Писатель-краевед Геннадий Рыжкин

                Василий Агошков
ПИСАТЕЛЬ-КРАЕВЕД
ГЕННАДИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ РЫЖКИН

СТРАНИЦЫ ЛИВЕНСКОЙ ЖИЗНИ. Июль 1969г. мы, шестимесячные молодожёны и одиннадцатимесячные студенты бывшего Орловского пединститута, только что счастливо переведённые после тягостной сессии на второй курс, стойко провели на бесконечном… бетонировании большого Ливенского элеватора. Теперь многие события того месяца подзабылись, будто скрытые цементным раствором, но мой рискованный поход к романтической Адамовой мельнице помню до сих пор.
Как человек, целенаправленно занимавшийся уже тогда краеведческими изысканиями и читавший всё выходившее по истории области, я кое-что знал о Ливнах литературных. Поэтому постарался рационально использовать время нахождения в здешних местах и на осмотр достопримечательностей.
Однажды, к вечеру, чуть не заблудился, исследуя городские окрестности. Не буду скрывать: один я оказался у Адамовой мельницы потому, что немного бестолково повздорил со своей неуступчивой любимой, спланировавшей вечер как-то иначе. Пишу это не для того, чтобы вплести свою историю в историю взаимоотношений писателя Паустовского с его литературной героиней Анфисой, прообраз которой он видел в Ливнах. Однако то, что моя мама тоже Анфиса, заставило меня настоять на своём и ринуться к реке Быстрая Сосна.
Адамова мельница встретила меня загадочно, даже мрачно. Никого вокруг. Как-то быстро наступила ночь – и стало немного жутковато. Казалось, что тени людей, когда-то обитавших здесь, окружили меня. Речка говорливо несла вдаль свои воды, не обращая ни на кого внимания. Я пошёл напрямик от Сосны в сторону палаточного городка, в котором мы жили, но со страхом и удивлением каждый раз обнаруживал, что иду не туда. Выручила солдатская смекалка: по первым звёздам вышел на трассу Орёл-Ливны, проделав несколько километров по бездорожью.
А уже на следующий день путешествовали с женой за горохом, который безропотно принимал нас на свои густые заросли. Сейчас я забыл о тех трудностях, которые испытывали мы, студенты, при бетонировании элеватора, но помню до сих пор тот очищавший озноб, который охватил меня в ливенском поле при виде остатков безжизненной мельницы. К чувству невольного страха (а вдруг – волки!) примешивалось трепетное чувство осознания того, что именно здесь, на берегах Сосны, происходили события, запечатлённые Паустовским.
«В минуты отдыха сидел когда-то с удочкой у Адамовой мельницы вблизи Ливен писатель Константин Георгиевич Паустовский. В «Книге скитаний» он писал: «Из окна докторского кабинета виднелись такие дали и такие мягкие и округлые взгорья, что замирало даже от взгляда на них сердце. А у подножия этих далей, увалов, оврагов и взгорий широкой (по весне) лентой протекала под железнодорожный мост река Быстрая Сосна. Она действительно была быстрая, струистая, несла последние коричневые льдины, шуршала, особенно громко по ночам и с каждым часом подымалась, качая и затапливая кусты лозняка…».
Я невольно вспомнил о своём походе к реке Быстрая Сосна, читая добрую и талантливо написанную книгу Геннадия Рыжкина «Страницы ливенской жизни».

ЛЕТОПИСЕЦ ЛИВЕНСКОГО РАЙОНА. С поэтом, писателем-краеведом Г.В.Рыжкиным я более близко познакомился, правда, заочно, в феврале-марте 1983 года. До этого я читал его «тёплые» материалы в областных газетах (тогда журналисты умели заглядывать в души людей). Геннадий идеально подходил под определение «рабоче-крестьянский корреспондент»: работал на заводе, жил в Ливнах – городе, кровно связанном с селом.
