Заключительные аккорды

Заключительные аккорды
--
Стоп, - говорит мне внутренний голос.
Замерла и  читаю: - «Завершается очередной, 84-й концертный сезон Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь. Заключительным аккордом станет программа 16 июня «Классика для всех». В этот вечер за дирижерским пультом будет главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь, народный артист Беларуси Александр Анисимов. Солистка – Ирина Крикунова, которая последние 20 лет своим исполнением украшает программы оркестра. Далее,  в программе:
С.Прокофьев – Сюита из балета «Ромео и Джульетта».
К.Сен-Санс – Концерт №2 соль минор для фортепиано с оркестром, ор.22.
Р.Вагнер – «Кольцо бессмертия».
--
   - Ясно, - говорит мой культуркуратор Ната, – «значит нам туда дорога…».
Миг…и билеты в кармане.
--
Программа концерта интриговала и радовала тем, как созвучно времени и настроению были отобраны композиторы и произведения.
--
В зале нет ни одного свободного места.
Несмотря на пёстрый состав слушателей, всех объединяло  взволнованное ожидание встречи с оркестром и любимым дирижёром-магом -   Александром Анисимовым.
Ведущая объявляет  о начале концерта.
Её голос тонет в шквале аплодисментов, передать их децибелы, когда своей летящей походкой выходит Маэстро, просто невозможно.

Знакомый жест, и тихое признание:
   - Спасибо. Приятно, что вас так радует встреча с оркестром. Для нас это очень важно. Не просто поднимается настроение, а усиливается акустика, мы становимся с вами всё ближе и ближе.- С лёгкой иронией продолжил,
- простите нашу молодую ведущую, наш концерт будет в другой последовательности.  В первом отделении играем С. Прокофьева – сюиту из балета «Рамео и Джульета» и Р. Вагнер – вступление и заключительная сцена оперы  «Тристан и Изольда».
--
Великий Прокофьев.
Узнаваемая по первым аккордам музыка.
Наслаждаемся стремительными пассажами с отрывистыми аккордами. Их сменяет лирическая, мечтательная, обволакивающая тема грез.
Нежные лирические звуки и взрыв…. драма, трагедия.
На  несколько минут зал замирает.
Накатываются волны – «Браво»»!
К сцене бегут девчушки с букетами. Соседка рядом смахивает слезу.
--
Далее, логическое продолжение темы любви.
Р. Вагнер.
Признанное мнение - что «Тристан и Изольда» это одна из самых выразительных, чувственных и волнующих звуковых поэм во славу чистой, страстной любви.
Любовь и смерть…
И эти неожиданные мажорные аккорды в заключении - король Марк благословляет умершую Изольду.
Музыка оживляет память, вызывая сильные эмоции у слушателей.
Сколько красок добавляет в раскрытие музыкального образа героини, яркой драматической и трагической судьбы, чистое и сильное сопрано солистки оркестра Ирины Крикуновой.
--
Второе отделение.
Маэстро вновь шутит и предупреждает:
  - Мы приготовили для вас много сюрпризов. Уже сама встреча музыки Сен-Санса и Вагнера – вечный сюрприз.

Поклонники композиторов знают – это такие разные и такие неравнодушные друг другу мастера.
Вспоминается, на одном из концертов ведущая обратила внимание на отношение Сен-Санса к Вагнеру. По памяти: - ««Восхищаюсь произведениями Рихарда Вагнера, несмотря на их причудливый характер. Они превосходят мощью, и этого достаточно для меня. Но я никогда не был и никогда не буду в вагнеровской религии».

У него своя религия – торжество жизни и любви.

Второй концерт мастера – одно из самых популярных его произведений.
Здесь такой букет красок природы, звуков птиц, колоколов, народного гулянья. В стилистике музыки резкие контрасты. Солистка – Ирина Сидорович виртуозно улавливает игрой на фортепиано ритмику, смену музыкальных красок. Ей удаётся, к восторгу слушателей, силой рук, чутким сердцем и пониманием замысла композитора передать все оттенки музыкального высказывания.
Разнообразие музыкальных  красок  позволяли критикам отмечать, что именно в этом произведении  Сен-Санса концерт начинается «в стиле Баха, а заканчивается в стиле Оффенбаха». 
Зал взволнован посылом музыки – «любовь никогда не бывает без грусти, но это ведь лучше, чем грусть без любви…».

Дирижер вновь с лукавинкой обращается к залу.
   - Вас  ждёт не простое испытание. Мы будем стараться преобразовать на ваших глазах сценическое пространство.
Нас было на сцене семьдесят человек, а для полного звучания Вагнера, нас должно стать сто двадцать.

Всё готово.
Завершение концерта - Вагнер.
Заключительная часть оперы «Гибель богов».

Эта опера  тетралогия  «Кольцо нибелунга».
Те, с кем мы старались не пропустить ни одного концерта с исполнением работ Вагнера, ценили   мощь, сюжетность его произведений. Как правило, это всегда  музыкальные драмы. Не случайно критики их часто сравнивают с ожившими фресками Джотто и Микеланджело.
Чтобы полнее понять заключительную часть тетралогии, нужно вспомнить мифологию о Нибелунгах.
По преданию это мифический древний род карликов владетелей и хранителей древних сокровищ на землях по реке Рейн.

Кольцо бессмертия появилось, как гласит одна из легенд, в качестве памяти о храбром подвиге Прометея, которого освободил Геракл. Он разбил цепи, а  обрывок цепи остался на руке титана. С тех пор кольцо, став сокровищем,  притягивало как особый символ преданности и верности долгу.
Вагнер, со всей силой своего музыкального дарования, через взрывные аккорды труб и ударных инструментов,
языком музыки повествует драму Зигфрида,
владельца кольца.
 
Сменяются разнохарактерные эпизоды.
В первом – преобладают звуки, наполненные ощущением восхода солнца, радостью жизни.
Во втором -  слышится шелест леса,  пение птиц.
В завершающем эпизоде… сверкание пламени.
Оркестр играет суровый и мрачный "Похоронный марш Зигфрида".

Эти контрастные перемены передаются органически выстроенными оркестровыми картинками и мощным голосом солистки.

Язык музыки позволяет понять -
гибель богов связана с силой зла.
Финал… закат богов… Зло повержено.
Величавые аккорды  заключения раскрывают мирное течение Рейна, тёплые звуки надежды на лучшее, светлое будущее.
 
Слушателя возвращают к  теме, которая в начале оперы извещала о рождении Зигфрида.
Жизнь продолжается, любовь сильнее смерти…
--
С этим чувством надежды и заканчивается концерт.
И, как бы это не звучало пафосно, – музыка открывает светлые перспективы, уводит от повседневной суетливости, наполняет душу живительной энергией…


Рецензии
Диночка, спасибо большое!
Вместе с Вами побывала в мире музыки!

Всего самого доброго Вам!

Хорошего светлого Праздника Весны, цветов и милых Дам!
Счастья и радости!

С теплом,
Вера.

Дочки-Матери   08.03.2024 01:33     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая.
Взаимно!!!!!!

Дина Иванова 2   08.03.2024 10:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.