такого человека, шансы? С учетом того, что с каждым шагом скорости все быстрее, неопределенности все больше, а ставки все выше? Если представить конус, и начать его обматывать проволокой, начиная снизу, плотно, кольцо к кольцу, то мы уже приблизились к самой верхушке.


Александр Клейн
15-18 июня 2022 г.


Диалектика Стеления соломки
http://proza.ru/2022/06/09/1129

Диалектика пороси в работах Ленина
http://proza.ru/2022/06/18/23

Порося
http://proza.ru/2021/05/21/259


Рецензии