21 января 1983г обкомом КПСС я был назначен редактором Малоархангельской районной газеты. Работали тогда в «Звезде» молодые журналисты, так что я как самый юный из районных изданий редактор, оказался всё же старшим среди своих работников и по возрасту, и по должности. Тем не менее, пройдя хорошую школу подготовки в многотиражной газете Мценского завода алюминиевого литья «Рабочая честь», соприкасаясь с журналистами Мценской «районки» и газеты, издаваемой на Московском заводе имени Лихачёва, филиалом которого МЗАЛ и являлся, я в первую очередь решил опереться на безотказный опыт ветеранов, как работавших когда-то в «Звезде», так и сотрудничавших с нею.
Просмотрев подшивки, выписал фамилии наиболее часто повторявшиеся на страницах газеты и чьи материалы заслуживали хорошей, на мой взгляд, оценки. Всем лично разослал письма с предложениями о сотрудничестве. Среди первых откликов нашёл я и письмо из Ливен от Г.В.Рыжкина. Он присылал не только свои рассказы, стихи, но и делал по нашей просьбе всевозможные клише, заставки, рубрики и пр. Кстати, недавно видел в «Звезде» рыжкинскую рисованную рубрику «Край родной». А ведь ей исполнилось 20 лет!
Помню его юмореску о водителях, которые писали на дверцах машин то «Специальная», то «Медицинская», то «Технологическая» и пр. На самом же деле бессовестные водители торопились по своим делам, на ловлю той же рыбы, вместо того чтобы использовать транспорт по назначению. Не знаю, что встревожило секретаря райкома партии, но тот высказал мне упрёк в напечатании именно этого материала.
Особенно нравились читателям краеведческие исследования Геннадия Рыжкина. Писатель старался порадовать читателей своими находками, задушевно рассказать о Малоархангельске прошлых лет. Мне нравится в моём коллеге то, что он коротко, но доходчиво умеет подавать материалы. Он один из немногих, кто соединил две несоединимые вещи – физику и лирику. Об этом – в нашем интервью.
Не могу не сказать принародное «спасибо» Геннадию Витальевичу, который не раз выручал нас тем, что присылал дефицитные лампочки на машину, нарезавшую с фотографий клише. Лечил я и свой остеохондроз его самобытными лекарствами.
А виделись мы всего один раз, когда я приезжал в Ливны на семинар внештатных корреспондентов. Испытываю к Г.В.Рыжкину самые тёплые дружеские чувства. Он подарил мне свои краеведческие книги, стихи. Изредка обмениваемся письмами. Жаль, что живём далековато друг от друга.

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ.
ГЕННАДИЙ РЫЖКИН О СЕБЕ.
– Родился я в 1940г. на реке Оке, в Тульской области, в местах литературно-художественных. Таруса, Алексин, Поленово лежали поблизости. Там жили А.Чехов, М.Цветаева, К.Паустовский, художники В.Поленов, В.Борисов-Мусатов. Места – живописные! Помню, идём, бывало, мы, пацаны, по берегу Оки, видим: художник заезжий пейзаж пишет. Остановимся, смотрим и удивляемся: как это знакомые виды воплощаются на полотне. Неудивительно, что, когда исполнилось мне лет десять-двенадцать, начал рисовать. Сначала карандашом перерисовывал портреты знаменитых людей из книг, а потом учительница по рисованию Мацко сказала, что писать нужно с натуры, – живо вспоминает Геннадий Витальевич.
Стал он участником кружка. Пробовал сам писать красками. Сначала акварельными – не понравилось. Масляные покупал в тюбиках (дома рубль давали на кино), рисовал на кусках картона с натуры. Учительница говорила родителям, чтобы после школы мальчик поступал учиться на художника…
В десятилетнем возрасте пошёл Гена с двоюродным братом Володей в музей художника В.Д.Поленова (на берегу Оки). Шли лесом через тёмные овраги, но пришли на усадьбу. Музейщики сказали, что для двоих экскурсию устраивать не будут. Ребята остались ждать. Повезло. Какая-то экскурсия приехала; сжалились взрослые над юными посетителями и пустили в музей. Посещение его оказало неизгладимое впечатление.
Картину Поленова «Осень на Оке» помнит Рыжкин и сейчас. Он говорит, что тяга к художественному творчеству проявляется у него всплесками в течение всей жизни. В 1973г. занял третье место в закрытом областном конкурсе на создание значка, посвящённого 30-летию освобождения г.Орла. Всего выполнил эскизы десяти значков по разной тематике, которые выпущены. Эпизодически пишет маслом пейзажи, портреты, а на работе поручают дизайнерские разработки.
В 1956г. родители переехали в южную часть Тульской области. Рядом лежало Куликово поле. Был там много раз. «Сердце замирало – казалось, что меч или кольчуга под ногами окажутся, но предметы старины ни разу не попались», – признаётся Геннадий Витальевич.
Закончив среднюю школу, поехал в Тулу. Ехал в кузове грузовой попутной машины, на закрытом брезентом мясе (на продажу вёз хозяин). Отец договорился с шофёром, чтобы он привёз подростка к конечной остановке трамвая. Из трамвая парень вышел тогда, когда увидел высокие дома. Пошёл по улице до вывески «Электромеханический техникум», тут же документы сдал. Экзамены выдержал, хотя и нелегко было – семь заявлений на место… Рыжкин рассказывает:
– Тогда читал художественных книг мало, всё время уходило на учёбу. Что касается литературного творчества, то зачатки его проявлялись уже в то время. Писал эпиграммы юмористические на товарищей, рисунками их сопровождал – и это вызывало успех у товарищей, о чём свидетельствовал их гомерический смех.
В 1960г., после защиты дипломного проекта, направили выпускника в Ливны на завод «Ливгидромаш». Сначала работал он токарем, потом главным механиком. Т.Д.Замула, устроив ему экзамен, взял работать конструктором. На этом поприще трудится Рыжкин и сейчас. В детстве строил авто- и авиамодели, ракеты.
– Вероятно, с рождения в генах была заложена тяга к технике. Больших высот не одолел (?-В.А.). Но на производстве используется более восьмидесяти моих рационализаторских предложений, сотни конструкторских разработок, направленных на повышение эффективности труда. Наградили орденом «Знак Почёта», знаками отличия, присвоено звание «Почётный машиностроитель», по итогам 2002 года стал дипломантом областного конкурса на звание «Лучший конструктор Орловской области». В 1963г. поступил, а в 1969г. закончил Машиностроительный институт, – рассказывает Геннадий Витальевич.
Литературным краеведением начал заниматься в 1970 году. Писал материалы в газеты: районную – «Знамя Ленина», областные – «Орловскую правду», «Орловский комсомолец». Заместитель редактора районки А.А.Лесных предложил написать очерк о героях-ливенцах. В военном комиссариате дали папку с копиями наградных листов и другими материалами. Были там и адреса некоторых героев. После получения писем от ветеранов, создал очерки о В.З.Петрашове, А.В.Зуйкове, И.К.Никульникове, о других героях. Заголовки рисовал в газету сам. В те же годы стал рабкор писать рассказы. Первый «В незнакомом городе» редактор Ливенской районной газеты «Знамя Ленина» И.Ф.Лохматов с охотой взял и напечатал. Потом появились и другие рассказы: «Отцовское поле», «Яблочные семечки», «Грачи прилетели». По просьбе редактора посылал в газету также короткие юмористические стихи, частушки, рисовал сатирические иллюстрации, сочинял и стихотворные подписи к ним. Писал и лирические стихи.
– Помню, принёс стихи заместителю редактора Н.В.Барабанову. Он прочитал их и ухмыльнулся: «У тебя первая строфа написана ямбом, а вторая – хореем, это не дело!». (У известных поэтов такие, ямбо-хорейные, стихи признаны как оригинальные!-В.А.) Научил меня азам техники стихосложения. Всё ранее написанное пришлось переделать. Затем стихи поместили всё-таки в газете, а Барабанов, всегда скромный на похвалу, напутствовал: «Пиши, у тебя получается!» Ходил Рыжкин на занятия литературного объединения «Проталинка», где Барабанов учил понимать поэзию. Посылал автор стихи в «Орловскую правду». Поэт Виктор Дронников их редактировал, учил в письмах, как нужно писать.
Рассказы посылал в «Орловский комсомолец» поэту Льву Котюкову, тот хвалил в письмах и давал добро на публикацию. Материалы газетных жанров проходили через писателей Ивана Рыжова и Геннадия Харитонова.
Так Рыжкин стал внештатным корреспондентом «Орловского комсомольца». Его краеведческие материалы постоянно появлялись в районной и областной газетах. Результаты поисков превратились в три солидные краеведческие книги: «Страницы ливенской жизни» (1996г.), «Ливенские были» (1997г.), «Ливенские дали» (2000г.), вышедшие в издательстве Орловской государственной телерадиокомпании. Путёвку в жизнь первой книге дали: редактор, заслуженный работник культуры России Ася Петровна Олейникова и директор типографии «Труд» Г.И.Вороничев. Встретили они провинциального автора с пониманием, ознакомились с рукописью, похвалили.
– Огромная поддержка вдохновила меня на написание последующих книг, – вспоминает Геннадий Витальевич. – Отдельное спасибо А.П.Олейниковой. Большая благодарность от меня заместителю губернатора области Виталию Алексеевичу Кочуеву (он тогда работал главой администрации г.Ливны), Юрию Викторовичу Коростелкину – в то время главе города Ливны, Александру Юрьевичу Максимову – его заместителю. Без их поддержки – моральной и финансовой – ни одна краеведческая книга, написанная мной, не увидела бы свет. По итогам 2001г., благодаря их вниманию, я стал победителем конкурса «Лица года» в номинации «Краеведение», который проводится в Ливнах.
Должен заметить, что в Ливнах, действительно, работают культурные руководители, не на словах, а на деле пекущиеся о культуре, о выделении денег на издание тех же краеведческих книг. И это правильно. Кто-то может заметить, что в Ливнах хорошо работают предприятия и есть деньги на издание книг. Уверены, что этому способствует, прежде всего, культура, без которой экономика мертва.
Что касается поэтических сборников, то их Рыжкин выпустил два: «Малая родина» (1999г.) и «Зори над Сосной» (2002г.) Кроме того, часть стихов поэта вошла в сборник «Пейзажи милые России», вышедший в Орле в 2000 году.
Книгу «Зори над Сосной» опекал московский поэт Михаил Александрович Беляев, много лет работавший редактором издательства «Молодая гвардия». Он дал ливенцу-земляку много профессиональных бескоры-стных советов. Г.В.Рыжкин делится планами на будущее:
– Сейчас в Орле готовится к выпуску книга «Ливенская старина» – редактор А.П.Олейникова. Работаю над выпуском регулярной страницы «Ливенские дали», которых уже вышло более восьмидесяти в местной «Ливенской газете». Выступаю в школах города, читаю стихи, рассказываю об истории края. В праздник 300-летия Российской печати награждён именными часами губернатором области Е.С.Строевым. Увлекаюсь фотографией, снимки печатаются в периодике. Около двух десятков моих цветных фотографий вошло в книгу ливен-ского автора и журналиста В.И.Полякова «Ливенские первопроходцы».
Надо добавить, что совместно с газетой «Орловский вестник» Г.В.Рыжкин готовил к выпуску иллюстриро-ванные карты города Ливны и Ливенского района, а также набор открыток «Ливны – во все века дивны». Представлены очерки Геннадия Витальевича и в моей книге «Малоархангельские истоки» (1999г.).
Но и это не всё. На его стихи написаны четыре песни местными композиторами В.Горностаевым и Т.Михайловой. А ансамбль «Ливенские гармошки» исполняет рыжкинскую песню «Ливенка», созданную композитором В.Ольтом. В свободное время любит он прогуляться на лыжах или велосипеде по ливенским просторам. Там и рождаются очерки, стихи.
Одно из стихотворений Г.Рыжкин посвятил К.Г.Паустовскому. Поэт представил его в момент прощания с Ливнами: Прощай, спокойная обитель,//Дома с геранями, Сосна,//Земля, где Нацкого увидел,//Где в реку падала блесна… Но Паустовский живёт в душах ливенцев. Он и в сердце поэта и писателя-краеведа Геннадия Рыжкина…
*

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии